Скрыть
Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Все вы жители вселенной, живущие на земле, когда поднято будет знамя в горах, увидите, и звук трубы услышите

Как скоро воздвигнут горы знамение, смотрите. Знамением называет пророк или трупы жителей Дамаска, избитых Феглаффелласаром, или трупы Сеннахиримовых воинов, пораженных Ангелом. И как скоро возгласит труба, слушайте, то есть слушайте, когда разнесется весть о гибели того или другого царя.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ныне реки земныя вся аки страна населена населится, страна их аки знамение от горы воздвигнется, аки глас трубы услышан будет

«Ныне реки земныя… аки страна населена». Те, кто слабы по природе, тем более ослабнут от нападения воюющих. «Аки страна населена», именно, страна их украсится красивыми зданиями. «Когда знамя от Господа поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте!», т.е. то, что сказано и потом совершится, – не думай, говорит пророк, что объявлено в моих словах: я не призывал бы всех вас во свидетели, если бы не имел надежды, что это исполнится в будущем. Величественно и дивно то, что настоящее изречение произносится не в каком-либо уединенном месте и не частным образом, т.е. тайно, но пред всеми, наподобие трубы, наполняющей своим звукам вселенную, чтобы пришла высота добродетелей и обошла всю вселенную.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе земле — кимвалу крыльев, которая по ту сторону рек Эфиопских

Еврейское слово: sel-sel, которое Симмах перевел шум, Феодотион — птицы, а мы — кимвал, Акила перевел как двукратное повторение слова тень, так как должно знать, что тень по еврейски sel, а здесь этот слог повторяется. Из этого мы можем уразумевать сказанное. Горе земле, которая обещает помощь под тенью крыльев своих, и которая, тогда как Писание говорит: живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится (Пс. 90:1) (вместо чего в еврейском написано: «в тени Всевышняго будет обитать»), усвояя себе богоподобие и находясь в бедственном состоянии, обещает помогать другим. Указывает же или Египетский город Но, который теперь называется Александрией), или Египет, на который Иерусалим всегда опирался, как на хрупкую трость, которая сломившись прокалывает руку опирающагося. Как прекрасно это расположение мыслей: подобно тому, как в предыдущем видении речь пророческая угрожала Дамаску за то, что десять колен, нуждавшиеся в милосердии Божием, искали помощи у него; так и теперь предрекается опустошение Египту за то, что вследствие его помощи забывали призывать помощь Божию. Ибо он и есть земля, находящаяся по ту сторону рек Эфиопских,—т. е. по ту сторону рукавов реки Нила, который несомненно течет в Египет из Эфиопии. Египет может быть назван кимвалом крыльев по причине быстрого созревания плодов, так как быстрый и стремительный полет птиц издает звук подобный звуку кимвала. Некоторые на основании дальнейшего: которая посылает послов по морю и в папирусных суднах по водам, разумеют царство Римское и все повествование относят ко временам Веспасиана и Тита, которыми был разрушен Иерусалим. Но это не соответствует вере нашей, чтобы Господь грозил царству Римскому, зачем оно истребило народ нечестивый, и чтобы Он говорил, что опять будут принесены дары на гору Сион,—разве только, быть может, и это в духовном смысле мы можем принимать в отношении к Церкви.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Все вы жители вселенной, живущие на земле, когда поднято будет знамя в горах, увидите, и звук трубы услышите

Все, говорит, вы окрестные народы, когда услышите Мое повеление, как знамя поднятое на горах, и Мое определение, раздающееся подобно звуку трубы, тогда увидите, что Я повелел.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ныне реки земныя вся аки страна населена населится, страна их аки знамение от горы воздвигнется, аки глас трубы услышан будет

С пользою предвозвещает и способ пленения. Ибо обладавшие землею Египетскою думали, что их не могут взять в плен Вавилоняне, вследствие того, что вся страна их окружена весьма многими и великими реками и имеет широкие и длинные озера. А такие страны недоступны и неудобны к набегам для желающих опустошать их. Но поелику Бог прогневался на них, то сделал и это удобным для Вавилонян; ибо осушив весь состав вод, сделал влажную землю годною для проведения по ней конницы. Это-то, я думаю, и означает пророк, говоря в сих словах: ныне реки земныя вся аки страна населена населится страна их; потому что места, говорит, удобные для плавания и всегда бывшие влажными, во время войны станут такими, что уже совсем казаться будут страною населенною и просто твердою землею, лишенною вод. Ибо чего не могло бы совершит Божественное и всесильное и высочайшее естество?

аки знамение от горы воздвигнется, аки глас трубы услышан будет Руководители военного дела во время войны, поставляя кого-либо на местах холмистых, приказывают им часто поднимать знамя; и это для войска служит условным знаком известного действия. Пользуются также и звуками труб, или возбуждая к бою каким-либо обычным стройным рядом звуков, или же останавливая сражение, когда то считают нужным, трубят в трубы. Таким образом, и поднимаемое на высоте знамя весьма заметно, потому что имеющие обыкновение держать его стоят на горе; равно также и звук труб всем участвующим в сражении слышен и ясен. Итак, страдание Египтян, говорит, будет настолько известно повсюду находящимся, что будет подобно знамени, воздвигнутому на какой либо из гор, и на столько же слышно будет, на сколько, без сомнения, слышен звук трубный. Из сего мы можем познать и то (и это принесет нам великую пользу), что никоим образом не должно вызывать на гнев бессмертное Естество, или вообще каким бы ни было способом делая непристойное и уклоняясь от служения Ему, или же сообщаясь с отступниками и находящимися под гневом Божественным, подражая их образу жизни, чтобы чрез то не сделаться общниками их в несчастии и не подвергнуться одинаковому с ними наказанию от Бога. Потерпели сие, как может всякий видеть, жители земли Египетской; ибо, поелику они унизили Израильтян, а потом обещали спасать их, то с соизволения Божия преданы врагам на смерть и погибель.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте

Пророк призывает все народы земли следить со вниманием за тем, что совершит Господь для наказания ассирийцев, которые причинили всем народам так много зла. Об этом поражении, ожидающем ассирийцев, будут извещены все как бы определенными военными сигналами.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

3–4. Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Ибо так Господь сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя.

 
Чем больше предстоит опасность, тем более усиливается чувство страха; тем скорее и с большим благоговением люди должны обращаться к помощи Всемогущего. По откровению Божию, восстает могущественный враг, грозный для народов всей вселенной. Это – Ассирийский царь, с его победоносным войском. При его нашествии жители всякой страны, а также и обитающие на берегах рек Эфиопии, должны перебираться с суши на воду, на суда и на них спасаться с возможной поспешностью, как только увидят знамя поднятое на горе или услышат звук военной трубы. Но в то время, когда столь страшная сила победоносного завоевателя и жестокого повелителя может приводить в трепет слабейших царей при одной вести о намерении того напасть на их область (ср.гл.7:2), когда цари земные поднимают развивающиеся знамена, потрясают воздух звуками военных труб, поспешно собирают свои войска, Господь – Царь Израиля пребывает в Своем жилище – в храме Иерусалимском, остается неподвижным и хранит покой... (ср. Пс.2:1–4; 10:2–4; 32:10–14). Как свет и теплота после дождя только приято согревают, а не жгут, как роса нисходит на землю тихо, без грома, которым сопровождается явление дождя: так власть и благодать Божия будут действовать на народы – тихо и неожиданно, без всяких предварительных грозных признаков, и однако же могущественно и благодетельно. Так будет действовать Господь и в день своего суда над врагами своего народа: Он пожнет их близь Иерусалима, как пшеницу и соберет их как виноград – на радость избранных и преданнейших рабов своих.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible