Скрыть
ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 29-30 Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их; и посрамятся о кумирах, которых сами себе сделали; посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях.

Будут бо яко теревинф (особое дерево, принадлежащее к семейству фисташковых) отметнувый листвия (своя). Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья, и яко вертоград не имый воды во время жара.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Будут бо яко теревинф отметнувый листвия, и яко вертоград не имый воды

В буквальном смысле Пророк по-видимому говорит о садах, вожделенных идолослужителям, что они будут неприятнее обнаженного от листьев теревинфа и вертограда, засохшего от безводия. Нравственный смысл тот, что уловляющие внешним благообразием человеческую славу, по обнаружении тайного, когда будет вся нага и объявлена, и ни едина тварь неявлена (ср.: Евр. 4, 13), с уничтожением окружающего их ныне обольщения представят собой неблагообразное зрелище, почему они и уподобятся дубу. Ибо так иные перевели слово теревинф; и из книги Бытия знаем, что дуб и теревинф – одно и то же (см.: Быт. 12, 6; 35, 4). Итак, они будут подобны теревинфу, или дубу, который, по опадении листьев, обнаруживает то, что прежде было закрыто зеленью. Ибо дуб украшен густой зеленью листьев и доброцветностью их удобно затеняет неуклюжесть своих сучьев. Пророк говорит, что они будут безобразнее и сего дуба по обличении прошедшей их жизни.

И яко вертоград не имый воды. Таков будет и Израиль, подобно дубу имеющий листья, то есть сень законную, которую скинет с себя при исполнении времен. Он – как вертоград, насажденный Господом по первоначальному сотворению, но засохший, потому что утратил, что было животворного в догматах. Посему должно стараться истинно веровать во Христа, чтобы из чрева нашего истекали духовные потоки и не допускали нас сделаться неблагообразными и бесплодными.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды

Ибо вы будете, как дуб, [которого] лист опал, т.е. или идолы, или сами жители города. А это дерево он привел в пример как потому, что оно особенно растет в тамошней стране и находится у них в обилии, так и потому, что оно сильно и густо цветет, когда распускается, и бывает крайне безобразно, когда теряет листья.

И как сад, в котором нет воды. Другое сравнение, более ясное, нежели первое, и удостоверяющее в истине сказанного в первом. Действительно, нет ничего приятнее цветущего сада, и нет ничего неприятнее сада опустошенного. То и другое случилось и этой столицей. Она была всегда прекрасна и блистательна, отличаясь бесчисленными красотами, и стала хуже и отвратительнее всех, потеряв вдруг такое богатство благолепия.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды

Ибо будут как теревинф с опадающими листьями и как сад, или рай, без воды. Иудеи, читающие священные Писания, доселе являются теревинфом или дубом, как перевел Симмах, и, по Евангелию (Мф. 21:19) — смоковницею, которая засохла, когда Господь ища и не нашедши плодов на ней проклял ее вечною сухостию. Даже и самые листья и плоды слов теперь у них прекратились; и сад орошенный, то есть знание Писаний, или сад из различных дерев, не имея духовной благодати, не приносит даже овощей, о которых апостол говорит: изнемогаяй зелия да яст (Рим. 14:2), и, когда засохли корни, то вся зелень превратилась в сухость и сор.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 29-30 Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша, и посрамятся о садех своих, ихже возжелеша. Будут бо яко теревинф отметнувый листвия своя и яко вертоград не имый воды

Я сказал, что в этих словах пророка содержится двоякое предречение об отвержении Иудеев. Ибо и преступления их двоякого рода. Древние оставивши единого и по естеству Бога и Искупителя, служили идолам и приносили жертвы воинству небесному, и, воздавая почитание делам собственных рук, они безмерно нечествовали. Когда же Бог Господь явился нам по Писанию, тогда отвергли и Его и безмерно враждовали против Начальника жизни. Таким образом, преступления их были родственны и вид сего безумия их недалек был от первого преступления, скорее даже это было тягчайшее по вине безумие. И во времена, предшествовавшие пришествию Господа, они наказываемы были вторжением неприятелей, сожжением городов, разрушением домов… Ибо по попущению Божию это совершали с ними Персы и Мидяне, Моавитяне и Идумеи и соседние народы. Но когда, как я сказал, они нечестиво поступили с самим Христом, они подверглись не меньшим чем в древности, бедствиям. Ибо они подверглись нападению римских войск, которые в конец разорили всю Иудею, потому что не нашлось никого, кто бы мог избавить их от столь горького бедствия. Посему и говорит, что постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша, и посрамятся о садех своих, ихже сами возжелеша. Ибо владея рощами и дубовыми лесами и поставляя идолов близ самых больших деревьев и созидая жертвенники, они называли спасителями лжеименных богов и на дела собственных своих рук возлагали всю надежду, и думали, что они могут превозмочь врагов и легко одолеть противников. Когда же явились неприятели и совершили то, что свойственно врагам, то Израиль оставлен был без помощи своими богами, и Израильтяне постыдешася о идолех своих. Ибо увидели, что прежде всего другого они сожжены были вместе с садами и рощами и самыми капищами и жертвенниками. Таким образом, они обманулись в надежде, когда увидели, что их боги пострадали и тогда, наконец, едва уразумели то, что сказано Богом устами пророка: и где суть боги твои, яже сотворил еси тебе? да возстанут и избавят тя во время озлобления твоего (Иер. 2:28). Итак, потерпевши посрамление за своих богов, которых они возжелали и без сомнения, за сады свои, они будут яко теревинф отметнувший листвия своя и яко вертоград не имый воды, то есть они будут обнажены и весьма обесчещены и будут много страдать от бесплодия, то есть духовного бесплодия в благих делах. Ибо дуб и всякое другое растение, пока оно покрыто бывает своими листьями, сохраняет свойственную ему красоту; потерявши же листья, оно становится сухим и некрасивым и как бы обесчещенным. Также и сад, если он имеет источники воды, будет весьма богат деревьями и будет красоваться изобилием разнообразных плодов. Будучи же сухим и безводным, он сделается совершенно бесплодным и даже будет страдать отсутствием самых деревьев. Итак, Израиль оказался обесчещенным и неплодным. Ибо какого плода добродетели можно ждать от служителей идолов? И не будет ли исполнен всякого бесчестия тот, кто оставил единого и по естеству Бога и кто говорит древу: отец мои еси ты и камени: ты мя родил еси (Иер. 2:27)? И в другом отношении Израиль будет подобен дубу, потерявшему листья. Ибо прежде пришествия Спасителя нашего, соблюдающие сень закона уподоблялись деревьям, не имеющим плода, но весьма хорошо украшенным распустившимися листьями. Когда же они отвергли Христа, то утратили и самое сохранение тени. Ибо если они и совершают жертвоприношения, установленные законом, то все же не могут похвалиться законными украшениями: но сохраняя по городам немногое из учреждений древнего народа, они оказываются бесплодными и обесчещенными. И совершенно справедливо. Ибо убили начальника жизни, Его же Бог воскреси от мертвых (Деян. 3:15), уничтоживши муки смерти, потому что невозможно было ей овладеть Им.

Толкование на пророка Исаию

Евсевий Кесарийский (†339)

ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды

В начале всей книги пророк видел видение о Иудее и Иерусалиме (Ис 1:1). Перечислив все нечестивые поступки еврейского народа и угрожая им, и говоря о покорении и полном опустошении Иерусалима, он довел до конца духовную речь против них.

Доказательство в пользу Евангелия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.30-31   ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит.

Знойное восточное солнце во время продолжительного летнего бездождия до того раскаляет почву, что в ней нимало не остается влаги, так что и крепчайшие деревья, глубоко коренящиеся в земле, теряют свои листья и засыхают. Так гибнет теревинф(Теревинф иначе терпентинное дерево. Это красивое растение принадлежит к особенностям флоры Средиземного моря. Теревинф у евреев служил образом силы, гордости, богатства, славы, счастья; с этим деревом соединялось немало исторических воспоминаний: Быт.35:4; Нав.24:26; Суд.6:11,19,24; 1Цар.17:2,19; 21:9; 2Цар.18:9,14; 3Цар.13:14; Ис.6:13; 61:3 (Эдуард Рим))

Также бедствует и погибает плодоносный сад, если в нем нет потока или бассейна с водой: в это время он представляет грустную картину для своего хозяина, который, положив много труда на его возделывание, рассчитывал найти в нем покой и продовольствие, прохладу и негу и – жестоко ошибся!... Подобное будет с гордыми, знатными, но нечестивыми и непокорными князьями Сиона. Еще более грустную картину представляет нива, когда она, возделанная с тяжелым трудом многими делателями, в день жатвы представляет своему хозяину, вместо колосистой пшеницы, поле, сплошь поросшее тернием и сорною травой: тогда огорченный хозяин все пространство своего поля очищает пламенем... Подобное будет и с народом Израильским, который был «достоянием Господа». Когда жизнь его, после многовековых усилий многих посланников Божиих, не принесла добрых плодов, а напротив представляла грустную картину запутанных направлений и гнусных пороков; то Промысл Божий определил очистить избранный народ огнем бедствий (Ис.5:3-7,13-14,24-25). Люди гордые, властительные и богатые будут негодным буреломом, а дела их – искрами: их злодеяния будут причиной истребительных войн и гибели отечества. Будут гореть вместе все и потому никто не потушит пожара!...

Так изображая суд Господа над ветхозаветной церковью иудейской, великий пророк Божий вместе с тем предызобразил и последний суд Вседержителя над миром (Ис.66:24). Такими же чертами изобразил последний суд над миром и Христос Спаситель в «притче о плевелах на поле» (Мф.13:38-42).

Во все века, под всем небом и на всей земле слышалось и слышится это вещее и грозное слово великого Пророка о суде Божьем над неверным и богоотступным народом еврейским. Так, после Исаии, подобным же словом обличал своих, еще более развращенных, современников пророк Иеремия (Иер.2:5,12,20-22,26-27,30-34;9:7;12:4,10-11 и мн.др.), а благочестивый писатель третьей книги Ездры – назидал своих читателей (3Езд.1:6-7,26,28-31,39-40; 2:14,20-23 и пр.). Наконец, и православная церковь Христова, располагая сердца верующих к истинному покаянию, предлагает их благоговейному вниманию тоже грозное и вместе благостное пророческое слово Исаии в самые первые дни великого поста святой четыредесятницы.
Так слышит небо и внемлет земля, когда Господь говорит! (По уставу православной церкви, в понедельник первой недели ве­ликого поста, на шестом часе читается Ис.1:1-20 ; во вторник Ис.1:19-31,2:1-3)

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible