Скрыть
Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Звезды бо небесныя… и все украшение небесное света своего не дадят. Пророк или самих Вавилонян уподобляет померкшим звездам, или разумеет, что самые звезды не светят Вавилонянам. Помрачится солнце возсиявающее. Этим изображается высокомерие Вавилонян, которые мечтали, что покорили себе и самое небо.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 9-10 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим

Се бо, день Господень грядет неизцельный, ярости и гнева, положити вселенную пусту и грешники погубити от нея. Выше сказал: близ день Господень, а здесь говорит: день Господень грядет положити вселенную пусту. Тщательно вникающий в сказанное Пророком найдет, что в двух стихах пророчества рассуждается не об одном и том же дне. В первом говорится о частном скончании каждого, которое близ есть, а в настоящем стихе говорится о всеобщем скончании. Ибо оно положит вселенную пусту, почему присовокуплено: Звезды бо небесныя и Орион не дадят света. А может быть, день оный называется в собственном смысле днем, по однообразности состояния, потому что не пресекается ночью и не ограничивает его вечер. И еще день оный называется собственно днем, потому что в оный объявлена будут тайная тмы. А ночь есть жизнь сия, в которой прикрываются дела срама. Посему и сказано: Нощь прейде, а день приближися (Рим. 13:12). Но оный день называется и неизцельным, как день ярости и гнева, в который нет места умилостивлению, невозможно отвратить налагаемых в оный наказаний. Посему не будем до оного дня отлагать исповедания, но подумаем о предусмотрительном совете Писания, которое хочет породить в нас страх Божий и читающих его научить делать, дондеже день есть. Приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9:4). Кто ходит во свете заповедей Христовых - тот во дни. Преданный вечной тьме - в ночи будет. В оную ночь нет места ни делам, ни исповеди, но руки и ноги связаны узами собственных грехов. Связавше ему руце и нозе, вверзите во тму кромешнюю (ср. Мф. 22:13). И язык не изречет ни исповедания, ни хвалы Богу, потому что будет занят сетованием о постигшем наказании. Посему-то грядет день оный неизцельный.

Пророк ясно описывает скончание и изменение вселенной. Ибо тогда оскудеет свет солнечный, луна будет телом не светлым, и Орион, самая блистательная из звезд, не даст света. Звезды небесныя и Орион света не дадят не потому, что омрачены сиянием восходящего солнца. Ибо сие бывает днем и ныне, и всеми, кто исследовал небесные явления, признано, что звезды, находящиеся в полушарии над землей, не угасают, но меркнут от преизбыточествующего сияния солнечных лучей. То же случается и в полнолунные ночи, когда светлость луны превышает светлость звезд и не позволяет сиянию их быть видимым. Итак, пророческое слово изображает здесь не какое-либо одно из сих естественных явлений, но совершенное омрачение звезд и преобразование вселенной. Известно же, что Орионом Писание называет сочетание двадцати двух звезд, которое иные именуют Воотесом. Опытные звездословы разделяют сии звезды и говорят, что четыре из них принадлежат к третьей величине, девять - к четвертой, а прочие девять - к пятой. Это собрание звезд находится в северной части неба, и оно-то в Писании, как одно тело, наименовано Орионом. Сии же собрания звезд называют созвездиями, а не звездами, так что словом созвездие означается собрание множества звезд, а звездой называется каждая в отдельности. Писание упоминает и об Арктуре; это - звезда желтоватая, которую видим между частями Ориона. Подобно и Плеяды именуются в Писании, как и у писателей языческих, которые, очевидно, у евреев выведали сии тайны. В Плеядах же видны семь, а не шесть, как думают некоторые, сближенных между собой и скученных звезд. Они расположены в виде треугольника. Посему как здесь находим имя Ориона, так имена Арктура, Эспера, Плеяд видим у Иова, который говорит: творяй Плиады и Еспера, и Арктура и сокровища южная (Иов. 9:9). Поэтому изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4) знает и число, и наименования всех их. Но не многие из вошедших в употребление у эллинов поименованы в Писании, прочие же названия составили они сами и различными именами называют как неподвижные звезды, так и планеты. И одни из звезд делят они на двенадцать частей, именно же находящиеся на зодиакальном круге, по которому солнце совершает свое течение; а другие из звезд, неподвижно находящиеся в северной и южной частях неба, наименовали, как им было угодно.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим

Кому они будут давать свет, когда явится Солнце правды? Когда является солнце, пропадают все звезды; точно также и после того, когда явится Солнце правды, не будет являться никакое светило.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Поелику звезды небесныя и блеск их не дадут света своего: померкло солнце при восходе своем, и луна не будет сиять светом своим

Еврейское слово chisile LXX перевели Орион. Еврей, у которого я учился, переводил его Арктур. Мы, вообще следуя Симмаху, поставили звезды. Смысл тот, что когда настанет лютый день Господень, и ярость Его опустошит все, то для смертных, по величию страха, помрачится все, и самое солнце, луна и блистающие звезды покажутся потерявшими свет свой. Поэтому и небо облекается во вретище, — что т.е. тьма покрывает все, и под гнетом бедствий люди не чувствуют ничего иного, кроме того, что возбуждает их внимание.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


LXX: ибо звезды небесныя и Орион и все украшение неба не дадут света своего (или не будут иметь), и померкнут при восходе солнца, и луна не даст света своего. Вместо переведенного нами блеск их, разумеется звезд, Акила и Феодотион поставили самое слово еврейское chisileem, вместо чего LXX перевели Орион, прибавляя от себя: и все украшение неба, что должно быть впереди отмечено обелом. Относительно же Ориона баснословия языческие говорят, что он имеет двадцать две звезды, из которых четыре третьей величины, девять четвертой, еще другия девять — пятой, и иными называется Боот. Также в книге Иова мы читаем о Гиадах, Веспере, Арктуре и сокровищах или тайниках юга (Иов. 9:9), о которых следует сказать в своем месте. Но мы не должны думать, что у Евреев эти звезды называются теми именами, которые слышатся в греческом и латинском языке; но они имеют особые названия. Ибо как Бог назвал свет днем и твердь небом и сушу землею и собрания вод морями (Быт. 1), так и каждую из звезд Он назвал своими именами, особенности которых не выражает наш язык. Ибо о Боге в другом месте написано: исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4). Итак когда придет день Господень, чтобы обратить вселенную в пустыню и совершенно истребить грешников с нея; тогда сравнительно с божественным величием звезды небесныя и весь блеск их утратят свет свой. И не удивительно, что он говорит это о меньших звездах, когда даже солнце померкнет при восходе своем и луна не будет иметь обычного блеска. То же, что перевели LXX, а именно — что звезды и Орион и все украшение неба померкнут при восходе солнца, не заключает в себе какого либо знамения или чуда, потому что во всякое время так бывает, что после восхода солнца звезды небесныя не видны. И не удивительно, что он сказал это о солнце, когда даже при полной луне и при сиянии ея во всю ночь большая часть звезд не светят. А что звезды и днем бывают на небе, это доказывается солнечным затмением, потому что когда, вследствие тени земной, по объяснению философов, и нахождения круга луны на противуположной стороне, происходит затмение, то на небе очень ясно бывают видимы звезды.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-11 Се бо, день Господень грядет неисцельный, ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нея. Звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света своего не дадят: и помрачится солнце возсиявающее, и луна не даст света своего. И заповем всей вселенней злая и нечестивым грехи их, и погублю укоризну беззаконных и укоризну гордых смирю

В этих словах пророк, очевидно, старается показать, какая причина того, что начальники будут жаловаться друг другу на свое несчастие и лице свое изменят как от пламени. Ибо, как я сказал, они (жрецы) предрекали то, чего желалось им самим и всем Вавилонянам, но обманулись в своей надежде; посему, говорит, они будут исполнены стыда. Наступил для них неисцельный день, потому что Господь всяческих навел его. Днем же называет то время, когда совершился божественный и неотвратимый гнев, еже положити землю Халдейскую пусту и грешники погубити от нея. А говоря, что погубит грешников, не то хочет сказать, что там есть некоторые, хотя немногие, которые не подвергнуты гневу, как люди благочестивы напротив имя грешников вполне приличествовало всем жителям страны Халдейской, потому что все они были нечестивы и идолопоклонники. А поелику великие несчастия иногда почти совершенно наполняют ум человеческий мраком и тьмой, так что среди дня кажется отсутствующим свет солнца и как бы бездействующим, говорю, относительно освещения, равно как и все украшение небесное и самый круг луны, то и говорит: звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света не дадят. Помрачатся же Вавилоняне или ум Вавилонян, потому что хотя при восхождении солнца и при сиянии луны стихии и не утратили света; но как бы вследствие великого ужаса и вследствие того, что они (Вавилоняне) подверглись божественному гневу, они имеют в уме ночь и тьму. Заповем, говорит, всей вселенней злая; заповем говорит вместо: выскажу угрозу, или повелю, чтобы постигло зло (вселенную), так что оно ниспровергнет гордость беззаконных и смирит надменных, то есть самых хвастунов (хвастливых обманщиков, вавилонских жрецов); ибо народ ассирийский всегда был надменным и весьма тщеславным и сверх того богоненавистным, потому что ничего доброго не уважалось у них, - напротив у них было все, что обыкновенно оскорбляет Бога всяческих. Надобно знать, что толкователи Священного Писания вспоминают об Орионе, чтоб указать чрез него на одну из известнейших звезд, и говорят это вовсе не из подражания пустословию Эллинов; пользуются же обычным названием, без сомнения, сообразно с тем, как написано в книге Иова: творяй плиады и еспера, и актура, и сокровища южная (Иов. 9:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим

Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак.

Звезды небесные - (kochvei) общее обозначение небесных светил.

И светила - по-евр. (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у Иов. 9:9; 38:31 и у Ам. 5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие - Орион - отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.)

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.


Влияние светил небесных было весьма благоприятно для жизни и деятельности Вавилонян. Солнце благоприятствовало необыкновенной растительности и плодородию, луна и созвездия, украшающие небесный свод (как великое созвездие Ориона и др.), благоприятствовали путешествию, при торговых связях и военных предприятиях. Они знали это и за весьма благотворное влияние обожествляли небесные светила. При обстоятельствах жизни, благоприятных и неблагоприятных, Вавилоняне обращались к своим небесным богам с молитвой. Так и в страшных обстоятельствах будущего гнева Божия при ужасном разрушении страны, Вавилоняне обратятся с молитвой к звездам, солнцу и луне, и – увы! их даже не видно будет на своде небесном. Черные и грозные тучи покроют небо и обратят день в непроглядно темную ночь, освещаемую разве только пламенем пожара, истребляющего Вавилон и его окрестности (ср.;Ис.13:13).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible