Скрыть
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От стопы ног даже до главы несть в нем целости

От последнего до первого – все будут у них поражены.

Струпы…, язвы… и раны наложенные пленяющими, – это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Слово глава Пророк взял за целого человека. От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся, потому что за каждый грех наложены были бичи Промышляющим о них. Потом, поскольку струп – расторжение связности в теле от пресечения соприкосновения в какой-либо небольшой части, а язва есть кровавый след удара при поражении тела от наносящего удар чем-нибудь жестким, и он возникает на какой-либо части тела; воспаление же есть соединенная с жаром опухоль от стечения в большую часть тела влаг, палящих страждущий член с неестественным разгорячением,– что говорит пророческое слово о пораженных недугом во всех частях? «Болезнь коснулась вас,– говорит оно,– не как струп, не как язва, не как рана палящая. Напротив того, зло налегло на вас соединенными силами, так что все слилось вместе: и струп, и язва, и рана».

Несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Поскольку болезнь сильнее и струпа, и язвы, и раны палящей, то несть пластыря приложити к ране, ни елеа струпам. «Не нужны сии пособия,– говорит Пророк,– припадки так велики, что не уступят им». Итак, струп – расколы в Церкви, язвы – лживые сердца, воспаление – превозношение души, надмевающейся неразумным самомнением и потому взимающейся на разум Христов (ср.: 2Кор. 10, 5). Пластырь же есть слово, которое с кротостью и тихостью смиряет суетное надмение; а елей есть слово, которое с милосердием и состраданием смягчает коварство, лживость и жестокость в лицемерии говорящих ложь; и обязание есть слово, которое сдерживает стремящихся к разделению.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Пусть проповеди твои будут полными смысла. Ведь есть повязка, которая имеет обыкновение стягивать раны души, и если кто отказывается от нее, то показывает себя отчаявшимся в спасении. Подобным образом по отношению к тем, которые терзаются тяжелыми ранами, используй елей разговора, чтобы смягчить грубость ума; добавляй мягчительное средство, присоединяй повязки спасительных предписаний, чтобы уклонившимся и колеблющимся в вере или в соблюдении дисциплины никоим образом из-за распущенной души и расслабленной жизненной силы не впасть в погибель.

Не имели чем смочить раны: ведь если бы имели елей, то смочили бы свои раны. Но Исаия кричит: Не могут возложить ни пластырь, ни елей, ни повязку. Церковь, однако, имеет елей, которым смягчает раны своих, чтобы рана не распространялась вглубь, имеет елей, который получила таинственно.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся. Потом говорит о наказаниях и мучениях, потому что это – не меньший вид благодеяния и чести, оказанной им. Я, говорит, всех их наказал и подверг скорби. Если же всякая глава в болезнь, то как нет ни струпа, ни язвы? Струп тогда является действительным струпом, когда прочие части тела здоровы; а когда будет изъязвлено все тело, тогда рана уже не будет представляться рано. Это он и хочет выразить, т.е. что все тело изъязвлено, не так, чтобы одна часть была здорова, а другая изранена, но все – в гное, все – одна рана.

Несть пластыря приложити. Это тяжелее прежнего, потому что не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачество, и особенно, когда есть такой Врач. Неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем - ниже елеа, ниже обязания. Чтобы выразиться сильнее, он продолжает переносную речь, а в этом и состоит превосходство переносной речи.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Смотрите, как созидается Иерусалим: исцеляются сокрушенные сердцем. Ты сердце свое изранил, и Господь уврачует раны твои. Так говорится не о тех, которые приносят покаяние, а о тех, кто не приносит покаяния: Не пластырь наложить, ни мазь, ни перевязку.

Трактат на Псалмы (Пс. 1)


От подошвы ноги до темени нет в нем целости: язва, и синяк и опухшая рана. Удерживает начатую метафору: от ног до темени, то есть от низу до верху, от последних до первых они изъязвлены по всему телу. Язвы говорит, и пятна, и опухшие раны; ибо тела или покрываются синяками от ударов, или опухают от ран, или гноятся от язв. Спрашиваем: к какому времени нужно относить это? После Вавилонского плена при Зоровавеле, и Ездре и Неемии Израиль возвратился в Иудею и опять получил прежнее состояние. При различных князьях и царях и храм был великолепно построен, так что они приобрели дружбу даже иноземных народов, Лакедемонян, Афинян и Римлян. Следовательно то, что он говорит: нет в нем целости, относится к последнему плену; так как после Тита и Веспасиана и последнего разрушения Иерусалима при Элии Адриане до настоящего времени нет никакого врачевства и исполняется написанное: вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню несть даже до единаго (Рим. 3:12). А что прибавляется нет в нем целости, то разумей и в народе, и в теле, и в голове.

Не обвязанная, ни излеченная лекарством, ни смягченная елеем. Вместо этого LXX перевели: нельзя наложить припарки, ни елея, ни повязок. Язва, и синяк, и опухшая рана народа Израильского доселе не обложена перевязками и не излечена лекарством. Акила перевел μότωσιν, то есть полотняная перевязка, накладываемая на раны для осушения гноя и извлечения нагноений Ни смягченная елеем, чтобы упорство их смягчилось слезами покаяния. Вместо перевязок, которыми не обвязаны раны Израиля, LXX перевели припарка. Итак Израиль лежит изъязвленный и израненный, потому что он умертвил Врача, который приходил для исцеления дома Израилева.

Поэтому и у Иеремии τροπικω; под лицом Вавилона ангелы говорят: «мы врачевали Вавилон, и он не исцелился» (Иер. 51:9), то есть город смешения и пороков. И в Евангелии (Лк. 10) мы читаем, что идущий из Иерусалима в Иерихон был изранен разбойниками и излечен Самарянином, и после крепкого вина раны его политы смягчающим елеем. Таким образом от того места, где он выше сказал: по чем Мне бить вас и вся голова болезненная до слов: не излеченная лекарством, ни смягченная елеем удерживается метафорическое сравнение, и описание неисцелимых ран изображает вечный плен Иудеев.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания

Он ведет речь как бы об одном теле иудейских членов, малых, говорю, и великих и занимающих среднее положение. Обыкновенно он называет головою того, кто украшен знаками царской власти. Сердцем же (называет) священное и избранное колено, т.е. Левиино, как наставленное в законе и имеющее попечение о всем теле. Понеже, говорит, устне иереови сохранят разум, и закона взыщут от уст его (Мал. 2:7). Наконец, ногами называет тех, которые находятся в числе последних и занимают самое низшее место среди народа. Таким образом, земля иудейская как уже раньше подвергалась невыносимому бедствию, опустошаемая то Вавилонянами, то соседними народами, и впоследствии имела подвергнуться опустошению огнем от Римлян за преступление против Христа, царство (Иудеев) имело быть ниспровергнуто, после покорения их чужеземцами общественная их жизнь имела прекратиться с прекращением богослужения и жертв, по разрушении храма, жертвенников, по уничтожении священства и по прекращении толкования закона, по предсказанию пророка; посему он и говорит: что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? вы подверглись, говорит, всякому виду гнева и наказания от Бога, навлекли на себя жестокие, одно за другим следовавшие, бедствия, и тем не менее вы остались презрителями (закона) и приверженцами беззакония. Итак, что еще уязвляетеся? и какая мера наказания окажется достаточною для (вашего) исправления? И, вообще, какому еще подвергнуть вас бедствию, которое еще не случалось с вами? Всякая глава в болезнь и всякое сердце в печаль от ног даже до главы Ибо имеющие царское достоинство перенесли немалые страдания, не имея достаточных сил противодействовать вторжениям врагов. Подверглись огорчению и священники, когда прекратились, как я сказал, жертвоприношения. Терпели страдания и ноги, то есть последние и самые низшие члены государства: они то истребляемы были мечем врагов, то изнуряемы были голодом и неурожаями и испытывали невыносимое страдание. Поэтому и говорит: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Ибо когда на человеческом теле бывает несколько незначительных ран, и повреждение находится на одном каком-нибудь члене, тогда полезны бывают изобретения тех, которые обладают искусством врачевать, как-то пластырь, обвязки, натирание маслом, смягчающее пораженные части тела. Когда же все тело поражено болезнью, и подверглось разложению, – тогда какой способ врачевания принесет ему пользу? Ибо могущество болезни совершенно преодолевает силу врачебных средств. Итак, народ иудейский, покрытый ранами, невыносимо страдающий от гнева Божия, оказывается неизлечимо больным, совершенно погиб и нет никакого способа помочь ему. Поэтому божественные пророки и говорили: врачевахом Вавилона и не исцеле: оставим его (Иер. 51:9). Ибо хотя он и называется городом святым, но сравнивается с языческим Вавилоном по причине величайшего преступления против Христа, или потому что наполнили его рукотворенными, так что он нисколько не уступит Вавилону, который и назван страною резных изделий.

Толкование на пророка Исаию

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Это значит, по изъяснению отцов, что язва — грех — не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7:23,24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

5-6. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
5-6. Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль. От ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания.

Речь о наказании, которое несёт народ за своё отступничество и непослушание. Наказание это сравнивается с болезнью, поразившей всё тело человека, так что не остаётся уже здорового места. Ср. Ис.30:26. Иер.10:19. Ос.6:2. "Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие?" (= 70 толк., пешито); = не довольно ли уже страдать вам? не пора ли оставить беззаконную жизнь, которая навлекает на вас бедствие? Русский перевод, согласный с вульгатой и арабским переводом Саадии, точнее выражает смысл евр. чтения: "во что вас бить ещёпродолжающие своё упорство" или отступничество? Последнее слово указывает на ту злокачественную нравственную жизнь иудеев, существенно отличительной чертой которой в царствование Ахаза было забвение истинного Бога и поклонение иноземным идолам (4Цар.16:3-4,10 и сл.) Возможно также предположить, что пророк под «отступничеством» разумеет и то искание помощи у ассирийского царя, которое привело к последствиям, противоположным тем, которых хотел достигнуть Ахаз (2Пар.28:20). По крайней мере, в Ис.30:1и сл. пророк Исаия союз Езекии с иноплеменным государством (Египтом) объявляет противным воле Господней, и иудеев, заключивших этот союз, называет «сынами непокорными».
«Голова» и «сердце» – благороднейшие и важнейшие части человеческого тела, которого жизнь находится в крайней опасности, когда поражены эти части. Больным человеком, страдающим поражением этих частей, представляет пророк иудейское государство, во время нашествия израильтян и сириян вместе с филистимлянами и идумеями не нашедшее ничего лучшего, как броситься в коварные объятия Ассирии. ни струпни язва (μώλωψ = синяк, кровяной подтёк), ни ра́на палящаяся (свежая): отрицания нарушают связь и согласие этих слов с предыдущей и последующей речью, где пророк не отрицает, но утверждает существование ран у бедствующего. Русский перевод согласен с сирским пешито и латинской вульгатой в том отношении, что и здесь имеет слова: язвы, пятна, гноящиеся (лучше: свежие) раны, не очищенные (от гноя) и не обвязанные и не смягчённые елеем. Последние слова указывают, в переносном смысле, на дурное управление внутренними делами иудейского государства, не оказавшее никакого сопротивления вторгшемуся в страну неприятелю, и на недальновидное руководительство сношениями Иудеи с соседними государствами, на союз с государством, вместо помощи причинившим вред иудеям. 
 

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло

Ст. 5-6 Общество израильское представляется пророку под образом больного тела. Голова этого тела (т.е. правительство) в ранах, сердце (т.е. священники и левиты) не чувствует болезни тела, исчахло; и наконец, во всем государственном организме не осталось ни одного здорового места: Язвы — такие, что их нельзя даже очистить (собств. выжать из них гной), раны — нельзя перевязать, пятна — (т.е. ушибы, кровоподтеки) — нельзя смазать, смягчить елеем, который обыкновенно употреблялся для излечения ушибов и ран. Все это — метафоры, указывающие на крайне бедственное положение Иудейского царства при Ахазе.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.


     Язвы и раны, нанесенные каким-либо острым орудием, и кровавые пятна – от сильных ударов тупого орудия, по милости Божией, излечиваются иногда при помощи искусства человеческого. Так, когда царь Езекия смертельно страдал от язвы, и со слезами молился Богу о выздоровлении, то пророк Исаия, возвестив ему милость Божию, в то же время посоветовал: «возьми смокв, сотри и приложи пластырь на язву, и будешь здоров»; и царь выздоровел (Ис.38:1,4-5,21-22).
Но еврейский народ, грозно осужденный, беспощадно пораженный, всецело и в крайней степени страдал, так что уже не было никаких средств для его оздоровления и спасения от гибели. В таком состоянии единственная возможность избежать погибели заключается в надежде на милосердие Божие: но погибающий Израиль совершенно оставил Бога и – должен погибать без милосердия...
«Не так тяжело болеть, как при болезни не иметь возможности принять врачевство, и особенно, когда есть такой Врач!» (Иоанн Златоуст, святитель).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible