Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И будут… яко серна бежащая. Сернам уподоблены те, которых называли исполинами, самыми сильными из смертных.
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 14-16 И будут оставшии яко серна бежащая и яко овца заблудившая, и не будет собираяй, яко человеку в люди своя возвратитися, и человек во страну свою побегнет. Иже бо аще пленится, поразится, и иже собрани суть, мечем падут. И чада их пред ними разбиют, и домы их пленят, и жены их поймут
В нашествие врагов вступившие в битву падают в самых рядах, а предавшиеся бегству бегут, как серна. Но это - животное, робкое и боязливое, по скорости ног далеко убегающее и не останавливающееся. Посему будут яко серна и яко овца заблудившая, потому что овца не имеет ни малого собственного смысла, чтобы устремиться на питательные пажити, остановиться в местах более безопасных или сыскать себе питье, если не будет пасущего, который бы водил ее. Посему люди того времени будут бегать, как серны, и останутся беспомощны, как заблудившие овцы, потому что нет у них князя. И не будет собираяй. Но боязливые будут рассеяны преследующими, а оставшиеся побеждены врагами и если найдутся в состоянии противостать и совокупиться для вспомоществования друг другу, то мечем падут. Потом Пророк описывает жалкие страдания порабощенных. Детей их разбиют в глазах родителей, дома их расхитят и жен их увлекут к себе на поругание.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю
Пророк не только говорит о пороках, но показывает, также и достоинство добродетелей.
«Тогда каждый, как преследуемая серна»: те, которые будут отделены от праведников, не найдут себе нигде убежища и утешения. «И как покинутые овцы»: и правильно, так как не будут иметь пастыря. «И не будет собираяй» (в русском переводе этих слов нет): каким образом их соберут, когда Сам Бог рассеивает? Пророк снова меняет речь.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И будет как убегающая серна и как овца, и некому будет собрать их, каждый обратится к народу своему, и все побегут в землю свою
И будет как убегающая серна и как овца, и некому будет собрать их. Обозначает вавилонский и халдейский народ, что в ужасе от вторжения Мидян и Персов он обратится в бегство подобно тому как серна и овца от рыкания льва и воя волка, и не имеет защитника или предводителя, распоряжениям которого он мог бы последовать.
Каждый обратится к народу своему, и все побегут в землю свою. Когда будет взят Вавилон и в ворота его войдет неприятельское войско, то все вспомогательные войска и толпы различных народов, прежде защищавшие город, возвратятся в свои области.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая
Ст. 14-16 Когда потрясутся небо и земля (Ис. 13:13), то убежит диавол, змей извивающийся или всякая секта, противная истине, разделяющаяся на учителей и учеников, из которых первые по причине όξυδέρχειαν (остроты зрения) называются на греческом языке доркадами, то есть сернами, а последователи их суть как бы бессловесный животные, которые, блуждая там и сям, не имеют руководителя, ибо они потеряли Того, о Ком написано: от Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Эти последние, освободившись от лукавых учителей, обратятся к народу своему и все побегут в землю свою, из которой произошли; а кого из них найдут, тот будет убит или поражен мечем. Это не только будет при кончине мира, но и теперь бывает в церкви, когда по поражении учителей прельщенное стадо обращается к народу и к земле своей, и что в нем обретается, то бывает убиваемо, чтобы он перестал быть еретиком, а кто останется еретиком, тот падет от меча духовного. Тогда младенцев их и малых детей, еще не достигших в заблуждении до совершенного возраста, будут разбивать пред глазами учителей и разграбят домы их и обесчестят их жен, — ложную мудрость и превратное учение. Поэтому за таких отцов, дети которых должны быть умерщвлены, мы должны молиться и говорить: даждь им Господи. Что даси им? утробу неплодящую, и сосцы сухи (Ос. 9:4). Ибо они мучились родами беззакония, зачали болезнь и родили неправду.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 14–16 И будут оставшии яко серна бежащая и яко овца заблудившая, и не будет собираяй, яко человеку в люди своя возвратитися, и человек во страну свою побегнет. Иже бо аще пленится, поразится, и иже собрани суть, мечем падут. И чада их пред ними разбиют, и домы их пленят, и жены их поймут
Говорит, что оставшихся легко будет перечесть, но что и они будут до такой степени робки и малоспособны к войне и впадут в такую трусость, что ни на что иное не в состоянии будут решиться, как только бежать подобно серне, чтобы бесчестно спасаться, и совершенно откажутся хотя бы только противостать нападениям врагов. А что они останутся без начальников и властей, хотя и будут малочисленны, это дает понять, говоря, что будут, как овца заблудившаяся и лишенная попечения пастыря, бродящая не на пастбище, так что находится вдали от устроенных стойл. Ибо не будет, говорит, собираяй, яко человеку в люди своя возвратитися, и человек в страну свою побегнет (чтобы человек возвратился к народу своему и чтобы человека гнать в страну свою). Говорит: гнать вместо понуждать к возвращению, ибо хотя своя страна каждому любезна и нет ничего лучше родных жилищ; но и такое, говорит, лишение самых дорогих для них предметов будет приятно, потому что всякий схваченный (в своей стране) тотчас погибнет и сделается жертвой меча Мидян. Но пророческое слово утверждает, что случится с ними и другое нечто из того, что причиняет наибольшую скорбь: ибо чада их, говорит, пред ними разбиют, и домы их пленят и жены их поймут. Что может быть невыносимее для родителей убиения их детей? или что может быть тяжелее позора – видеть разграбление домов, поругание чести женщин, преданной в жертву сладострастия победителей? И блаженный Псалмопевец негде вспоминает о подобном сему, ибо, ведя речь о Вавилонянах, он говорит: блажен иже имет и разбиет младецы твоя о камень (Пс. 136:9). Но это самое действительно случилось со страной ассирийской, с ее городами и областями, потому что все они нестерпимо были заражены идолопоклонством и гордостью, были страшными оскорбителями Бога и погружены были в искусство волшебства. Они же разрушили и святой город, опустошили удел Божий, то есть (землю) Израильтян, и подвергли их участи военнопленных, наложили на них необычное иго рабства. Но слово о них (пророческое) имеет значение и не только по отношению к тому, что случилось исторически и видимо; напротив желающие могут понимать это и в духовном смысле, искусно перенося разум случившихся событий на самого изобретателя всякого нечестия, на непримиримейшего врага Божия, говорю, сатану, в особенности потому, что пророческое слово, открывши тайну Христа и прекрасно сделавши предречение о нем, поместило рядом с ним видение против Вавилона, как бы прямо возбуждая сим ум слушателей к тому, чтобы исторические события, случившиеся с Вавилоном и со всею землею ассирийскою, понимать в духовном смысле. Итак, дракон отступник никогда не переставал многоразличным образом злоумышлять против служащих Богу, но весьма сильно старается ниспровергать угодное Ему, и часто уводит людей, захватывая как бы в плен и низвергает их в глубины страстей и, как бы налагая на них страшное и неисходное иго рабства, торжествует над пленными и величается подобно тому, как некогда цари ассирийские радовались несчастию Израильтян, потому что, будучи вне своей земли и святого города, находились в рабстве у иноземных. Но не навсегда осталось владычество диавола над плененными им. Ибо водружено знамение Спасителя, то есть мы принесли победные песни Тому, кто одержал победу ради нас и за нас, и произнесли исповедание правой веры; а это, как я думаю, и есть: вознесите глас им (Ис. 13:2). Повелел же и Господь прийти народу воинственному, очевидно, народу святых, у которых битва и брань не к плоти и крови, но к началом и ко властем, к миродержителем тьмы сей, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12). И они противостали и победили и властвуют доселе и одолевают полчища враждебных сил и истребили идолослужение, как бы некоторый город, некогда страшный и неодолимый; а превосходствуют они над противниками потому, что как бы предводительствует ими Христос и помогают им святые Ангелы, так что и весьма малочисленны те, которые еще боятся могущества этих (противников), и они жалки и трусливы и робки и совершенно утратили надежду устоять в борьбе с теми, которые, говорю, служат Христу. Припоминая видение и сказанное потом пусть достигнет понимания этого духовного умозрения всякий, кто имеет ум и способен разуметь приточную и прикровенную речь, изречения мудрых и загадки.
Евсевий Кесарийский (†339)
Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю
Посредством этого слово Писания ясно показывает, сколь мало будет спасшихся во время гибели нечестивых. Так что нельзя предполагать, что без различия все в целом из обрезанных и весь иудейский народ воспримет Евангелие Божие.
Доказательство в пользу Евангелия
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-18 Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены. Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми
Пророк изображает бегство из Вавилона живущих там иностранцев и печальную судьбу оставшихся там и называет по имени народ, который сокрушит величие Вавилона.
В Вавилоне, без сомнения, обитало немалое число иностранцев, поддерживавших торговые сношения с этим великим городом (ср.Иер. 2:16; 51:3).
Картина избиения младенцев у пророка нарисована совершенно согласно с теми известиями древних писателей, какие они сообщают о жестокостях, какими сопровождалось взятие в древности вражеских городов, долго сопротивлявшихся.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Шум осаждающего войска, гром стенобитных орудий, крики умирающих от поражения, раскаты грома, удары убийственной молнии, треск разрушающихся построек, густой мрак, прорезаемый смертоносным огнем молний, все это сольется в одну страшную картину лютой погибели Вавилова. Несчастные жители его, как неизбежные жертвы гнева Всевышнего, в ужасе будут бросаться без разбора: поневоле или случайно попавшие в Вавилон будут спасаться бегством, каждый в свою страну, из которой кто пришел, и к своему народу. Многочисленное население Вавилона, этой столицы могущественного государства, где был столь строгий порядок и рабское подчинение власти, быстро разбежится и рассеется, как стадо овец, покинутое пастырями и распуганное нападением львов.