Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.
Святые отцы
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 5, 9 И будет препоясан правдою о чреслех своих, потому что Езекия творил суд и правду, как отец его Давид. И не… возмогут погубити ни когоже на горе святей Моей, то есть с Иудеями будут в мире народы соседние и отложившиеся единоплеменники.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
и будет препоясан правдою о чреслех своих и истиною обвит по ребрам своим
Симмах и Феодотион: «грудь Его будет окружена верою», чтобы и мы облачились в эту одежду. Какой человек являлся имеющим вечную одежду, приличествующую одному Богу, о чем в конце этого пророчества говорится: «облечется в броню – в правду» (Прем.5:18; Ис.59:17) и в одежду Божию?
Не потому, чтобы у Бога были ребра и чресла, – ведь Божество бестелесно, – но этим он указывает нам на неподкупность и непогрешимость приговора Судии, на то, что у Него нет места ни клеветникам, ни обидчикам, ни подкупу деньгами, ни незнанию правды. В здешних судилищах и невинный наказывается, и виновный избегает наказания, потому что правда часто извращается; а когда придет Судия праведный и непогрешимый, препоясанный правдою по чреслам своим и обвитый истиною по ребрам своим, – тогда все получат должное с точностью.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 3-5 Не по взгляду очей будет судить, и не по слуху ушей будет обличать, но будет судит бедных в правде и в правосудии будет обличать за кротких земли, и поразит землю жезлом уст Своих, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет правда поясом чресл Его, и вера преподанием утробы Его
Мы относим это к первому пришествию Спасителя, а Иудеи утверждают, что это исполнится в конце мира. Далее, LXX перевели: не по славе будет судить и не по словам будет обличать, но будет судить смиренному по правде, и обличит по справедливости смиренных земли. Ибо на суде ни на чье лицо Он не обращает внимания, но книжникам и фарисеям и князьям говорит: горе вам лицемеры и: отимется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды Его (Мф. 23:21-41) и не по словам и слуху ушей Своих обличал их. Ибо когда они говорили: учителю, вемы яко истинен еси, и пути Божию во истину учиши и не ридиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком (Мф. 22:16), Он, зная злой умысел их, отвечал: что мя искушаете, лицемеры и проч. сему подобное. Судил же в правде нищих духом, коих есть царствие Божие, и обличал в справедливости кротких и смиренных земли, говоря апостолу: еще ли не чувствуете ниже разумеете и в частности к Петру: маловере, почто усомнился еси (Мк. 8:17; Мф. 14:31)? Или из-за смиренных и кротких обличал других, которые старались угнетать их. И поразил все земныя дела жезлом, или, как перевели LXX, словом уст Своих, говоря в Евангелии: не мните яко приидох воврещи мир, на землю: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10:34). И духом уст Своих убьет нечестиваго, — о котором в девятом Псалме читаем: запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века (Пс. 9:6). И апостол Павел пишет: явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст своих (2Фес. 2:8). По убиении же нечестивого, Господь препоясывается правдою, истиною и верою; ибо Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; Он и в Евангелии говорит: Аз есмь свет, и живот, и истина (Ин. 8 и Ин. 14); и в Псалмах говорится: истина от земли возсия, и правда с небеси приниче (Пс. 84:2); поэтому и апостол увещевает Ефесян: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды (Еф. 6:14). Если же вместо истины читается вера, то следует сказать, что препоясание Господне, которым опоясан был Иеремия (гл.13), есть вера верующих.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая
Евсевий Кесарийский (†339)
И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина
Как у царя есть пояс, сделанный из золота и драгоценных камней, так пророчески он говорит о препоясании, сделанном из правды и истины. Под опоясанием он также может здесь понимать Божественность Сына, поскольку Он - правда, согласно апостолу: От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1Кор. 1:30). Он также и истина, согласно евангелисту: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Он - правда и истина от корня Иессеева. Его чресла и бедра, посредством которых изображает Его пророк, указывают на Него как царя и воина, то есть Слово, побеждающее невидимых и незримых врагов.
Комментарий на пророка Исаию
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина
Препоясанием чресл. Для восточного человека при его широкой одежде необходимо было непременно подпоясываться, когда он принимался за какую-нибудь работу. Мессия будет подпоясан, т. е. приготовлен к деятельности самой правдой и справедливостью, Ему присущею всегда, (ср. Осю 4:1 и сл.), и истиной. Под истиной (на евр. emunah) разумеется верность Мессии Своим обещаниям.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 11:1
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Как пояс служит необходимой принадлежностью широкой одежды восточных жителей и делает более удобным для них исполнение работ; так правда и истина будут постоянно принадлежать будущему Потомку Иессея, как главное основание всех решений Его воли и существенно необходимое условие действий: поэтому деятельность этого великого Деятеля будет всегда беспрепятственна, успешна и благоприятна; её следствием будет общий невозмутимый мир между членами общества, прежде самыми непримиримыми.