Скрыть
Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Царственный город Дамаск перестанет быть столицей царства Сирийского, потому что Сирияне хотели у Иерусалима отнять достоинство царского города во Иудее, и помогали царству Самарийскому. Оставлены будут грады Ароера, знаменитые числом обитателей своих и громадностью зданий своих.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Пророчество о Дамаске. - Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, - останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф

Видение седьмое. «Пророчество о Дамаске». «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин». И приводятся причины этого: «Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля». Отсюда ясно, что Господь наказывает его, не как мятежника, но щадя и промышляя. «И придет к святилищу своему помолиться, – говорит пророк, – но ничто не поможет» (Ис.16:12), но не говорит: не могут. Каким же образом? Те, которые прежде говорили против пророчества пустое, каким образом могли оказать помощь, когда сами лишены ее? Пророк говорит то, что имело произойти с евреями, что все они оставят города.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Бремя Дамаска: Вот Дамаск перестанет быть городом и будет как груда камней в развалинах. Города Ароерские будут покинуты для стад, и они будут отдыхать там и некому будет пугать их. И прекратится помощь для Ефрема, и царство от Дамаска и остаток Сирии будет как слава сынов Израиля, говорит Господь воинств

После Вавилона, Филистимлян и Моава, речь обращается к Дамаску, т. е. к Араму, который некогда был так же царственным городом и был первым во всей Сирии, пока еще не процветали Антиохия, Лаодикия и Анамея, которые, как известно, усилились после Александра и Македонской династии. Итак, поелику он всегда оказывал помощь десяти коленам против Иуды, как повествует история в книгах Царств и Паралипоменон, то говорит, что жителям Дамаска грозит близкое опустошение от Ассириян, как говорит царь Ассирийский: «я взял Аравию и Дамаск и Самарию; ибо как я взял их и все царства, так возьму и тебя». И в книге Царств читаем: и взыде царь Ассирийский в Дамаск, — и взя его и пресели его в Кирену (4Цар. 16:9), и убил Расина, который был царем Дамаска, что все он потерпел в царствование Езекии в Иерусалиме.

Вот, говорит, Дамаск перестанет быть городом; уже близок плен, — царь Ассирийский уже двинул свое войско. И он будет как куча камней, развалинами,—так что стены и следы прежнего величия будут видны только во множестве развалин. Города Ароерские будут покинуты для стад, Ароер значит тамариск, каковое дерево собственно растет в пустыне и на солончаковой почве, и чрез это обозначается опустошение. Они будут отдыхать там,—подразумевается стада, и некому будет пугать их. Ибо будет такое запустение, что даже нечего будет бояться и скрытого врага.

И прекратится помощь для Ефрема: десять колен не будут иметь у него помощи против Иуды. И царство от Дамаска: άπο κοινού (в Вульгате) подразумевается прекратится. Когда же говорит, что прекращается или перестает царство, то обозначает не опустошение навсегда, а только то, что в данное время Бог отнимает у Дамаска его могущество, с которым он прежде царствовал над всею Сириею.

И остаток Сирии будет как слава сынов Израилевых, говорит Господь воинств. Подобно тому, говорит, как при нашествии царя Ассирийского сокрушены десять колен и вся слава их отведена в плен: так изменится судьба и тех немногих, которые будут жить в Дамаске, — и они будут иметь славу союзнаго народа. Славу понимай здесь иронически, вместо бесславия. Все же это сбудется, потому что сказал это Господь, словеса Которого не могут быть тщетны. Некоторые это пророчество считают тем же, какое читаем у Иеремии: расторжеся Дамаск, обратися на бежание, трепет объят и, скорбь и болезнь одержаша его яко раждающую, и еще: и возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет стены Бенадаба (Иер. 49:24-27). Но должно знать, что Иеремиею изображается Вавилонский плен города Дамаска, т. е. немногих оставленных в нем царем Ассирийским; Исаия же возвещает близкий плен от Ассириян. Другие думают, что предсказывается о плене Римском, когда и народ Иудейский был отведен в плен и Дамаск, которым управлял Арета, потерпел подобное же рабство, так что все, что написано на Дамаск, может быть относимо ко времени Христа и к тайнам апостолов.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 1-3 Бремя Дамаска: Вот Дамаск перестанет быть городом и будет как груда камней в развалинах. Города Ароерские будут покинуты для стад, и они будут отдыхать там и некому будет пугать их. И прекратится помощь для Ефрема, и царство от Дамаска и остаток Сирии будет как слава сынов Израиля, говорит Господь воинств

После Вавилона, Филистимлян и Моава, речь обращается к Дамаску, т. е. к Араму, который некогда был так же царственным городом и был первым во всей Сирии, пока еще не процветали Антиохия, Лаодикия и Анамея, которые, как известно, усилились после Александра и Македонской династии. Итак, поелику он всегда оказывал помощь десяти коленам против Иуды, как повествует история в книгах Царств и Паралипоменон, то говорит, что жителям Дамаска грозит близкое опустошение от Ассириян, как говорит царь Ассирийский: «я взял Аравию и Дамаск и Самарию; ибо как я взял их и все царства, так возьму и тебя». И в книге Царств читаем: и взыде царь Ассирийский в Дамаск, — и взя его и пресели его в Кирену (4Цар. 16:9), и убил Расина, который был царем Дамаска, что все он потерпел в царствование Езекии в Иерусалиме.

Вот, говорит, Дамаск перестанет быть городом; уже близок плен, — царь Ассирийский уже двинул свое войско. И он будет как куча камней, развалинами,—так что стены и следы прежнего величия будут видны только во множестве развалин. Города Ароерские будут покинуты для стад, Ароер значит тамариск, каковое дерево собственно растет в пустыне и на солончаковой почве, и чрез это обозначается опустошение. Они будут отдыхать там,—подразумевается стада, и некому будет пугать их. Ибо будет такое запустение, что даже нечего будет бояться и скрытого врага.

И прекратится помощь для Ефрема: десять колен не будут иметь у него помощи против Иуды. И царство от Дамаска: άπο κοινού (в Вульгате) подразумевается прекратится. Когда же говорит, что прекращается или перестает царство, то обозначает не опустошение навсегда, а только то, что в данное время Бог отнимает у Дамаска его могущество, с которым он прежде царствовал над всею Сириею.

И остаток Сирии будет как слава сынов Израилевых, говорит Господь воинств. Подобно тому, говорит, как при нашествии царя Ассирийского сокрушены десять колен и вся слава их отведена в плен: так изменится судьба и тех немногих, которые будут жить в Дамаске, — и они будут иметь славу союзнаго народа. Славу понимай здесь иронически, вместо бесславия. Все же это сбудется, потому что сказал это Господь, словеса Которого не могут быть тщетны. Некоторые это пророчество считают тем же, какое читаем у Иеремии: расторжеся Дамаск, обратися на бежание, трепет объят и, скорбь и болезнь одержаша его яко раждающую, и еще: и возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет стены Бенадаба (Иер. 49:24-27). Но должно знать, что Иеремиею изображается Вавилонский плен города Дамаска, т. е. немногих оставленных в нем царем Ассирийским; Исаия же возвещает близкий плен от Ассириян. Другие думают, что предсказывается о плене Римском, когда и народ Иудейский был отведен в плен и Дамаск, которым управлял Арета, потерпел подобное же рабство, так что все, что написано на Дамаск, может быть относимо ко времени Христа и к тайнам апостолов.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Слово, еже на Дамаск

Город Дамаск был сильнейший и знаменитейший; но был нечестив и богоборен и пред очами всесвятого Бога был из наиболее ненавистных. Жители его были идолослужители, и как в мерзостях, так вместе и в высокомерии никоим образом не уступали Ассириянам. Но Дамаск и в ином отношении оскорбил всемогущего Бога. Именно происходившие из племени Израиля, то есть десять колен и половина колена Ефремова, отделившиеся от Иерусалима и поселившиеся в Самарии, покланялись золотым тельцам, так как их довел до сего и нечестиво побудил к тому Иеровоам сын Навата. Они совсем удалилась и всецело отпали от любви к Богу и доведены были до забвения закона, данного им чрез премудрого Моисея. Когда же время вызывало их, и война имела приити на них, то они более не на Бога спасающего имели надежду, а напротив, скорее приглашали тогдашних жителей Дамаска и царствовавших над всею землею Сирийскою прийти к ним на помощь и взять из руки неприятельской. Посему, и особенно по этой причине, вознегодовал и огорчился на них Бог всяческих. Ибо совсем забыв, что были освобождены из Египта и свергли с себя неудобоносимое иго рабства, а затем перешли чрез море; далее, что ев манну и напоенные водою из камня и одержав верх над всеми врагами, соделались наследниками обетованных отцам благ, они, несчастные, у людей стали просить помощи, как будто решив, что Бог не может спасать их. По этой-то причине и преданы были царю Ассирийскому, который, взяв всю Самарию, разрушил и самый Дамаск и опустошил всю землю Сирийскую. А что слова наши о сем истинны, в том уверит сам пророк Исаия, говорящий: и бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Раассон царь Арамль, и Факеи сын Ромелиев, царь Израилев на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его. И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом (Ис. 7:1-2), то есть, царь Сирийский с жившими в Самарии. Ибо Арам значит Сириянин; Ефрем же, как от колена Ефремова, означает всего Израиля, жившего в Самарии. Поелику от колена Ефремова происходил Иоровоам, первый царь Израильский и бывшие вслед за ним по порядку цари, то как бы от царствующего колена, разумею Ефремово, и весь Израиль, живший в Самарии, так обозначается. Найдем же мы и в четвертой книге Царств, что во время царствования Факея в Самарии, с Израильтянами вошли в союз Сирийцы и царствовавший в Дамаске Раассон. Потом Ахаз деньгами привлекает к себе властелина Ассирийского и приглашает его поспешно прийти, защитить его и опустошить Дамаск, что и сбылось (4 Цар. гл. 16). Итак, каким образом погиб этот воинственнейший, сильнейший и наглый город, это опять провозвещает нам в сих словах пророк, и говорит:

ст. 1-2 Се, Дамаск возмется от градов будет в падение. Оставлен в век, в ложе стадам и в покой, и не будет отгоняяй

Не просто до опасности войны и происходящих отсюда бедствий дойдет он (Дамаск), говорит (пророк), но более того: возмется, то есть, до конца погибнет и падет совершенно, так что не будет и городом. Ибо будет, говорит, в падение, в век оставлен, и оставлен некоторыми, даже совсем, – теми, которые населяли его, не так, чтобы они переселились куда либо, но так, что истреблены были мечем неприятельским. А говоря, что он будет в ложе стадам, показывает совершенное его опустошение (запустение). Ибо в нем нашли покой пастухи и стада скота – стойла, как скоро пастухи были в домах его. По этому-то и весьма справедливо присоединяет, говоря: и не будет отгоняяй, так как никто, говорит, не запретит пастухам, чтобы они сделали стойлом столь славный и прехвальный город.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Города Ароерские будут покинуты, - останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их

Города Ароерские, т. е. города восточной Палестины, где были два Ароера - один к востоку от Равва Аммона (Нав. 13:25), другой - на Арноне (Нав. 12:2); первый принадлежал колену Гадову, второй - Рувимову. Вероятно, пророк из всех городов заиорданской страны упоминает об этих городах для примера и по созвучию их наименования (Ароер) с еврейским словом, обозначающим понятие города (ar). От Дамаска туча гнева Божия идет, следовательно, по Галааду к югу, по владениям царства Израильского и потом переходит на западную сторону Иордана, в самый центр Израильского царства. Пророчество о том, что Галаад обезлюдеет, исполнилось. В настоящее время страна эта находится в запустении; только местами встречаются там племена диких хищных арабов (прот. Елеонский, Библейская география т. I, стр. 86).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1–2. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их.

 
Как по приговору царя разрушаются дома преступных жителей, изгнанных из отечества, так по определению верховной воли Царя небесного, Господа Вседержителя, исключался из числа городов и преступный Дамаск, глава которого – царь Раассон так злостно и дерзостно посягал на престол Давида, охраняемый и «управляемый до века» Самим Богом, по Его непреложному обетованию. Царь Дамаска намерен был коварно овладеть Иерусалимом; за то, по определению Господа, Дамаск – крепкий город, среди цветущей равнины, богатая столица сильного царства Сирийского, превратится в груду развалин, как превращаются города действием сильного землетрясения, и в таком состоянии разрушения пребудет в течении времени жизни одного человека или одного поколения, т.е. в продолжении семидесяти или ста лет (ср.гл.23:15). С падением и «превращением» столицы, не устоят и другие города Сирийского царства даже на отдаленной южной окраине его (по направлению к Моавитскому городу Ароеру). По воле Вседержителя, тяжкая рука завоевателя, нанеся гибельный удар Дамаску, овладеет остальными городами и опустошит их: богатства захватит в добычу, а жителей отведет в плен. Оставленные своими обитателями, города будут хорошим приютом разве только для стад разного скота, привольно пасущихся на тучных пажитях равнин Сирийских, обильно покрытых разнообразной растительностью: в опустелых городах стада будут покоиться невозмутимо; их покоя не нарушат ни шумное войско при своем походе, ни праздная толпа народа, веселящаяся в день праздника, ни людный караван, ни распря пастухов, нет! – потому что обезлюдеет страна, запустеют города этой страны...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible