Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Прейде бо вопль его …до Агаллима, и плачь его даже до кладязя Елимля, то есть плач и вопль наполнять будут всю страну Моавитскую.
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 8-9 Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое - львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране
Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плач ея. Предел Моавитской земли назван Агаллимом. Впрочем, Агаллим толкуется украшенное завитками, и заимствует имя свое от животного правительственного и начальственного. Поскольку одно и то же может быть и концом и началом страны, то предел Моавитской земли получил теперь наименование от начала. И плач ее наполнил собой все.
Пророк опять называет учение водой и говорит, что она наполнена кровью, потому что худые наставники бывают виновниками смерти для учеников. Посему о вредном и губящем души учении прилично можешь иногда употребить пророческое изречение, в котором сказано: Вода бо Димоня наполнится крове; наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, которое не обратилось к лучшему, но осталось в числе не входящих в Церковь Господню. Семя Моавле, ибо не внидут Моавитяне в храм Господень, даже до десятаго рода, даже до века (ср. Втор. 23:3). Слово угрожает истребить то, что называет семенем Ариилевым; Арииль же у евреев толкуется лев. Об убийцах Господь говорит, что они рождены от диавола, когда беседует с иудеями, видя их убийственное намерение против Него Самого: вы отца вашего диавола есте и дела отца вашего творите; он человекоубийца бе искони (ср. Ин. 8:41-44). Посему семя Моавле - отступники от Церкви; а семя Ариилево - жаждущие братоубийства и вредным учением причиняющие смерть душам братий.
После сего Пророк говорит: останок Адаминь, что означает девственную землю, из которой сотворено было тело Адамово.
Послю аки гады на землю, то есть останок людей, мыслящих земное, потому что от их злобы родились пресмыкающиеся и ядовитые гады. Пресмыкающиеся, потому что утратили высоту, на которой были поставлены по первому своему устроению; и ядовитые, потому что растлевают встречающихся с ними. Пророческое слово говорит, что посылает. Посему если кто остается на земле после первых моавитян, о которых сказано лучше, и уподобляется змию, о котором сказано: землю снеси вся дни твоя (ср. Быт. 3:14), то он посылается аки гады. Землю же снесть сеяй в плоть и от плоти пожинаяй истление (ср.Гал. 6:8).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля
«Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима», вследствие нашествия разбойников на Моава и другие ближние города.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание
Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни разслабленныя ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая
Ибо обойдет вопль все пределы Моава, до Агаллима завывание его, и до колодца Елима вопль его
Все это почти те же имена, какие приводит и Иеремия. Это города и местности Моавитские, в которых изображается вопль и сетование пленного народа.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-9 Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, переносят за реку Аравийскую. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое - львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране
За реку Аравийскую - с евр. точнее: «по ту сторону степного потока». Это - последний, юго-восточный приток Мертвого моря, в которое он впадает, протекая через Горэс-Сафиэ Эглаим - вероятно, на южном берегу Мертвого моря.
Беэр-Елим - с евр. «источник теревинфов» или «источник героев» (слово el может значить и «теревинф», и «сильный, герой»). Этот источник нужно искать к северо-востоку от Моава, в пустыне (Чис. 21:16 и сл.).
Воды Димона. Здесь вместо известного названия Дивон пророк составил новое - Димон для того, чтобы подобозвучием дать намек о судьбе, ожидающей эту местность. Димон, по корню, похоже на слово dam - кровь, и так как Дивон - это, собственно, весьма важный город моавитский - подвергнется страшному опустошение со стороны врагов, то пророк и называет его Димоном, т. е. городом, где льется кровь.
Воды его - это именно река Арион, в которую, по представлению пророка, в изобилии стекает кровь убитых врагами моавитян.
И Я наведу - с евр. : потому что Я… Следовательно, на спасшихся от нападения врагов моавитян нападут львы и другие хищные звери. Впрочем, некоторые толкователи под львами разумеют тех же врагов Моава.
Примечание. О подлинности 15-й гл. и ее разделении на строфы будет сказано по изьяснении 16-й главы, с которою 15-я представляет одно связное целое.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Моавитяне не могут оставаться в своем отечестве, потому что в нём всюду избиение, опустошение, истребление; всюду плач, столь громко свидетельствующий о насилии и бедствии; всюду ручьи крови: сливаясь вместе, они превратили в кровь всю воду в окрестностях Димона, подобно тому, как вся вода реки Нила превратилась в кровь, когда Господь послал казнь на Египтян через Моисея и Аарона (Исх.7:20). Как бы ни было разорено отечество, оно все-же дорого: всегда могут найтись люди, для которых дороги и сами развалины родных городов, священны места, обагренные кровью их защитников, падших от вражеской силы; такие люди примиряются с горем, претерпевают нужду и, по прошествии бедствий войны, остаются жить в земле своих отцов. Но не судил Господь и этого Моавитянам: на оставшихся в разоренной земле Он пошлет Аравитян, хищных и сильных; эти дикие обитатели пустыни докончат истребление жителей земли опустошенной, убежавших и оставшихся от меча ожесточенных завоевателей, истребят «семя Моава», молодое поколение, крепкое, с львиным мужеством (ср.;2Цар.23:20) и все остальное население Моавитской земли.