Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих
Ибо вот, Господь выходит от места Своего, то есть из жилища Своего, где восседает Он на крылах Херувимов. И посетит нечестие обитателей земли, то есть за нечестие накажет всех грешников, живущих на земле и в особенности хулу Рабсака. И открыет земля кровь свою и не покрыет избиеных своих. Во время наказания, какое постигнет Ассириян за то, что проливали кровь сынов Иудиных, не укроются от него Ассирияне, чудесно истребленные Ангелом.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 20-21 Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень. Се бо Господь от святаго места наводит гнев на живущия на земли, и открыет земля кровь свою, и не покрыет избиеных
В сих словах представляется нам Бог, приготовляющий ум святых к терпению скорбей, поелику и потомки Израиля и распространяющие дух спасения по всей вселенной, то есть, совершающие проповедь Евангельского слова, имели подвергнуться страшным и нестерпимым испытаниям и подвергнуться опасности самых мучений и смерти: то Он весьма уместно убеждает их вести себя мужественно но время таких (страданий), говоря: идите людие мои, внидите в храмину вашу. Храминой же весьма мудро и хорошо называет, вероятно, гробы, находящиеся в земле: и подобно как для действительно сокрытых в них запирает двери и удерживает их там на короткое время, пока минует гнев Господа. Ибо сказано было начальнику рода (человеческого), то есть Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, и природа человека за преступление была проклята, почему подверглась тлению. Но прекратятся и последствия гнева Божественного, и это окончательно исполнится во время кончины, когда будет уничтожена смерть, разрушено владычество диавола и истреблен грех. Посему укрыйтеся, говорит, людие мои, потерпите немного и самое малое время, пока смерть, последствие гнева божественного, не мимоидет и не наступит время всеобщего воскресения. Хотя ты, говорит, может быть, и подвергнешься смерти, когда обрушится злоба ненавидящих даже и на святых тайноводителей; но Господь всяческих подвергнет наказанию тех, которые убили святых; потому что Господь от святого места наводит гнев на живущих на земли. Это подобно сказанному (в Писании): и одожди Господь от Господа на Содом огнь и жупел (Быт. 19:24). Итак, Сын от Святого Духа (?) сотворил гнев на живущих на земле, как Сам Он негде сказал: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:22-23). Когда же настанет время, в которое постигнет гнев поступавших нечестиво с освященными, тогда открыет земля кровь свою и не скроет убиенных, то есть, вся кровь, которая пролилась в землю, будет видна и никто из обиженных не скроется, или не останется в неизвестности. Ибо Творец всяческих вспомнит обо всех и не будет совершенно ни одного из неправедно убиенных, кто остался бы неизвестным и о ком бы не вспомнил Бог.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих
Земля откроет поглощенную ею кровь. Здесь ясный намек на ту кровь Авеля, которую некогда выпила своими устами земля (Быт. 4:11). Апокалипсис, согласно с этим пророчеством, также говорит, что море, смерть и ад отдадут со временем назад своих мертвецов (Откр. 20:13). В этом стихе дается мысль о воскресении грешников, которые, конечно, должны восстать к жизни для того, чтобы быть судимыми на страшном суде за свои преступления и злодеяния.
Примечание
Православная Церковь в 19-м стихе видит пророчество о воскресении мертвых, «Богоявления твоего, Христе, к нам милостивно бывшего, Исаия свет видев невечерний, из нощи утренневав взываше: воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются». Так воспевает церковь в каноне на Великую Субботу в ирмосе 5-й песни. Нужно прибавить, что 19-й ст., как и ст. 9-й 26-й главы Исаии, нередко берутся для составления ирмосов в 5-й песни канонов.
См. также Толкование на Ис. 26:20
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст. 21 Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
Ст. 21 Се бо, Господь от святаго [места] наводит гнев на живущыя на земли: и открыет земля кровь свою и не покрыет избиеных.
Господь открывает действия своего гнева на святом месте, именно на горе Сионе, которую Он избрал преимущественно местом своего обитания, где был и Его храм (Ис. 2:2-3; Пс. 75:3). Тогда «земля откроет кровь свою», т.е. кровь, пролитую на ней, и не закроет или не похоронит избиенных на ней, чтобы Господь, видя кровь их, отмстил за нее убийцам, которые доселе безнаказанно и потому дерзко обитали даже на Сионе (Ис.1:15; 1:19-21; 3:8-10; 3:12-15). И вот, когда здесь же, на Сионе, откроется суд Божий над грешными обитателями не только этого места, но и всей земли иудейской, даже всей вселенной (Ис. 24:1; 24:4-5; 24:13), то тем более откроется и святость Сиона.