Скрыть
Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи

И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, так и они приведены в содрогание тем наказанием, какое наложил на них Господь.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-18 Как зачавшая во чреве, когда приблизится к родам, мучась кричит во время болей своих: так были мы от лица Твоего, Господи. Мы зачали и как-бы мучились родами, и родили дух. Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной

Как приближающаяся к родам женщина от боли принуждена бывает вскрикивает: так мы в бедствии ищем Тебя, и от лица силы Твоей зачали во чреве, и мучились родами, и родили детей не плоти, но духа: чтобы всем умом веровать в Тебя, чтобы непознанного прежде чрез благодеяния, узнать теперь чрез мучения. То, что LXX прибавили: так были мы возлюбленному Твоему, вместо чего прочие перевели: так были мы от лица Твоего, Господи, должно отметить обелом. Можем же мы за возлюбленного Господа принять Христа, по причине страха Которого мы зачинаем во чреве, и мучимся родами, и рождаем, и производим на земле дух спасения. Может говорить это и апостольский муж, когда учит народы и подражает апостолу Павлу: чадца моя, имиже пики болезную, дойдете вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Должно ли сомневаться, что апостол Павел, который проповедью распространил Евангелие от Иерусалима до Иллирика (Рим. 15:19), и, как мудрый строитель, положил основание, вне которого никто другой не может положить, основание, которое есть Христос Иисус (1Кор. 3:10-11), породил дух спасении на земле? Итак будем ли мы читать: по причине страха Твоего, Господи, мы во чреве приняли, или по еврейскому: от лица Твоего, Господи, мы зачали, и во чреве приняли, — то и другое означает то, что от страха и воспоминания о Господе мы воспринимаем в себя слово Божие, и просвещается сердце наше, когда мы говорим: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7), и: просвети лице твое, и спасемся (Пс. 79:4).

Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной. LXX: Не падем, но падут жители земли. Различный перевод необходимо иметъ и различный смысл. По еврейскому говорится следующее: так как ничего достойного Твоего милосердия, мы не сделали, то нечестивые не пали, но доселе превозмогают и обладают землею. LXX же говорят, что в то время, как святые порождают дух спасения на земле, те, которые суть жители земли, падают, хотя между вселенною, называемою по-еврейски thebd, а по-гречески οικουμένη, и землею есть большое различие. Следовательно падут предавшиеся жизни земной и вкоренившиеся твердым корнем в земных делах, и не падут живущие во вселенной и успокаивающиеся в Церкви, которая есть жилище Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам. И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, тако быхом возлюбленному твоему

Движимый весьма великою любовью к Богу, блаженный пророк сказал против Иудеев за их дерзкие поступки: приложи зла всем славным земли (Ис. 26:15), но дабы он не сочтен был каким-нибудь суровым и жестоким, увещевающим согрешивших не к тому, чтобы они искали помилования, а чтобы пребывали в скорби и бедствиях, он, как необходимое, прибавляет то, что обыкновенно бывает со всеми, именно – что в скорби и нуждах обыкновенно вспоминают о всемогущем Боге. Ибо избыток душевного спокойствия располагает людей к небрежности и, можно сказать, что вследствие крайней лености, пришедши в такое расположение духа, они даже не сознают своих грехов: скорбь же, как бы силою, заставляет их обратиться к Богу и приводит их к познанию грехопадений. По этой то причине, говорит, я и сказал: приложи зла славным земли (Ис. 26:15), так как составляет общее свойство всех людей, чтобы вспоминали о Тебе и сообразовались в мыслях и действиях о Твоею волею, особенно тогда, когда, они подвергаются бедствиям. В скорби мале мы вразумляемся, потому что Бог подвергает нас не чрезмерному и не совсем жестокому наказанию, напротив растворяет гнев милостью. Итак, воззвание (к Богу) о том, чтобы Он навел скорбь на согрешивших, было делом не ненавидящего их, а напротив любящего и призывающего их к вразумлению, чтобы, если они но собственному произволению не имели плода благочестия, то по крайней мере, как бы нуждою приведены были к этому, чувствуя на себе гнев Божественный. Думаю, что об этом именно сказано устами Давида: броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе (Пс. 31:9). Но те (Иудеи), совершивши тяжкие грехи и нагло поступивши со Христом, впали в скорбь. Мы же – твои, и мудрствуем и говорим угодное Тебе, и иначе расположены к Твоему возлюбленному, то есть Сыну. Подлинно мы, подобно женщине, находящейся в муках рождения, как бы кричим против тех, которые подвергали Его бесчестию, и весьма страдая от этого, со всею силою восстаем против неповинующихся Ему. Истинно то, что говорят (пророки?). Посему и блаженный Исаия, порицая дерзкие слова, которые иудеи произносили на Христа, говорит: вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно? (Ис. 57:3-4). И блаженный Давид говорит о них негде: да помрачатся очи их еже не видети и хребет их выну сляцы (Пс. 68:24). И, кроме сего, у святых пророков весьма много речей (обличительных) против синагоги Иудеев за их нечестие в отношении к Христу.

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 17-18 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Далее: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее (Ин. 16:21). Женщиной Он назвал святую Церковь, вероятно, по причине обилия добрых дел и потому, что она никогда не перестает рождать Богу духовных сынов, о чем Он говорит в другом месте: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13:33). Ибо женщина взяла закваску, а Церковь последовала силе вышней любви и веры, которой ее ущедрил Господь. Положила она в три меры муки, пока не вскисло всё, когда в частях Азии, Европы и Африки служило слово жизни, пока все концы земные не воспылали любовью Царства Небесного. Ознаменовал, что он принадлежит к членам этой женщины тот, кто в печали говорил к отпавшим от чистоты веры: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19). Имеют свидетельство, что принадлежат к членам этой женщины те, кто воспламенены небесным желанием и хвалой Своему Создателю: Страха Твоего ради мы имели во чреве и породили дух.

Гомилии на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание - не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).

Изливал тихие моления, т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис. 8:19).

Как беременная женщина… Это - речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.

Были беременны, мучились… Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6. Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада - возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.

Спасения не доставили земле - возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.

И прочие жители вселенной не пали - возможно правильнее с евр. : «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться).

[Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.

Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего «дух спасения», и на искупление жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред.]

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 26:13

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. 
   
Ст. 17 И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича, тако быхом возлюбленному твоему.

   Пророк Исаия говорит от лица всех пророков, которых Господь посылал своему «возлюбленному» народу (Ис. 5). И пророки, видя и предвидя бедствия и скорби народа Божия, страдали за него, желали отвратить от него те бедствия и скорби, желали породить в нем чувство раскаяния и не могли, а потому и мучились подобно рождающей; и как рождающая, не имея сил сдержаться, издает крики, так и пророки не только громко, но и с воплем проповедовали о предстоящих народных бедствиях по силе гнева Божия (Ис. 7;  27;  28;  29;  Иер. 2;6;  7;9 и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible