Скрыть
Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому

Сотрясет Господь от ровенника речнаго, даже до водотечи Египетския, то есть оружием Ассириян сотрясет и истребит народы от реки Евфрата до реки Нила, который называется здесь водотечью. Вы же соберетеся един по единому, то есть вы, Иудеи, предшествовавшими бедствиями рассеянные и попечением Божиим сохраненные, соберетесь в один великий сонм и народ.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет в тот день: Господь поразит от русла реки даже до ручья Египетского, и вы соберетесь один и один, сыны Израилевы

Если бы не присовокупил: в тот день, чем указывается, что дальнейшее, должно иметь связь с предыдущим, то мы могли бы объяснить этот стих в его собственном смысле; теперь же должно применять все к предыдущему. Поелику город укрепленный будет опустошен, и прекрасный некогда будет покинуъ как пустыня (Ис. 27:10), и там телец будет лежать и объедать (Ис. 27:10) отрасли виноградника, и все засохнет, потому что он — народ, не имеющий разума, и, по своей глупости, не получил от Творца своего никакого помилования: то Господь поразит его или заградит от русла или протока реки даже до ручья Египетского, чтобы во всей Иудее, которая некогда была обетованною землею, не обрелось Никакого слова учения, никакого знания Писаний. Об Иудеях и апостол говорит: не внимающе Иудейским баснем, ни заповедем человек, отвращающихся от истины (Тит. 1:14); и опять: суть бо мнози непокориви, суесловие и умом прелщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждаете (Тит. 1:10). Руслом же, или протоком реки в смысле историческом мы можем назвать Евфрат, как и в 71 псалме написано: он будет обладать от моря до моря и от реки до конца вселенной (Пс. 71:8). Другие считают оным Иордан. И то должно заметит, что то, что находится в пределах Иудеи, называется рекою, а то, что в пределах Египта, ручьем, который имеет мутные и не всегда бывающия воды. Вместо ручья Египетского LXX перевели Ринокоруру, которая есть город на границе между Египтом и Палестиною, выражая этим не столько слова Писания, сколько смысл слов. Сказанное же нами: поразит, вместо чего LXX поставили σομφραζει, то есть, заградит, Акила и Феодотион перевели словом ραβδήσει, что можно понимать: или жезлом поразит, или, при понимании не в худую , а в хорошую сторону, по жезлу исчислит число стада Своего.

И вы соберетесь один и один, сыны Израилевы. LXX: Вы же соберите одного и одного сынов Израилевых. О сыны Израилевы (вместо чего Симмах перевел: дом Израилев)! После поражения ваших противников от протока реки до ручья Египетского, то есть, от Евфрата до Нила, вы или сами соберитесь к вере Господней один и один, так как большинство Иудеев не уверовало, чрез что предвещает, что немногие из Иудеев уверуют в Господа Спасителя; или, о апостолы и апостольские мужи! вы, по причине неверия большинства Иудеев, принесите со всей вселенной тех , которых сможете, как немощных овец, в овчарни Господа, и соберите их вместе с народом из язычников, чтобы исполнилось то , что апостол Павел и Варнава говорят Иудеям: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергаете е, и недостойны творите сами себе вечному животу,се обращаемся во языки (Деян. 13:46).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И будет в той день, заградит Господь от ровенника речнаго, даже до Ринокоруры (града): вы же соберите сыны Израилевы по единому

После того как Христос воскрес и дал святым апостолам повеление: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), и после того как Он возшел на самые небеса, нечестиво поступивших с Ним постигли последствия гнева, то есть божественного. Ибо они были истреблены мечем и огнем, когда Римляне воздвигли против них войну и сожгли все их города и разрушили самый Иерусалим и оный знаменитый храм. Страна иудейская имеет границею к востоку воды Евфрата, а к югу город, называемый Ринокоруро. Город этот стоит на границе между страною Египтян и Палестиной. Итак, назвавши нам пределы Иудеи, утверждает, что Господь заградит все, заключающееся в этих пределах, то есть всю Иудею. А заградит употребил вместо окружит осадою, стеснит и доведет до крайнего бедствия; то есть заграждение или заключение означает неизбежное бедствие или несчастие. Слово заградит ты можешь понимать и иным образом. Ибо ум Иудеев был как бы заключен, так что никоим образом не мог воспринять в себя свет истинного боговедения и познать таинство Христа, как пишет блаженный Павел: окаменение отчасти было Израилю; и даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2Кор. 3:14-15). Думаю, это и есть заграждение. А что это сделано было не против всей поднебесной, или против всех народов, но против одной Иудеи и живущих в ней, это он ясно показал, не просто говоря: последует заграждение, но: от ровенника речнаго даже до Ринокоруры. И это, говорит он, случится с народом Иудейским, избившим пророков и камением побивавшим посланных от Бога и предавшим смерти и Самого Сына. Потом он переносит речь на лицо Самого Спасителя всех нас Христа, который беседует и говорит святым Апостолам, или всем, которые впоследствии будут проповедовать Его Евангелие и совершать таинства: вы же соберите сыны Израилевы по единому. То есть, пусть не многоречиво будет слово у тех, кому вверено право учить, хотя бы Израиль и не оказался обращающимся во множестве; но кто из них будет разумным, тот пусть будет призван чрез веру и приходит по единому и как бы в одиночку избранный; ибо останок Израиля спасется. Посему и божественные ученики часто обращались к ним со словом, как, например, божественный Петр: и ныне, братие, говорит, вем, яко по неведению сие сотвористе, яко же и князи ваши. Итак, покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим (Деян. 2:38-39;3:17). И было, правда, уловлено не малое число народа; но, по сравнению со всем народом Иудейским, они (уловленные) были крайне малочисленны, и спасаемые, то есть чрез веру во Христа, были принимаемы как бы по единому.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

В противоположность той печальной картине, какую будут представлять собою языческие мировые державы, жизнь израильского народа будет самая счастливая.

В тот день см. Ис. 2:11.

Господь потрясет все. Это слово потрясет может указывать на великое потрясение, какое будет произведено судом Господним на всем пространстве, по какому были рассеяны пленные израильтяне. Можно также видеть здесь и простое указание на собирание плодов с оливковых деревьев, которые стрясались, стряхивались с деревьев или же сбивались палкою (Втор. 24:20). Во всяком случае результатом этого потрясения будет то, что израильтяне будут собраны вместе, как плоды в одной корзине или как колосья - в снопы.

Река великая - это Евфрат, как эмблема северных стран, куда отведено было в плен большинство израильтян.

Поток Египетский - здесь, в соответствие Евфрату, лучше, кажется, разуметь не Риножоруру, которая отграничивает Палестину от Синайского полуострова (Быт. 15:18), а настоящую реку египетскую, Нил, как символ южной страны пленения.

Великая труба - опять символ. Пророк указывает здесь на решение воли Божией, в силу которого евреи должны были вернуться из плена (1Езд. 1:1-2). Впрочем, нет сомнения, что, заключая свой апокалипсический отдел, пророк имел в виду здесь и возвращение всего искупленного человечества в небесный дом Отца всех людей и Иерусалим небесный (Откр. 21:2).

Этот отдел, главы которого имеют сходство между собою по форме и содержанию, представляет собою вид апокалипсиса. Что касается исторического повода, каким вызвано появление этого отдела, то на основании некоторых черт пророчества, обозначающих писателя как жителя Иудеи, имеющего в виду свои, иудейские, интересы и отношения (Ис. 24:2; 25:10-12; 25:1-10), можно заключать, что пророк писал свои апокалипсические речи по случаю падения Самарии, уже наступавшего, когда она, по его выражению, повергалась на землю, как венок (Ис. 28:2).

Подлинность этого отдела доказывается сходством терминов и выражений, в нем встречающихся, с другими отделами, несомненно, принадлежащими пророку Исаии (ср. Ис. 25:9,10-12 и 27:9-10 и сл. 16, 17 и еще: 24:4 и 23:9; 24:14 и 13:2; 24:1; 37:26; 25:4-5 и 4:5-6; 27:2,5 и др.). Никаких следов послепленного происхождения этого отдела не усматривается.

Разделение этого отдела на строфы представляется делом затруднительным. Condamin для этого должен был сделать некоторые перестановки в размещении стихов. Вот на какие строфы он делит всю поэму.

Строфа 1_Глава 24_1-6_3, 3, 2

Строфа 2_Глава 24_7-13_3, 3, 2

Строфа 3_Глава 24_14-18(а)_3, 3

Строфа 1_Глава 24_18(б)-20_2, 2

Строфа 2_Глава 24_21-23_2, 2

Строфа 3_Глава 25_6-8_2, 2, 2

Строфа 1_Глава 25_9-12_2, 2, 3

Строфа 2_Глава 26_1-6_3, 2, 2

Строфа 1_Глава 25_1-3_2, 3

Строфа 2_Глава 25_1-5_2, 3

Строфа 3_Глава 26_7-13_2, 2, 2;1, 1, 1

Строфа 1_Глава 26_14-18_2, 3

Строфа 2_Глава 26_19-21_2, 3

(Гл. 27 вне счета)___

Строфа 1_Глава 27_2-5_3, 2

Строфа 2_Глава 27_6-9_3, 2

Строфа 3_Глава 27_10-11_1, 1, 1, 1

Строфа 1_Глава 27_12_

Строфа 2_Глава 27_13_

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 12 Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому;

   Господь, как истинный пастырь своего народа, оградит его, как стадо, от русла реки Евфрата на востоке до потока Ринокоруры, служившего границей Ханаана на юге, со стороны Египта (и потому называвшегося потоком Египетским). Тогда уже не будет доступа во двор Божий – в землю Израильскую ни для Вавилонского, ни для Египетского царей, которые, как хищные звери, нападали на «стадо Божие», содержавшееся здесь. Тогда пророки соберут во двор Иеговы рассеянное стадо Его – сынов Израиля, и оно будет наслаждаться миром (Ис. 27:5-6).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible