Скрыть
И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 22-23 И будет вместо тебя яко отец живущим во Иерусалиме… И будет на престоле славы дому отца своего, то есть через него прославится весь дом отца его.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Но когда говорит: Призову Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога)… тогда говорит: будет висеть на нем вся слава дома отца его (Ис. 22:20-24). А дом Отца Христа какой иной мог быть, кроме Церкви? Но кто славен в нем, тот будет уповать на Христа, и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным по этому суду, ибо праведен и нелицемерен Бог всяческих, напротив, воздает каждому по мере возраста духовного, так как в духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки, юноши.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Елиаким (ср. Ис. 36:3; 37:2). Из того, что пророк называет Елиакима рабом Божиим, видно, что это был человек богобоязненный и, вероятно, друг пророка.

Одежда и пояс - знаки его высокого служения.

Будет отцом - будет заботиться об истинном благе народа, тогда как Севна более заботился о себе (изрытие гробницы).

Ключи - символ власти, в силу которой он один имея право допускать к царю просителей (слова эти послужили основанием для образа, встречающегося и в Новом Завете (ср. Мф. 16:19 и Откр. 3:7).

Как гвоздь. Это выражение объяснено в 24 ст.

Седалище славы, т, е. он прославит всю свою фамилию и откроет ей доступ к важным должностям.

Всей домашней утвари - в переводе с евр. : всех малых сосудов, начиная с кубков и кончая широкими чашами.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 22:15

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

22. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. 
 

Домоправитель царский, это первое лицо после царя: в его власти сосредоточено было все, чем славился царский дом Давида, все драгоценности дворца, оружейная палата, темницы и даже сама крепость городская, все это было под ключом домоправителя. Если Сомнан пользовался полным доверием царя и огромной властью, то несравненно достойнейший его Елиаким будет совершенно неограниченным властителем, по доверию к нему царя и народа.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible