Скрыть
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

Ныне же по всей земле прошел голос их (Рим. 10:18), и вся земля наполнилась знаниями о Боге, и ученики просветили все народы, и исполнилось написанное: Все сыновья твои будут научены Господом (Ис. 54:13). Тогда это образом было того, что обнаружится. Ныне же явилась истина.

Против ариан

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И… наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море. Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного.

Толкование на книгу пророка Исаии.

См. также Толкование на Ис. 11:5

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

«И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей». Симмах: «и пойдет младенец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей». Слабые, обитающие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие помазания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других. Каким образом это исполнится? «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря». Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней. «Как воды наполняют моря». Не без причины пророк говорит: моря, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или – вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, – возмущать и возмущаться, и – стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова. Думают, что мы не в состоянии подтвердить истины. Не бойтесь! По милости Божией, когда будем говорить об этом, мы скажем все то, что даст благодать Духа, так как ради Его славы трудимся и за Него ведем войну. Я покажу тебе, сколько войн окончено. Не враждовала ли сама с собой природа? Не поклонялись ли деревьям и камням и не кропили ли на все жертвенники кровью? Чем они отличались от волков? Они были даже хуже волков. Последние заботятся и жалеют своих детенышей, напротив люди, вместо милосердия, которого требовала природа, оказывались жестокими. Зачем нам стараться доказывать это на основании язычников? Выслушай говорящего пророка: «и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам» (Пс.105:37), или, как написано в книге царей: царь Амон, когда вел войну, принес своего сына во всесожжение пред всеми (см. 4Цар.3:27). Ужели это кажется признаком малой жестокости? Почему же теперь никто не делает этого, даже язычник? Отроки свободно живут с отцами и матерями, имеют заботу и любовь к родителям. Тогда отцы вели себя относительно сыновей, как палачи, а теперь они доставляют им пищу, жизнь и почести. Желаешь ли ты понять, каким образом «младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, и не будут делать зла»? Все это открывается в христианах. Хотя во время мученичества их бросали зверям, однако чрезвычайная сила последних не могла вредить им, и часто даже младенцы в этих битвах получали венцы, одни оставляли свои имения, другие раздавали их. Не видишь ли ты, сколько учреждено больниц для расслабленных, сколько вспомоществований оказано сиротам, сколько заботливости о вдовицах? Да зачем нам перечислять внешнее? Войди в церковь, и ты собственными глазами увидишь эти учреждения, и тот, кто против нас писал все это, сам засвидетельствует, что в церкви пользуются одинаковой честью бедные и богатые, знатные и слуги. Не видишь ли, что все они уходят от той же трапезы (пользуются той же трапезой)? Но тебе видеть невозможно. Каким образом рыси будут лежать вместе с козлищами, жестокий и храбрый воитель – с смиренными и кроткими? Если они полюбили добродетели не все вместе, это неудивительно; но более удивительно то, что некоторые предались многим добродетелям, – а другие, будучи не вполне совершенными, однако отрешились от жестокого характера. Но когда вся земля исполнялась ведения Господня? Когда «во всю землю вышло вещание их» (Пс.18:5).

Толкование на пророка Исайю


Что Господь во всю вселенную пошлет проповедников и что никто не останется не слышавшим проповеди, это также предсказано.

Против иудеев и язычников

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому

В Септуагинте говорится: И заключу в тот день для них завет со зверями полевыми, и с птицами небесными и пресмыкающимися земли, и лук, и меч, и войну истреблю от земли и дам им жить с упованием (Ос 2:18). «Когда все наименования противной религии будут удалены от народа, исповедующего Господа, и он будет звать Меня, - говорит, - муж мой, а не Ваали, то есть идол мой, тогда Я заключу завет и мир со зверями полевыми и птицами небесными и пресмыкающимися по земле».

Об этом времени и Исаия говорит: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому, нисколько не желая мяса и крови, но питаясь чистою и простою пищею. Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то велено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностью и относительно чего он впоследствии услышал: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10:15). Таким образом, по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня через Того, Кто из двух сделал одно. И ту, которая называлась непомилованною, Он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом, назвал Своим народом, и по примирении всего будут истреблены лук и меч, и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединиться с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: Веселитесь, язычники, с народом Его (Втор. 32:43), ибо ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (Пс. 75:2).

Комментарии на малых ​пророков

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-9 И пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла, ни возмогут погубити никогоже на горе святей Моей: яко наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море

К сказанному уже прежде можно весьма справедливо присоединить и это великое и исключительное знамение и чудное действие пришествия Спасителя нашего. Ибо прежде нежели единородное Слово Божие соделалось подобным нам человеком, прежде нежели Оно приняло от семени Авраамова и по всему уподобилось братии, как написано (Евр. 2:16-17), весь обитающий на земле род, разумею - человеческий, разделен был на две половины, - на Иудеев и на служивших твари паче Творца (Рим. 1:25). И был ведом во Иудеи Бог (Пс. 75:2), а у иных народов совершаемо было служение великому и несметному множеству идолов и славе Божией была воздаваема честь по произволу каждого; потому что вси уклонишася, вкупе непотребни быша: не было творящего благостыню, не было до единаго (Рим. 3:12; Пс. 13:3). Но Иудеи, детоводительством закона, так сказать, укрощаемые и нравами правды смягчаемые, чтили жизнь, приличную людям; другие же, то есть служившие бездушным идолам, не имея управителя - закона, были ужасны по своим наклонностям: были дики, хищны, готовы к насилию, стремительны к удовольствиям, и весьма гнусным, и очень удобопреклонны ко всему наипостыднейшему, так что из них один уподоблялся волку, другой приближался к рыси (пантере), вследствие того, что душа его, как бы какими пятнами, испещрена была весьма многими и многообразными видами страстей; иной же, неудержимый в своих желаниях, без труда приобретая насильственным образом, чего бы ни хотел, проводил жизнь, уподобляясь львам. Но воспитанные в столь диких нравах и обычаях, они, после того как Христос преобразовал их к кротчайшей и святой жизни, отложили присущую им жестокость и почтили жизнь, приличествующую людям, то есть жизнь в кротости. Ибо они уверовали во Христа, говорящего: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Таким образом, вместе с верою они приобрели и свободу от древней жестокости и то, чтобы быть благими и кроткими и жительствовать в сообществе с святыми. Ибо они прямо названы, как сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2:19). Это-то, я думаю, многообразно указует нам в приведенных изречениях пророческое слово; потому что пастися будут вкупе, говорит оно, волк со агнцем и рысь почиет с козлищем, то есть чрез Христа соединятся дикое с кротким и не священное ни в каком отношении - с священным и святым. Ибо Израиль, что касается до воспитания его законом и до знания добрых нравов, был тихий и кроткий, а вместе и священный, и как бы подобен был овце и козе; а оба эти животные суть священные и чистые и, кроме того, от самой природы получившие в удел мягкость нрава; волк же и рысь (пантера, тигр), а равно и лев, по природе дики и не сходятся с другими. Но во Христе и это совершилось; потому что сошлись друг с другом Иудеи и Еллины, имея как бы общую пищу, то есть евангельскую и апостольскую проповедь и находясь в подчинении у одного Архипастыря, умеющего пасти, как говорит пророк, на пажити блазе и на месте тучне (Иез. 34:14). Но и телец, говорит, и юнец и лев вкупе пастися будут. Кажется же, что молодым тельцом называет он новорожденный и юный народ уверовавших, то есть младенчествующий во Христе; а юнцом, быть может, Израиля, как давнорожденного, так как юнец по времени первенствует пред новорожденным тельцем. Или же чрез тельца означает он превышающего других как бы знанием и добродетелью, каково изречение, что благословенны будут от Господа малыя с великими и старцы с юнотами, по слову Псалмопевца (Пс. 113:21, 148:12). Ведает и премудрейший Иоанн таковой возраст ума и души, почему и пишет он отцам и детям, а сверх сего и юношам (1Ин. 2:13-14), уподобляя, как я думаю, меру ума или разумения и богопознания возрастам телесным. Итак, пастися будут, говорит, вкупе и в одном и том же месте телец и юнец и лев. Опять же благопотребным образом присоединяет к тельцу и юнцу льва, дабы ты опять гадательно уразумевал под ними оправданных в вере и находящихся под скиптром Спасителя всех нас Христа, так как не из одних только чистых и священных, или же тихих и кротких, то есть укрощенных чрез закон, но и из диких, очевидно язычников, связует их в единодушии Спаситель всех нас Христос и отсюда передает доброе к детям детей и их потомкам. Ибо простирается (сохраняется) до сего времени и до нас мир Христов и добро, происходящее от единодушия и единства по вере. Это, думаю, дает он знать, прибавляя, что вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы. Заметь, что не кроткое, говорит, переходит к обычной для диких пище, но дикое к пище кроткого. Поелику известно, что медведь и лев суть плотоядные животные, а вол и телец или же козел - нет, напротив, эти животные суть травоядные. Но от привычного, говорит, дикие животные отступят и перейдут, напротив, к пище кротких, так как и дикие животные будут есть плевы. И пища эта может быть прообразом учений. Итак, должно разуметь (сие) таким образом, что прежде веры во Христа язычники имели злых учителей, предлагавших им звероподобное учение и убеждавших их почитать дела тления и погибели; когда же они призваны были к познанию Того, Который есть по истине Бог, то вместе с древним заблуждением избавились и от согласных с ним учений, вместе с Израильтянами почитая свежую и легкую пищу евангельских наставлений. Но и отроча, говорит, младо поведет я, то есть, будут под руководством учителей и детоводителей, имеющих ум не язвительный и склонный к злодеяниям, а, напротив, простых и злобою младенствующих, умы же мудрых (1Кор. 14:20, ср. Еф. 5:15). А таковы все те, которые во Христе имеют Божественное сокровище в скудельных сосудех (2Кор. 4:7) и имеют сердце свободное от развращения и порочности и ничем не недостаточествуют против новорожденных детей. Таковых и сам Спаситель считает достойными царствия небесного: ибо оставите, говорит, детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное (Мф. 19:14). А что они будут иметь величайшее незлобие в уме, будут непобедимы и безукоризненны и выше всяких страхов, на это он указывает, говоря: и отроча младо на пещеры аспидов, и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла, ни возмогут погубити никогоже на горе святей Моей. Пещерами же и ложами аспидов, думаю, именует или скопища злых демонов, или же дома и места убежища нечестивых еретиков, не назовем их церквами, на которые часто налагая руки, младенчествующие во Христе легко одерживают верх, никоим образом не претерпевая вреда сами. Ибо Христос есть защитник их, и Он уничтожает силу укушений оных (т. е. еретиков) и являет недействующим яд их; потому что не возмогут, сказано, погубити никогоже на горе святей Моей. Горою же святою называет церковь, по той причине, что она поставлена на высоте славы и по причине возвышенности содержимых ею догматов. Ибо в нас нет ничего низкого: мы не имеем обычая воздавать почтение твари наравне с Творцем и вопреки Создателю и Творцу, и Зиждителя всяческих Бога Слово мы не лишаем приличествующей Ему славы, сопричисляя Его к созданиям. Наполнися, говорит, вся земля видения Господня и так же полна будет благоговейного почитания Его, как широкое и пространное море полно своих собственных вод. И в этом всякий может видеть истину; потому что где во всем мире или у кого не именуется Христос? Или какое племя людей не подчиняется Ему? Ибо пред Ним поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Ему, согласно написанному (Фил. 2:10-11; ср. Рим. 14:11), яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:11.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

О нашем Спасителе свидетельствует Павел, говоря: Сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13). Через пророков также возвещает о дереве, когда говорит: Господь правил с дерева. И снова: Положим древо в пищу Его (Иер. 11:19). Через Евангелие, где само страдание Господа, о котором было пророчество, возглашается, действительно дерево Креста открыто показывается. Через апостолов же этот самый Крест даже в словах и делах пребывает, когда Павел говорит: Для меня мир распят, и я для мира. И еще: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).

Для нас, устремляющихся в вечное отечество, Священное Писание является морем в четырех смыслах. Оно возвещает Крест, потому что нас несет к земле живых на дереве. Если бы пророк не осознал, что Священное Писание подобно морю, едва ли бы сказал: Наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Итак: и один образ самих четырех видов, и вид их и деяние, как если бы было колесо в середине колеса. Один образ этих четырех, так как то, что предсказал Закон, то предсказали и пророки, о чем возвестили пророки, это представляет Евангелие, а что представило Евангелие, это возвестили апостолы по миру. Следовательно, один образ этих четырех видов, потому хотя божественные изречения и разделены во времени, однако они объединены в восприятии. И вид их, и деяние - как бы колесо в середине колеса. Колесо в колесе - это Новый Завет, как мы сказали, внутри Ветхого Завета, потому что, что обозначил Ветхий Завет, то представил Новый Завет. Чтобы мне сказать немногое о многом, что значит то, что, когда Адам спит, рождается Ева, если не то, что, когда Христос умирает, создается Церковь? Что есть то, что Исаак влечется для жертвоприношения и несет дрова, и ложится сверху на алтарь, и живет, если не то, что Спаситель наш,которого вели для страдания, Сам Себе нес бревно креста? И так при жертвоприношении ради нас умер в человеческой природе, чтобы, однако, оставаться бессмертным в Божественной природе.

Беседы на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

Не будет делать зла. Кто здесь разумеется - животные или люди? Вторая половина 9-го стиха, представляющая собою обоснование первой (ибо) заставляет нас относить и слова первой половины стиха к людям же, которым только одним свойственно ведение о Боге, о каком говорится во 2-й половине стиха. - На горе Моей. Это, по всей вероятности, гора Сион, на которой был построен храм Соломонов (ср. Ис. 2:2), а затем - Церковь Христова, которой прообразом служил ветхозаветный храм. - Земля. Здесь разумеется уже вся земля, все страны ее. Пророк указывает здесь на универсальность царства Мессии, как и псалмопевец, говорящий: по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их, т. е. проповедников Евангелия (Рим. 10:18; ср. Пс. 18:5).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 11:6

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Гора Божия – Мориа, где в храме Господь являл Свое присутствие по преимуществу; но и вся гористая поверхность Палестины представляла одну «гору Божию», покрытую роскошной растительностью, как бы один Кармил. И вот впоследствии на всей этой горе Божией будет почивать благословение Божие: здесь не раздастся звук военной трубы; гром осадных орудий, крик осаждающих и осажденных, скрежет умирающих в боевой схватке, стон отчаяния погибающих от меча, вопль раненых и томящихся голодом: тогда не будет войны, грабежа, нападений и насилий. И такой безмятежный мир последует потому, что все люди, обитающие на земле, как на одной горе Божией, будут обладать совершенным познанием Господа и Его закона: как вода не иссякает в море, так совершенное богопознание не оскудеет в народе Божием (ср.;Ис.35:2;10).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible