Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Видишь, возлюбленный, как предсказал пророк очистительную силу крещения. Тот, кто снисходит с верою в баню возрождения, отрицается сатаны и сочетается со Христом, отвергает врага и исповедует Христа Богом, совлекается рабства и облекается в сыноположение, восходит от купели крещения светел, как солнце, и испускает лучи праведности. А что всего важнее в данном случае, так это то, что он возвращается сыном Божьим и сонаследником Христу.

О богоявлении

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Измы́йтеся, [и] чи́сти будите

не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Измыйтеся, чисти будите. Пророческое слово сие, взятое буквально, по-видимому заключает в себе противоречие и как бы обвиняет Бога во лжи. Ибо сказал: ктому не стерплю грехов ваших и аще умножите моление, не услышу вас, а теперь, как будто уврачевать не трудно, говорит: Измыйтеся, чисти будите. Но в предшествовавших словах доказывается бессилие закона спасти желающих жить по закону, а в последних – указывается другой путь ко спасению; там отменяется образ жизни чувственный и по закону Моисееву, а здесь показываются начатки жизни евангельской. Аще принесете семидал, всуе: кадило мерзость; тука агнцев, крове юнцев не хощу. Итак, что же нам делать и что приносить? Не лучше ли, оставив вещественное служение, обратиться к праздникам и ими служить Богу? Новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю. Посему не должно ли нам поститься? Но постов ваших ненавидит душа Моя. Итак, остается молиться по-иудейски и возносить законные молитвы. Но, аще умножите моление, не услышу вас и, егда прострете руки, не преклонюсь на моления, но прогневаюсь за кровь. Что же нам делать? Как умилостивить Тебя? Как смыть с себя кровь? Измыйтеся, чисти будите. «Да, – говорят иудеи, – помним, что сказал Моисей об омовении. Он говорит: «Коснувшийся чего-либо нечистого и осквернившийся да исперет ризы, и измыет тело водой, и чист будет» (ср.: Лев. 11, 28, 32, 40). Но Пророк не сказал: «Омывайтесь после каждого осквернения» – говорит же только: Измыйтеся. Одно крещение, одно очищение. Там сказано: да исперет ризы, да измыет тело водой; а здесь говорится: отымите лукавства, а не грязные пятна, от душ, а не от одежд. Не домогайся ни ливана, ни халвана, ни ониха, ни стакти (ср.: Исх. 30, 34), не ищи уже юницу совершенно рыжу (ср.: Чис. 19, 2), которая бы не имела никакого другого цвета и каких едва три найдено было во все время подзаконного служения. Не постись по-иудейски, не вдавайся в праздность. Требуется от тебя одно, простое и краткое, что состоит в полной вашей власти.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Омойтесь, очиститесь. Почему же Он, сказав: к тому не стерплю грехов ваших, дает совет, и, показав, что они больны неисцельно, говорить об исправлении? Бог обыкновенно так поступает: и угрожает лишением спасения, чтобы усилить страх, и не останавливается на этом, чтобы подать добрые надежды, и таким образом, привести к раскаянию. Это каждый может видеть везде. Так Он поступил с ниневитянами не на словах, а не деле. Не обещав им ничего доброго на словах, но представив в угрозе одно только наказание. Он прекратил Свой гнев, как скоро все эти иноплеменники показали должное со своей стороны. Так опять и Давид говорит в псалме; я сказал уже, что этот псалом совершенно сходен с началом (книги Исаии). Как Исайя после угроз говорит: омойтесь, очиститесь, так и Давид, после слов: «изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои», прибавляет: «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Псал. 49:21,23), называя хвалою славословие посредством дел и исповедание Его.

А чтобы они, слыша слова: омойтесь, очиститесь, не разумели обыкновенных очищений, пророк продолжает: удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло. Показывает легкость добродетели и свободу воли, так как от них самих зависело – исправиться.

Толкование на пророка Исайю


Итак, очистимся, как только мы сможем, омоем наши грехи. Как же мы омоемся? Так, как учит пророк, говоря: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Видишь, что прежде мы должны сами очиститься, а затем Бог очистит нас? Ведь сначала Он говорит: Омойтесь, очиститесь, а затем: как снег убелю… Велика же сила покаяния, поскольку делает нас белее снега и руна, пусть даже грех прежде завладел нашей душою.

Толкование на послание к Евреям


Иисус и говорит, сообразно со словами пророка, что омытый уже чист. Под омытием разумеет здесь не иудейское омовение водою, но очищение совести. Итак, будем и мы чисты и научимся делать добро.

Беседы на Евангелие от Иоанна


Примем же лекарство, изглаживающее наши прегрешения. Покаяние – это не то, что произносится на словах, но что подтверждается делом; покаяние, которое очищает грязь нечестия с сердца… Почему же сказано: пред очами Моими? Потому что одним образом видят глаза людей, а другим – око Божие… «Не совершайте, – говорит, – покаяние притворно, но пред очами Моими, видящими сокрытое, принесите плоды покаяния».

Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне


Измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от сердец ваших пред очима моима

Что значит это излишество слов в выражении? Не достаточно ли было сказать: отъимите лукавства от сердец ваших, чтобы показать все? Почему же прибавлено: пред очима моима? Потому, что иначе видят глаза людские, и иначе видит око Божие. Человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1Цар. XVI, 7). Не по виду лишь притворяйтесь кающимися, а покажите плоды покаяния пред очима моима, которые испытывают тайники сердца.

Беседы о покаянии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Омойтесь, очиститесь. «Вместо вышеупомянутых жертв, всесожжений, жира и крови утучненных волов и козлов, и вместо фимиама и новомесячий, субботы, праздников и постов, новолуний и других празднеств, Я хочу святости евангельской, чтобы вы крестились в крови Моей банею возрождения, что одно только может отпускать грехи. Ибо если кто не возродится водою и духом, тот не может войти в Царство Небесное (Ин 3:5)». И Сам Господь, восходя к Отцу, сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).

Толкование на книгу пророка Исайи


Удалите зло помыслов ваших от очей Моих. Это же говорит Иоанн Креститель: порождения ехиднова, кто сказал вам бежати от грядущаго гнева? Сотворите убо плоды, достойны покаяния (Мф. 3:7; Ин. 3:7),— чтобы получивший крещение Христово удалял зло от сердца своего и перестал поступать превратно и затем научился творить добро, сообразно с тем, что в другом месте заповедуется: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33:15).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Нил Синайский, прп. (†430)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Молитвою и воздеянием рук Моисей обратил в бегство Амалика. Посему, если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, то явно, что руки твои воздеты горе, к небу, и, конечно, ты получишь помощь, когда искушает и начинает преодолевать тебя диавол. А если хранишь в себе гнев на ближнего, сам нападаешь на него, порицаешь, клевещешь на человека, то, без сомнений, руки твоего внутреннего человека опущены еще долу, к земле, хотя, видно, что и руки воздеваешь, и око возводишь к Богу. И молитва твоя не будет услышана. «Руки бо твои, – говорит Бог, – исполнены крове» (Ис. 1:15) братней. Ибо что убийственнее памятозлобия? Посему послушаем Того, Кто говорит: «Измыйтеся покаянием, и чисти будете от лукавств ваших» (Ис. 1:16), при помощи чистой молитвы.

Письма на разные темы. Монаху Маркеллину

Августин Аврелий, блж. (†430)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога.

О нагорной проповеди Господа


Итак, представьте себя как достойное тело для такой Главы, как достойную невесту для такого Жениха. Церковь есть невеста Христа, не имеющая пятна или порока (Еф 5:27). Желаешь не иметь пятна? Сделай то, что написано у пророка. Желаешь не иметь порока? Распни себя на кресте. Ибо нужно не только, чтобы ты отмылся, но и чтобы распростерся на кресте, дабы быть без пятна или порока. Ведь посредством омовения удаляются грехи, а благодаря распростиранию возникает стремление к будущему веку, ради стяжания которого и был распят Христос.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Измыйтеся, и чисти будете

Приводя на память их нечестивые дела, Он не теряет надежды относительно их, но обычно являет милосердие к ним по Своей благости, и не лишает их дара, предложенного Христом для всех, живущих в Поднебесной. Ибо вси уклонишася, вкупе неключими быша (Пс. 13:3). И весь мир сделался виновен пред Богом, потому что народы служили твари. Израильтяне нарушили закон, данной им чрез Моисея. Но народам воссиял Христос, и они призваны были к чудному Его свету, и те, которые были не народом, сделались народом Его. Несчастные же Иудеи с неистовством восстали против Христа и нечестиво убили Начальника жизни, хотя Он снова ожил как Бог. Но поелику Он благ и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити, то Он Сам открывает путь ко спасению и повелевает отвергнуть грехи, потому что Он оправдывает даром, а не за дела закона, в особенности же чрез веру и святое крещение; посему и говорит: измыйтеся, и чисти будете. Это самое предызображал им и древний закон, как бы в тенях, и предвозвещал благодать, получаемую чрез Святое Крещение. Ибо негде Бог сказал к священноводителю Моисею: Пошли Левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да сотвориши им очищение их: покропити на них воду очищения, и да взыдет бритва на все тело их, и поперут ризы своя, и чисти будут (Лев. 8:6-7). А что это за вода очищения, этому может научить премудрый Павел, говоря: Аще бо кровь козлия и телчая, и пепел юнчий кропящий оскверненныя освящает к плотстни чистоте: кольми паче кровь Христова (Евр. 9:13-14). Итак, закон производил телесную чистоту чрез воду очищения; Христос же чрез Святое Крещение уничтожает в нас всякую нечистоту душевную. Ибо мы крещены Духом святым и огнем, который сожигает в нас всякий вид порока и уничтожает вещество, как бы некоторые бесполезные плевелы, потому что в этом и состоит свойство огня. Это и объясняет блаженный Павел, говоря: верою ответ приим Ное, сотвори ковчег во спасение дому своею (Евр. 11:7); в этом ковчеге немногие, то есть восемь душ, спаслись водою. Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести блага вопрошение (1Петр. 3:21). Это же самое советует делать и самому народу Иудейскому, говоря: омыйтеся, и чисти будете, то есть смойте нечистоту при содействии Того, Кто оскорблен вами и оправдывает нас по милосердию и человеколюбию. А мы знаем, что божественный Петр упрекает их за то, что они убили начальника жизни и просили даровать им человека, убийцу, то есть Варавву. Впрочем, они призываются к покаянию. Ибо говорит: И ныне, братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши. Покайтеся убо, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим (Деян. 3:17), (2:38-39).

Отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших

Для омытия грехов достаточно спасительного и святого крещения; оно изглаждает нечистоту уже прежде совершенных прегрешений. Тем же, которые, говорю, однажды освящены, надобно, сколько возможно, беречь свои души чистыми и непорочными и помнить о Том, Который говорит: всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4:23). И опять: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Ек. 10:4). Ибо душу человека губят очень многие пожелания, направленные к постыдному, и прежде всего – сущий и свирепствующий в членах тела закон; потом к ним присоединяются помыслы лукавые, совершенно увлекающие присущий нам разум ко всякому виду пороков. Итак, крещенным надобно воздерживаться от всех таких зол и истреблять в душе своей лукавство, и не только в очах людей, но в очах в особенности все видящего и над всем надзирающего Бога. Ибо иногда притворяются добрыми и похищают славу доброго образа жизни, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7:15), по написанному. И обо всем этом, думаю, говорит Бог всяческих устами пророка Иеремии: устами своими глаголет мирная, внутрь же себе имеет вражду (Иер. 9:8). И также устами Давида: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы (Пс. 54:22). И хотя бы (такие люди) употребили все старание, чтоб скрыть это, но живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им (Пс. 2:4). Ибо Он знает, знает сердце и внутренности. Истинно же добрый будет таким и пред Богом и пред людьми, как говорит Павел: промышляюще добрая пред Богом, но и пред человеки (Рим. 12:17). Итак, великое дело – удалить лукавство от очей Божиих. И таким именно был Нафанаил, о котором говорит Христос: се воистину Израильтянин, в нем же лъсти несть (Ин. 1:47). Престаните, говорит, от лукавств ваших, то есть оставьте привычное и свойственное вам злонравие; измените свое злонравие и обратитесь к лучшему. Если же это говорил и в этом упрекал Христос Иудеев, то подумай, что сделали те, которые неистовствовали против Него, ставили сети и копали яму. Они соглашались между собою и изобретали все возможные козни против Него. Ибо они в одно время послали некоторых из своих учеников вместе с так называемыми Иродианами, которые спрашивали Его, говоря: достоит ли кинсон Кесареви дати, или ни? (Мк. 12:14); в другой раз приходят к нему и говорят: аще достоит в субботы целити? да на Него возглаголют (Мф. 12:10). Пусть послушают того, кто говорит: отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Это говорится Исаией: Омойтесь, очиститесь. Ведь после омовения не заботится быть чистым тот, кто не сохраняет беспорочность жизни после оплакивания своей жизни. Следовательно, хотя и омываются, но никоим образом не являются чистыми те, кто не прекращают оплакивать совершенное, однако вновь совершают достойное оплакивания.

Правило пастырское или о пастырском служении

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Плохо молятся те, кто, упорствуя во грехах, бесстыдно просят Господа, чтобы Он простил им те самые грехи , которые они менее всего склонны прощать. И поэтому Он Сам упрекает их через Исаию. Давая им советы, Он показывает, каким образом они могут приблизиться к тому, чего просят.

Гомилии на Евангелия

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Преткновение
Противники говорят: «Как кто-то может заслужить себе жизнь вечную добрыми делами, которые имеют в себе порок и скверну, или от похоти, всегда пребывающей в человеке (которую они называют первородным грехом), которая и самого человека делает скверным и дела его, которые хотя и кажутся добрыми, повреждает и растлевает; или же от примешения грехов, без которых человек даже и праведный совсем быть не может? Поэтому добрые дела из-за своих изъянов и повреждения грехом не чисты перед Богом, но более того, являются грехами, и поэтому никаким образом не могут быть источником спасения. Поэтому лучше уповать на одну веру и милосердие Божие, чем требовать добрых дел для спасения». Так учат противники.

Исправление претыкающимся
Лживость учения противников можно узнать из тех мест Писания, в которых Святой Дух запрещает согрешать: Гневаясь, не согрешайте (Пс.4,5). И еще: Я сказал беззаконникам: не беззаконнуйте (Пс.74,5). Перестаньте делать зло; научитесь делать добро (Ис.1,16-17). Вот, ты выздоровел; не греши больше (Ин.5:14). Отрезвитесь… и не грешите (1Кор.15,34). Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь (не согрешите – Примеч.) (2Пет.1,10). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали (1Ин.2:1). Эти увещания Святого Духа будут напрасны, если, по учению противников, мы не можем не согрешать во всяком деле. Ибо если всякое доброе дело не может быть чисто от греховной скверны, по их учению, то к чему этот Божий запрет: не согрешайте?

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

16. (церк-сл.) Измыйтеся, (и) чисти будите, отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших.

Беззакония евреев рассматриваются как грязь, покрывающая их духовное существо (ср. Иер.2:22; Пс.59:4). "Удалите злые деяния ваши от очей Моих", т. е. – так как Бог видит всё и везде – прекратите совсем злые дела ваши: слав.-греч. перевод правильно и точно, хотя не буквально, выражает смысл слов Господних.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ис. 1:11-18

     Какой взгляд раскрывается пр. Исаиею на Богослужение и на богослужебные действия в первой главе его книги?

     В противоположность вышеуказанному грубо-языческому пониманию тогдашними мнимыми благочестивцами богослужебных священнодействий пр. Исаия раскрывает то понятие о жертвах и всех богослужебных действиях, что они сами по себе не могут быть приятны Богу или нужны для удовлетворения Его потребностей; напротив, приносимые и совершаемые с такими грубыми понятиями о Боге и об отношениях людей к Нему, они – мерзость пред святым и невеществественным Богом и вызывают только праведный гнев Его на таких богомольцев (Ис.1:11-15; Ис.66:3). Кроме того, богослужение есть выражение суда Божия над грешником, который имеет нужду в прощении и в благодатном освящении; поэтому желающий явиться пред Богом и получить чрез богослужение милость от Него должен приготовиться к тому покаянием и исправлением своей худой жизни на добрую, особенно делами милости (Ис.1:16-18), а во время самого богослужения стоять как на суде Господа, Который взирает милостиво только «на смиреннаго и сокрушеннаго духом и на трепещущаго пред словом» Его (Ис.66:2).

Толкование на книгу пророка Исаии с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 16-17 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

   Следующий (Ис.1:18) стих обещает прощение Господа, если Израиль исполнит повелеваемое ему 16 и 17 стихами. В этих же двух стихах вкратце очерчена деятельность того, который хочет возвратиться к Господу. Первое требование: омойтесь, очиститесь! Нельзя никому в осквернении греха нераскаянного, не заглаженного, не отвергнутого душею, предстать пред Господа.
   Второе требование: перестаньте делать зло. Иногда под этим выражением разумеется идолопоклонство как во Втор.4 и ср. 4Цар.17:17; но часто и всякие другие грехи, как напр. грех Давида 2Цар.11:27. Стих 16(Ис.1:16) указывает на необходимость перестать делать зло, на действие воли, долженствующей силою, ей от Бога данною, отказаться от всякого злого и порочного поступка. Третье требование делать добро. Стих 17 (Ис.1:17) указывает на деятельность добра. Первое, чего должен всегда и везде искать человек – это правды. Поставив ее целью в жизни, человек не уклонится с пути добра, памятуя, что Бог есть истина, а правда есть исполнение на земле истины, т. е. воли Божией. Все, что не стремится к Богу есть ложь, а мы знаем, кто есть отец лжи. Но и в исполнении правды есть особенно возлюбленные Богом деяния, кои суть и правда и любовь, ибо Бог есть и любовь. Помощь страждущему, восстановление права слабого, в особенности помощь, оказанная сиротам и вдовицам суть деяния, закрывающие множество грехов.
   «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный», сказал милосердый Господь наш Иисус Христос, пришедший исполнить закон в духе и истине. (Лк.6:36; Мф.5:17).

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Пророк приглашает этих загрязненных преступлениями людей омыться дочиста (омойтесь, очиститесь!), т. е. посредством покаяния очистить свою душу, конечно, с помощью Всевышнего (Пс. 50:9), и вперед уже не делать зла. Это — отрицательная сторона покаяния. Но, кроме того, они должны и положительно заявить о совершившемся с ними духовном обновлении: они должны начать добрые дела — защищать всех угнетенных, особенно же сирот и вдов, которые являются беззащитными.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

16. (церк-сл) Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима моима, престаните (отстаньте) от лукавств ваших.

Господь, грозивший гневом своим нечестивым, готов помиловать их, если они обратятся к Нему с истинным покаянием. Итак измыйтеся и чисти будите. Вы осквернили себя беззакониями: омойте от них души ваши, очистите их от этой скверны слезами покаяния, подобно тому, как вы, по требованию закона, в случае прикосновения к чему-нибудь нечистому обмываете одежды свои и тело свое (Левит.11:28; Левит.32:42).
Отъимите лукавства от душ ваших: недостаточно только оплакать грехи, исповедать их пред Господом, объявить себя виновными и безответными, нужно еще совсем прекратить злые дела (лукавства), обременяющие вашу душу, побуждая себя к этому страхом Божиим. Помните, что вы стоите пред лицем Его, пред очами Его, проникающими в глубину ваших душ, а потому бойтесь оскорбить Его неискренностью покаяния: отнимите лукавства от душ ваших пред Очами Его, и впредь не делайте злых дел: престаните от лукавств ваших.

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

Петр Никанорович Спасский (†1917)

Ис. 1:10-20

 В этом отделении пророк призывает народ Иудейский оставить свое лицемерное служение Богу, принести искреннее раскаяние в своих грехах и научиться делать дела справедливости и милосердия, так как только под этим условием они могут быть безопасными и благополучными (аще послушаете Мене, благая земли снесте), в противном же случае их ожидает неминуемая гибель (аще же не послушаете, меч вы пояст).

Толкование на пророческие книги Ветхого Завета


ст 16-18. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю.

ст 16-18 (церк-сл.)  Измыйтеся, (и) чисти будите, отимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю.

Указав тщетность не только лицемерного внешнего служения Богу, но даже молитв, возносимых людьми, виновными в кровопролитии, пророк обращается к иудеям с увещанием, чтобы они: 
а) вместо внешних обрядов и лицемерных молитв принесли чистосердечное раскаяние в своих грехах и совершенно оставили их (Ис. 1:16);
и б) вместо злых дел (лукавств) приучились делать добро, вместо несправедливостей искали правосудия (суда), вместо того, чтобы притеснять и обижать, сами спасали обиженного (избавите обидимого), защищали в суде сироту (судите сиру) и оправдывали вдовицу (Ис. 1:17). Под условием такого искреннего раскаяния, которое сопровождалось бы исправлением (уклонися от зла и сотвори благо – Пс. 33:15), пророк обещает им совершенное прощение прежних грехов, как бы тяжки они ни были (Ис. 1:18). Сделайте это (т. е. указанное в Ис. 1:16-17), как бы так говорит пророк от лица Божия (глаголет Господь), и тогда «приходите и рассудимся с вами; если грехи ваши окажутся (будут) как багряное или пурпуровое (червленое, - ярко-красное), то Я убелю, как снег, как волну» (Ис. 1:18).

Багряное (темно-красное) и червленое (ярко-красное, пурпуровое) цветом своим напоминает кровь; поэтому грехи, подобные багряному и червленому, означают те тяжкие беззакония, которые сопровождались кровопролитием или убийством (Ис. 1:15 ст. и Ис. 1:21 ст.). Но и такие тяжкие грехи Господь обещает простить совершенно: «Я убелю, говорит Он устами пророка, как снег, как волну», т. е. смою с вас эти греховные пятна, совершенно очищу вас от них (ср. Пс. 50:9). – Столь безмерно милосердие Божие к людям! Бог совершенно прощает грехи их даже самые тяжкие под условием одного только чистосердечного раскаяния и нравственного исправления. Эту мысль несколько подробнее раскрывает пророк в другом месте (Ис.55:6-9 и Иез.33:11-16). При таком безмерном милосердии Божием никакой, даже самый тяжкий грешник не должен отчаиваться в своем спасении.

Толкование на пророческие книги Ветхого Завета

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.16-18   Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю.


     Руки, приносящие дар, возжигающие жертву и воскуряющие фимиам Богу, должны быть чисты, кровь должна быть смыта, чтобы на них не было следов злодейства. Добро, правда, милость, милосердие, любовь к ближним, самая беспристрастная во всех видах добродетель, вот те дары и жертвы, какие угодны Богу и приобретают Его благоволение и милосердие. Нужно поставить добро целью жизни и приобрести любовь к добродетели; нужно научиться делать добро и открывать зло в преступлении, прикрытом лестью, лицемерием и мздоимством, а потом уже являться пред лицом Бога; нужно спасать угнетенных от коварного приговора, а потом приносить дары; нужно защищать сироту от насилия хищников, а потом приносить жертвы; нужно вступаться за права беспомощной вдовы, а потом воскурять фимиам Богу. Только так и тогда возможно сохранить свое право на милость Божию (Ис.58:1-8; Иер.22:3-5, и др.). Тогда «если грехи будут как багряница, то, по милосердию Божию, сделаются белыми, как снег; если будут красны как пурпур, сделаются как белая волна». След первого преступления – краска стыда, след первого убийства – кровь. Так впервые грех гордости и ненависти облекся в багряницу. Но грех заглаждается покаянием. Покаяние и необходимо соединенное с ним желание добра и правды так переменяют душу человека, как переменяет внешний вид человека перемена плаща из пурпуровой ткани на плащ из белоснежной волны. Так покаянное чувство и слезы умиления смывают краску стыда и просветляют кровожадный взор даже злодея-убийцы.
 

Книга пророка Исайи

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   «Не прихорашивайся и не старайся представиться другим, чем ты есть на самом деле; приди таков, как есть... приди к твоему Небесному Отцу во всех своих грехах и недостатках».*
 

Ответ:

     Такие мысли – выдумка сектантов и потому противоречат свидетельствам Священного Писания, из которых ясно видно, что Господь милует и принимает только кающихся грешников (переставших быть таковыми): Иер.3:12-13; Иез.3:11,14; Ис.1:16-18; Мф.3:2,4:17; Мк.1:15; Лк.15:7,10:17-20; Деян.2:38,3:19,26:20 и др.
    Каяться значит говорить в своем сердце: согрешил, не буду так поступать, – значит возненавидеть грех, отказаться от своей греховной жизни. Следовательно, кающийся грешник уже перестал через свое покаяние быть таким, каким был до покаяния, и Господь поэтому не отвергает его.
     Грешник, остающийся таким, как есть, показывает, что он не хочет оставить свои грехи и свою порочную жизнь, не сознает своей вины пред Богом и своего гибельного состояния, показывает, что он идет не к Богу, а удаляется от Него. Как может идти он к Господу, когда в сердце не любит Его? В его силах только устами приближаться к Богу, но за это он не будет принят и помилован Им, а услышит от Него: «Я никогда не знал тебя; отойди от Меня делающий (а не сделавший) беззаконие» (Мф.7:23; Мф.15:7-8).
    «Какое, – говорит апостол, – общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:14-15).
----------------------------------------------------------------------------------
* - Сперджэн Ч. Благодатью вы спасены. 1909 г., стр. 14.

 

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka