Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 22:6
И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит
Еламите же взята тулы, то есть враги, пришедшие метать в них стрелы. И всадницы человецы на конех приготовились напасть на город со всех сторон. И стену… обнажил щит, то есть не стало воинов, рядами стоящих вокруг стены.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 5-6 Ибо день погибели и попрания и рыданий Господу Богу воинств в долине видения. Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену
Сообразно с трояким пониманием представляет причину, почему сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать (Ис. 22:4) — потому что попран Сион и некогда бывший горою видений, теперь стал юдолию плача.
Пробующий стену и отважный, — на гору! И Елам взял колчан, (вижу) колесницу всадника, и щит обнажил стену. Описывается войско вавилонское, вступающее в город, захватывающее храм и гордо выступающее на четырехконных колесницах по улицам. И в еврейском прекрасно изображается, что щит, обыкновенно другое покрывающий, обнажил позолоченные карнизы и покрытыя мраморною инкрустациею стены; превосходный смысл этого тот, что щит не покрыл кого либо, а обнажил, так как силою солдат все богатства были вырыты. Если же указываются участвующими в сражении жители Ассирийскаго города Елама, то этого нельзя относить ко временам Римскаго разрушения, если только мы не будем все это объяснять аллегорически.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая
Потому я сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в опустошении дочери народа Моего
Если, при опустошении Вавилона пророк в скорбном чувстве плачет и говорит: мука охватила меня, как мука родильницы, я упал услышавши, смутился увидевши; изныло сердце мое, ужасная тьма объяла меня, Вавилон возлюбленный мой стал для меня дивом (Ис. 21:4–5): то не тем ли более теперь при разрушении города своего он не может утешиться ничем и всецело предается скорби?
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 6-9 Еламите же взяша тулы, и всадницы человецы на конех, и собор ополчения. И будут избранны дебри твоя, наполнятся колесниц, конницы же заступят врата твоя, и открыют врата Иудина: и воззрят в той день во избранныя домы града, и открыют сокровенная домов краеградия Давидова
Возлетает на высоту со своим повествованием и как бы живописует военное нападение приводит в ужас слушателей, весьма искусно побуждая их обратиться к покаянию. Итак, он говорит это, как бы уже созерцая присутствие толпы ратников в самых вратах (города). Еламитянами, по имени Персидского города, называются те, которые из него (города) исходят. Некоторые же говорят, что всадники сии суть Сарацины; эти (последние) суть конные стрелки, из числа самых искусных в стрельбе, жестокие и неумолимые и не знающие милосердия. А что они весьма многочисленны, – это показывает, говоря: избранны дебри твоя, наполнятся колесниц, конницы же заступят врата твоя, так что желающим нападать будет очень тесно; вторгнувшись же они тщательно обыщут всякий великолепный дом и открыют сокровенная домов краеградия (крепости) Давидова, то есть богатства царей. Ибо царями были происходившие из колена Иудина, из которого был и блаженный Давид. Но опять к истории должно быть сказано следующее (нравоучительное). Если в ум человеческий вторгается на подобии воинов множество или неразумных помыслов, или плотских наслаждений, то они овладевают им как плененным городом, истребляют все его духовное богатство, изгоняя из него всякое благочестие и лишая его славных подвигов добродетели. Посему богодухновенное писание говорит: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Екк. 10:4); ибо такие страсти, если их пресекать, утрачивают силу и бдительность, приносят пользу тем, которые сохраняют ее; а при свободе и необузданности стремления постоянно уклоняясь к худшему, они до основания губят преданных духовному сну.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит
Елам - жители Ассирийской области см. 21:3.
Кир - также область, принадлежавшая Ассирийскому царству (ср. Ам. 1:5; 9:7), а не Армянская область на р. Кире, потому что Кавказ и Армения не были подвластны Ассирии.
Обнажает щит - вынимает его из особого чехла (ср. Цезаря de bello gall. II, 21).
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
6. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит.
Войско грозного неприятеля состоит из Еламитян. Это первая часть и, может быть, передовой отряд, конница. Как племя горное, Еламитяне хорошие всадники и храбрые, закаленные в борьбе с суровым климатом гор и со зверями. Вторая часть войска (по указанно еврейского теста) из храбрых борцов племени Кур, которое, может быть, обитало в то время на берегах р. Куры (на южном Кавказе) и, может быть, теперешнее закавказское племя Курдов, родственное тому и столь же храброе. Представители племени Кур составят большое ополчение и уже самой многочисленностью своею страшное.