Скрыть
Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

А что Иерусалим опустошен, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так: земля их пуста… И вы хорошо знаете, что наблюдается вами , чтобы никто не был в нем, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него.

Апология

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Итак, что же, разве все это уже не свершилось? Разве не исполнилось все, сказанное тобою? Разве не опустошена иудейская земля их? Разве не сожжено святилище, не разрушены стены и не разорены города? Разве страну не поедают чужие? Разве ими не владеют римляне?

Об антихристе

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими

Земля ваша пуста, то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной. И гради ваши огнем пожжени пленяющих; страну вашу пред вами чуждии поядают то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром; и опусте низвращена от людий чуждих подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих

Поскольку отчаялся в исправлении, то угрожает истреблением. Но сие совершилось не во времена Исаии. Напротив того, пророчеству обычно говорить о будущем как уже о бывшем. Например: даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта (Пс. 68, 22). Ибо по уверенности в событии предсказанного, как непререкаемо имеющего исполниться, сочетается будущее с прошедшим. Случилось же сие во время плена Вавилонского. Тогда земля лишена обитателей, города сожжены огнем, и страна, в глазах оставшихся иудеев, поядена высланными из Персии поселенцами: тогда-то вся страна стала низвращена от людий чуждих.

Но по высшим понятиям, по которым ветхозаветное применяется и к нам, когда отступаем от Бога нашего, воздеваем руки наша к богу чуждему (ср.: Пс. 43,21), тогда бываем преданы чуждым, которые опустошают и низвращают нас. Ибо можно видеть, что все угрозы исполняются над грешниками. Земля ваша пуста. Землей Писание часто называет душу, приемлющую в себя семена слова, как в Евангелии научаемся из притчи Господней, что иные семена пали на добрую землю, которая удобно приемлет в себя Божественные наставления и способна к плодоношению. А душа пуста, которая не имеет в себе ни мудрости, ни разума, не живет по правде, не ходит в истине. Гради ваши огнем пожжени. Город есть собрание людей, которые при различных родах жизни связаны в общежитие, и он, поскольку в делах его многое суетно – дрова, сено и солома, в день суда пожигается, и общества нечестивых предаются огню. Страну вашу пред вами чуждии поядают, когда вторгшиеся чуждые помыслы истребляют приобретенное трудами в прежней жизни при благой деятельности, которая наполнила душу духовными плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью. Но если и в житейских делах деятельную силу души предательски предаем нечистым духам, то земля наша бывает низвращена чуждими, потому что мы – Божие тяжание, Божие здание (1Кор. 3, 9). Пока мы розги, пребывающие на виноградной лозе, приносящие Христу требуемые от нас плоды (см.: Ин. 15,1–2), дотоле Бог – наш тяжатель. А если отпадаем от животворящего корня, от веры во Христа, то засыхаем и бываем изринуты вон и сожжены, и наздание наше на учении, если живем неприлично, разрушается.

Толкование на книгу пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град этот еще стоял, был украшен торжищами и был в славе. И другой пророк говорит: Посему за вас Сион распахан будет как поле (Мих 3:12), предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: Осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядоша, и опусте низвращенна от людеи чуждих

Земля ваша опустошена. Это он не описывает, как уже бывшее, но предсказывает, как будущее. Пророки обыкновенно так поступают, устрашая слушателя и вместе с тем показывая силу своей истины. Как прошедшему невозможно не быть, так и будущему, возвещенному пророками, невозможно не случиться, если только люди, которым угрожает наказание, не раскаются.

Города ваши огнем сожжены. Бог не совершенно истребил их, но поставил стоять остатками от варварского сожжения, которые могли бы сильнее трогать обращающих на них взоры.

Страну вашу перед вами чуждии поядают ю, и опусте низвращенна от людей чуждих. Все опустело, как после разорения чужими. Еще тяжелее несчастие, когда люди бывают зрителями собственных бедствий, а не только по слуху узнают о них.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими

Земля ваша опустошена, города ваши пожжены огнем, страну вашу в ваших глазах поедают чужие, и будет все пусто, как при опустошении врагами. Это отчасти исполнилось при Вавилонянах по сожжении храма, разрушении Иерусалима, когда страною десяти колен овладели Самаряне и страна обетования была доведена до такого запустения, что опустошалась львами. Полнее же и совершеннее описывается то, что будет при Римском пленении, когда всю Иудею опустошило Римское войско, и города их были сожжены, и страну их пред их глазами поедают чужие, и до конца мира продолжится опустошение Иудеев. Но иносказательно мы можем понимать это относительно грешников, которые быв преданы противным силам, ниспали из прежней святости, — что все их добро опустошается, Бог не вспоминает о прежней их праведности и все пожигается огнем диавола и служит пищею для тех зверей, о которых и в другом месте написано: не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс. 73:19).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядоша, и опусте низвращенна от людеи чуждих

Пророк уясняет то, что сказано было, по-видимому, с меньшей, чем следовало, ясностью. Ибо что означает изречение: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Ис. 1:6), – это он объясняет, говоря, что земля их опустошена; города сожжены, покорены врагами и при том чужестранными, и вся страна как бы потрясена в самых своих основаниях. Не раз случалось, что Иудея опустошаема была Ассириянами и Египтянами, Сириянами и Моавитянами, Идумеянами и так называемыми Филистимлянами или Палестинцами. Но легко пострадавши и подвергшись некогда умеренным бедствиям, она при помощи Бога, Который, подвергая ее ударам, Сам и врачевал,– она опять оправлялась. Но после распятия Христа совершенно погибла, когда Веспасиан и Тит опустошили ее. Ибо тогда и случилось то, что города были преданы огню, вся страна лишена была обитателей и подпала под власть завоевателей; горестнее всего то, что земля была, так сказать, снедаема и истощаема другими перед лицом самих (Иудеев), которые смотрели на это и скорбели. Ибо если бы они отсутствовали и только слышали (о бедствиях), то это облегчило бы их скорбь. Но быть очевидцем бедствий и не иметь возможности ничем помочь, быть как бы подавленным неотвратимыми несчастиями – это невыносимо и в высшей степени прискорбно. Итак, не должно нам прогневлять Святаго Израилева, дабы не подпасть власти видимых и невидимых врагов, склоняющих нас к бесчестным страстям и ниспровергающих всякую крепость ума нашего, чтоб каким-нибудь способом опустошить несчастную душу и лишить ее всех ее плодов, так чтоб она была бесплодною и лишенною чести и оказалась приносящею терние землею, ея же кончина в пожжение, по изречению блаженного Павла (Евр. 6:8).

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими

Война кипит в нашем отечестве: города наши сожжены огнем, страну нашу пред нами съедают чужие. Что тут мудреного? Этого следовало ожидать, этому надлежало быть: Господь родил и возвысил нас, а мы отверглись Его. То ли еще надлежало бы сделать с нами.

Дневник. Том I. 1856

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
7. Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих.

Прямое выражение мысли, в 5 и 6 ст. выраженной через сравнение. Страна стала пустыней, города её сожжены огнём, – состояние, в котором Иудея находилась после нашествия израильтян и Сириян. "Страну ва́шу", т. е. произведения полей и виноградников, вообще богатства страны, пред̾ ва́ми чуждии поядают (ср. Втор.28:51. Иер.5:17): чужими названы те филистимляне и идумеи, которые опустошали Иудею после того, как израильтяне и сирияне отступили от Иерyсалима, не успев взять его (2Пар.28:17-18). Они названы «чужими» в том смысле, что их «не знал» народ еврейский (Втор.28:38), т. е. не понимал их языка (Иер.5:14). Они опустошают Иудею пред глазами иерусалимлян, пред глазами иерусалимского правительства, которое оказывается бессильным прогнать врага. "опусте низвращена от людий чуждих" смысл соответствующего евр. чтения может быть точно выражен так: «опустошена, как только может быть опустошена чужими» – иноплеменниками, которые естественно стараются нанести возможно больший вред неприятельской стране. Иудея находилась в состоянии крайнего опустошения. 

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими

Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь.

Земля, — собств. поля и нивы. Все опустело… лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис. 13:19).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.


Вот поражение, болезнь и страдания еврейского народа: опустошение, пожар, хищение, разорение, вот его неисцельные пятна, раны, язвы (Ис.1:6). Как у ленивого вола, упорного осла, неверного раба отнимают средства к жизни, так и у Израиля, упорного и враждебного Богу, отнимаются средства к жизни и отдаются другим, прежде недостойным того. Этот праведный суд Божий над Иудеей уже настал во дни нечестивого царя её Ахаза, когда «предал его Господь, Бог его, в руку царя Сириян, и они поразили его, и взяли у него множество пленных, и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение. В то же время еще Идумеяне приходили и многих побили в Иудее и взяли в плен; и филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи... Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар.28:5;16-19 Ис.1-4). Но в будущем времени предстояло еще большее опустошение Иудеи и унижение Сиона.

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible