Скрыть
На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его всё рыдает, утопает в слезах.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3 Идут во храм Дивон на высоты плакатися над Нававом и Мидавой, то есть спасшиеся от меча пошли на высоты плакать перед идолами своими о постигшем их бедствии, плакать о Нававе (Нево) и Мидаве (Медеве), божествах их, взятых в плен. Рыдает Моав, на всякой главе плешь. Везде рыдание и сетование, от самого капища идолов. Всякая брада обрита. Постигший страх и отчаяние заставляют всех обрить себе бороды. На стогнах его, вси возрыдайте с плачем, предавшись бегству.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 3-5 На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик

Пророк увещевает к печали по Бозе тех, которые введены в заблуждение вымыслами ума человеческого и не предали себя вспомоществованию Духа, увещевает плакаться над землей вредоносных учителей. Ибо их, как думаю, разумеет слово под именем Навав, потому что Навав толкуется седение. Есть люди, которые заседают со своими коварными лжеумствованиями и злыми своими беседами иногда тлят обычаи благи (ср. 1Кор. 15:33). Посему научившиеся лукавым их догматам должны покаяться и плакаться об учении, о котором они высоко думали. Ибо сие значат слова на всяцей главе плешь. Отриньте учителей, обнажите себя от их украшения, и благими уставами жизни уничижите их основания уроков деятельности, и как бы обсеките здравым словом, чтобы вся мышцы были обсечены, то есть деятельные правила были обличены здравым словом чрез разложение и постепенное исследование негодных уроков. Поскольку же лукавые вели их широким путем, то Пророк сим, избравшим изведанную жизнь, повелевает плакать на стогнах, раскаиваясь в наслаждении, влекущем к удовольствию, и как восплакаться о пути широком, так взыскать пути узкого и тесного, чтобы, истинно покаявшись, опоясаться им вретищем и восприять на себя плачевный вид, сделать, чтобы чресла тем, что видимо, как бы вопияли, оставляя следы своего покаяния на тех местах, где они блуждали. И им повелено на всякой храмине и на всех местах возрыдать с плачем. Ибо возвышенное и пустое в науках Пророк наименовал храминами, а разложения понятий как бы стогнами моавитскими.

Итак, был ли кто на высотах людей, взимающихся на разум Божий, или занимался каким-нибудь диалектическим разложением слов и задач по-видимому в ясность приводящих каждый предмет, да возрыдает в покаянии во исполнение написанного, потому что пророческое слово повелевает вопиять на дорогах, на храминах и на всех стогнах. А сие должно быть потому, что возопи Есевон, ибо Есевон толкуется помысл, а Елеала - Божие восхождение, Иасса же - бывшая заповедь. Итак, возопи Есевон, то есть явно свидетельствует, что уроки моавитян суть человеческие помыслы, а не откровения Божественных таин. И Елеала, и она самым делом возопи, что посвящающие себя тем наукам презрительно ведут себя и восстают против Бога. Ибо сие значит восхождение Божие - возношение на высоту гордыни. И Иасса. Хотя кажется бывшей заповедью, но в действительности не заповедь, а какая-то личина рачительности о жизни, служащая к правдоподобию лукавых уроков, преподанных лукавым мудрованием, и к склонению на оные. Посему выше сказано: вся мышцы обсечены, чтобы, если какой лукавый учитель ложными мнениями обольщает души последователей, но по-видимому старается о жизни исправной, раскаявшиеся в том, что предались такому учителю, обсекли себе мышцы, то есть деятельный образ жизни. И да обстригут его, как волосы, и да отделят от своего тела, потому что предстоятели тела Церкви служат вместо главы. Посему и ныне возопи Иасса, что выказываемая исправность в образе жизни есть приманка к убеждению как бы в истине. А это и служит причиной возрыдать с плачем, яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы.

Сего ради чресла Моавитиды вопиют. Чресла нередко берутся в значении силы деторождения. Еще бы во чреслех отчиих бяше (именно Левий, сын Авраамов), егда срете его Мелхиседек (Евр. 7:10). И да будут чресла ваша препоясана (Лк. 12:35). Разумеем, что сим внушается усмирять вожделения, содействующие к чадородию. Итак, плач, предстоящий Моавитиде, соделавшийся причиной целомудренной жизни, вопиет на вопль Есевона, Елеалы и Иассы.

Душа ея, сказано, увесть. Слово показывает уже успех совершивших сказанное выше о покаянии. И сердце Моавитиды вопиет в ней даже до Сигора. А это тот Сигор, до которого мог дойти Лот, вышедший из Содома. Ибо Ангелы хотели, чтобы он взошел на гору, и говорили ему: спасай твою душу; не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе; в горе спасайся, да не когда купно ят будеши. Рече же Лот к ним: молюся, Господи, да не когда постигнут мя злая, и умру; се, град сей близ еже убежати ми тамо: не мал ли есть? И жива будет душа моя (ср. Быт. 19:17-20). Посему наречено имя городу Сигор, то есть малый. Итак, вопиет сердце Моавитиды даже до Сигора, который стоит уже на пределах Палестинских. Посему слово, показывая крепкое и усильное покаяние или тяжкий плач, вынужденный наказанием за злые дела, обозначает нам расстояние, на котором делается слышным вопль Моавитской страны. Покаяние же требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния.

Юница бо есть трилетна, то есть совершенно возрастная. Ибо трехлетняя юница имеет уже силу рождать и влагать выю в ярмо. Посему, желая показать, что способным к обращению свойственно как быть в совершенном человеческом возрасте, так иметь и разум, способный подклоняться под ярмо истины, Пророк наименовал сие юницей трилетней. Ибо не достигший еще по возрасту человеческого совершенства не имеет и полного разума, но несовершен по малолетству и от него не требуется дел покаяния. Посему и в книге Бытия, когда Авраам просил знамения у Бога и говорил: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю (землю) имам? Бог сказал: возми Мне юницу трилетну и овна трилетна (ср. Быт. 15:8-9), в трехлетних избирая животных совершенных и способных к рождению. О горлице же и о голубе не обозначил времени, потому что сии животные вскоре начинают рождать.

В возшествии же Луифа к Тебе плачущеся взыдут. Хорошо плакать есть начало веселия, а печаль по Бозе есть начало восхождения и преуспеяния в горнем. Посему и Апостол веселится о скорбящих, видя, что слова его приводят в сознание и соделывают в них печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение (2Кор. 7:10). Ибо плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя употребляя печаль по Бозе.

Но вопиет сотрение и трус. Ибо слово, обличив и поразив, сокрушает лукавое мудрование и производит какое-то обуревание в помыслах, ко вреду укоренившихся, чтобы их искоренить, а на место их ввести понятия здравые. Посему сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). А пока тверд и еще не колеблется навык грешить, грешники не будут ни плакать, ни восходить в горнее. Когда же сокрушено худое расположение и душа потерпела как бы некоторое потрясение и смятение по причине лукавых учений, тогда слышным делается вопль к пользе слышащих.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

«На улицах его препоясываются вретищем»: на улицах, где они чтили идолов. «На кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах»: на кровлях его, где почитали воинство небесное.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание

Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни разслабленныя ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 3-9 Так как почти один смысл во всем этом пророчестве, то чтобы не разделять его, излагая по частям, я все его изложил вместе, и вкоротке скажу то, что сочту нужным относительно частностей при иносказательном толковании. Наво значит седалище или пророчество, Медаваот леса, Есевонзамыслы, Елеалавосхождение, Иацасделанное или повеленное, Сигормалый, Луифланиты, Оронаимущелье скорби, Немрим - барсы или отступники, Агаллимтельцы или песчаные холмы, Елимовны или сильные, Димондостаточная скорбь. Итак, поелику всякое учение, противное истине, рождающееся без вдохновения Божия из человеческого ума во мраке заблуждения, опустошено ночью и доказательства его, разумеемые под стенами, разрушены, так что умолкли на веки и вся партия их обратилась к покаянию и слезам над Навою, то есть пророчеством и седалищем, то есть учителями их, и над Медавою, где нет плодовых деревьев, но бесплодный лес, в котором обитают звери, о котором в двадцать восьмом Псалме написано: и открыет дубравы (Пс. 28:9), то будет вопль и плач, и снимутся с голов их украшения красноречия, так что они будут голыми и обезображенными. И если они казались имеющими в бороде нечто мужественное, то, обритые мужем церковным, окажутся женоподобными и слабыми. И на перекрестках их, то есть на распутиях заблуждений, — так как каждый но своему желанию измышляет, что хочет, —опоясываются вретищем покаяния, и на кровлях и террасах домов, на которых они сначала считали себя высокими, и на площадях (поелику входят не чрез узкий путь, ведущий к жизни, а чрез широкий, ведущий к смерти) будет вопль. И не поднимутся до гордости, но низойдут до плача. Тогда поймут всю суетность замыслов своих, что означает Есевон, и пустоту горделивого превозношения, что выражает Елеала, так что голос их дойдет до злых дел, совершенных ими, и до осуждения собственным признанием заповеди, которую они считали божественною. Поэтому шесты, то есть бывшие сильными в Моаве и понявшие свое заблуждение, будут вопить и начнут иметь надежду на успех, когда душа их будет вопить о себе. Потому пророк с чувством сострадания обращается к тем, душа которых вопила (или вопит) о себе, и говорит: сердце мое будет рыдать о Моаве, то есть чтобы призвать их к покаянию. Шесты же и все опоры, которые они по видимому имели в ересях, дойдут до Сигора, то есть до малого, и окажутся не сильными, а слабыми. Сигор же этот, то есть малое покаяние, если устоит, то приведет их к совершенному спасению: это означает трехлетняя телица, по оному, что читаем в Бытии, где повелевается Аврааму, чтобы он принес тельца, овна и козла трехлетних, то есть совершенную жертву, чтобы удостоиться наследия Господня (Быт. 15). И по принесении покаяния они чрез Луиф, то есть чрез слезы ланит, достигнут высоты. И чрез этот как бы скорбный вход и выход они поднимут крик сокрушения к Господу, так что будут в состоянии сказать: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). И это исполнится, потому что воды Немрим, то есть учение еретиков, сравниваемое с барсами и отступниками, будет оставлено и будет доведено до ничтожества. Это те барсы, пестрота и пятна которых, по Иеремии (Иер. 13), не изменяются, и те отступники, о которых в Псалмах читаем: преступающия непщевах вся грешныя земли (Пс. 118:19). Также всякая трава и злак и все, что в речи их казалось зеленеющим, засохло. И сообразно с важностию грехов они были посещены Богом, чтобы чрез наказания познали Того, Кого не познали чрез благодеяния. Наконец будут отведены к долине или потоку верб, чтобы не осталось в них никакого плода. Ибо свойство семени этих дерев, говорят, таково, что кто насыплет его в чашу, тот не будет иметь детей. Поэтому и святые, начавшие, по причине грехов быть среди смешения мира сего, вешали органы свои на вербах рек Вавилонских (Пс. 136). Все пределы Моавитян окружает крик или призывающих к покаянию, или оплакивающих заблуждение, чтобы могли чрез свое рыдание принести тельцов (как жертву) уст и достигнуть до источника Господних овнов или сильных, потому что Елим означает то и другое. Относительно же вод Димон,—что означает достаточную боль или скорбь, — которые многих осквернили своим орошением, окажется, что они не послужили ко спасению соблазненным народам, а были кровию для них. Поэтому пророческая речь обещает, что над проливающими слезы, что означает Дивон, не только усугубят скорбь, но и еще многое присоединят к скорби, чтобы, после того как принесут полное покаяние и избегут льва Моавитского, иметь Бога правителем, что LXX назвали ariel, который переводится лев Божий; но я оставляю в настоящем месте объяснение их перевода как потому, что он в весьма многом не согласен с еврейским текстом, так и потому, что смысл его можно понять из объясненного нами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 На стогнах его препояшитеся во вретища, и восплачитеся на храминах его, и на улицах его, и на стогнах его, вси возрыдайте с плачем. Яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их

Смысл пророчества представляет нам образ городов, одержимых немалым страхом. Ибо когда объяла их война и крайнее бедствие постигло как города, так и дома, тогда люди бегали по площадям (стогнам) и по узким проходам с воплем; а слабый и неспособный к сражению класс людей, как то: женский пол и дети, в самых домах перебегали с места на место, производя плач и вопль, когда видел ряды войск неприятельских и представлял в уме своем имеющее вскоре последовать избиение. Итак, возрыдайте; потому что возопи Есевон и говорил дотоле, пока не услышася глас его. Города же эти, говорят, суть самые воинственные в земле Моавитской. Но когда это будет, говорит, они поднимут такой вопль, что не утаенно и не скрытно будут плакать, а напротив, голос их слышен будет и они явно для всех будут сетовать, так как граждане уже забудут обычное для них мужество и до такой степени удручены будут, что совершенно утратят крепость и храбрость и силы мыслей и предприятий.

Толкование на пророка Исаию

Верекунд, еп. (†533)

Ст 1, 3-4 Пророчество о Моаве. - Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен!… На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем

Дьявол, глава ада, небезосновательно может быть с адом отождествлен подобно тому, как он также именуется смертью, ибо сам есть глава смерти: Смерть! где твое жало (1Кор. 15:55)? Эта смерть, иначе же говоря - ад, вскричала, стеная и досадуя, когда увидела, как отобран был у нее весь род человеческий - добыча, которою она обладала от века.

Но быть может, ты не веришь моим словам? Я привлеку к делу свидетельство Исаии: Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен (Ис. 49:24)? Ибо то, что враждебные силы взвывают и сожалеют об отнятой у них добыче, не может отрицать никто иначе, как приуменьшая зло, заключенное в дьяволе, или полагая, что он совершенно не разумеет творимое им. Но это было бы смешно и нелепо.

Лучше тебе, читатель, обратиться к учителям истины, чьи назидания я представлю тебе, чтобы ты мог более пристально исследовать то, что сокровенно. Описывая опустошение и плач Моава, Иеремия иносказательно говорит о князе мира: На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь (Иер. 48:38). Надлежит также вспомнить и свидетельство Исаии: За ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. И еще он говорит: На кровлях его и площадях его всё рыдает. Так возрыдали они, будучи лишены своих жителей, и ежедневно стенают о своем опустошении. Потому они также не прекращают нападать на нас, надеясь, что вдруг смогут захватить в плен кого-нибудь из непокорных им.

Комментарии на церковные песнопения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

Вретище. См. 3:23.

На кровлях. В Палестине кровли служили местом отдыха, по вечерам; кровли были плоские. Некоторые дома в Вифлееме, напр., и теперь еще соединены один с другим такими плоскими крышами, которые и образуют таким образом непрерывное воздушное сообщение (Гейки. Святая Земля т. 1, с. 431). Поэтому Самуил мог беседовать с Саулом на кровле (1Цар. 9:25-26). На крышу ведут иногда особые лестницы прямо со двора дома.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах.


Улицы, кровли домов вдоль улиц, площади, все переполнено встревоженным народом во всех городах страны (Иер.48:38). Ожидая неминуемого рабства, страшась предстоящей гибели, все одеваются во вретища (бедные одежды из грубой ткани), опоясываются веревкой, в знак сильно стесняющей скорби, и все отдаются неудержимому рыданию: слезы так сильно струятся из глаз по всему лицу, так обильно наполняют гортань всякого, как будто все тонут и захлебываются в слезах. Так Моав прольет реку слез, дабы смыть свое нечестие.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible