Скрыть
и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

Вострубят трубою великою. Трубой великой пророк называет добрую весть об окончании плена. Весть эта, по указу Кира как бы провозглашенная великой трубой, достигла слуха и Евреев, рассеянных в странах отдаленных. Ибо по разрушении города и храма, и пленении братий их, рассеялись они по всей вселенной. И не только Иудеи, но и Ассирияне и Египтяне и все языческие народы составили один верный народ, и вместе стали поклоняться Господеви на горе святей во Иерусалиме; об этом пророчествовал и Каиафа, как сказано в Евангелии, что хотяше Иисус умрети за люди… но да и чада Божия расточения соберет во едино (Ин. 11:51).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет в тот день: раздастся звук великой трубы, и придут погубленные из земли Ассирииской и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

В этом месте Иудеи льстят себя напрасными мечтами, что при кончине мира, когда придет антихрист, как называется их помазанник (ήλειμμένος), то рассеявшийся народ соберется из Ассирии и из земли Египетской , и прейдет в Иерусалим, и, построивши храм, будет поклоняться Господу Богу своему. Это в буквальном смысле вовсе не может исполниться. Ибо имеющие уверовать во Христа будут призваны не только из Ассирии и из Египта, но и со всей вселенной. Следовательно он предвещаетъ то, что при последней трубе, по апостолу Павлу (1Кор. 15:52), все, погибшие в Ассирии и в Египте, придут к Господу. И не сказал: все сыны Израилевы, но все погибшие, чрез что обозначает множество язычников, потому что предавшиеся и идолопоклонству, и магии, и философии придут к вере во Христа и будут поклоняться Ему в Церкви. Под великою же трубою можно разуметь слово Евангельское, о котором и у этого самого пророка читаем: на гору высоку взыди благовествуяй Сиону: возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9). Следовательно гора святая и Иерусалим суть те, о которых мы часто говорили: приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12:22). Доселе, начиная с того места, в котором начали изъяснять: вот Господь рассыплет землю, и обнажит оную (Ис. 24:1), все содержащееся в этой книге говорилось о кончине мира. Теперь, если Христос нам поможет, или лучше, вразумит нас, перейдем к девятой книге, которая будет содержать в себе начало другого пророчества.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И будет в той день, вострубят трубою великою, и приидут погубляемии в стране Ассирийстей, и погубляемии во Египте, и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме

Святые пророки имели обычай прикрывать свою речь некоторою темнотой, и поелику Израильтяне были весьма склонны к ярости, то они (пророки) избирали некоторый средний путь для выражения своих мыслей, так что объясняемое часто было неясно. Говоря: в то время вострубят, разумеет, как опять думаю, не другого кого, как тех же святых тайноводителей. Вострубят же не просто, но трубою великою, то есть как бы огласят евангельскою проповедью живущих на земле и возвестят им нечто великое и необычайное. Ибо поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Трубу употреблял некогда и великий Моисей, но не великую: поелику он имел слабый голос и был косноязычен, и сила проповеди закона простиралась только на одну страну иудейскую. Божественная же и спасительная проповедь протекает чрез всякий город и страну и как бы громом оглашает всю поднебесную. Нечто подобное написано и в книгах Моисея: низшел Бог всяческих в виде огня на гору Синай; был же дым и град и воздух потемнел от глубокого мрака (Исх. 19:18), но и слышен был, говорит, сильный звук трубы. Потом он прибавляет к этому, говоря: быша же гласи трубнии происходяще крепцы зело (Исх. 19:19). Ибо в начале закон провозглашен был слабым голосом, но по прошествии некоторого времени раздались очень сильные звуки трубы. Итак, говорит, в то время провозгласят, то есть, евангельскую проповедь, великою трубою, собирая тех, которые заблуждались и были в разряде плененных и избавляя от древнего заблуждения уловленных сетями идолослужения: приидут, говорит, погубляемии в стране Ассирийстей и погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме. Указал на две страны, говорю – на Ассирийскую и Египетскую, как на особенно преданные суеверию сравнительно с другими. Но те, которые погибли (было) в них, придут, говорит, призванные чрез веру, к познанию истинного Господа и Бога и поклонятся Ему не в капищах скверных, но на святой горе, то есть, в церкви, которую называет и Иерусалимом; горою же называет потому, что в церквах нет ничего низкого и презренного, но все отличается высокими и великими догматами; Иерусалимом же потому, что (Церковь) истинно есть созерцание мира.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме

В противоположность той печальной картине, какую будут представлять собою языческие мировые державы, жизнь израильского народа будет самая счастливая.

В тот день см. Ис. 2:11.

Господь потрясет все. Это слово потрясет может указывать на великое потрясение, какое будет произведено судом Господним на всем пространстве, по какому были рассеяны пленные израильтяне. Можно также видеть здесь и простое указание на собирание плодов с оливковых деревьев, которые стрясались, стряхивались с деревьев или же сбивались палкою (Втор. 24:20). Во всяком случае результатом этого потрясения будет то, что израильтяне будут собраны вместе, как плоды в одной корзине или как колосья - в снопы.

Река великая - это Евфрат, как эмблема северных стран, куда отведено было в плен большинство израильтян.

Поток Египетский - здесь, в соответствие Евфрату, лучше, кажется, разуметь не Риножоруру, которая отграничивает Палестину от Синайского полуострова (Быт. 15:18), а настоящую реку египетскую, Нил, как символ южной страны пленения.

Великая труба - опять символ. Пророк указывает здесь на решение воли Божией, в силу которого евреи должны были вернуться из плена (1Езд. 1:1-2). Впрочем, нет сомнения, что, заключая свой апокалипсический отдел, пророк имел в виду здесь и возвращение всего искупленного человечества в небесный дом Отца всех людей и Иерусалим небесный (Откр. 21:2).

Этот отдел, главы которого имеют сходство между собою по форме и содержанию, представляет собою вид апокалипсиса. Что касается исторического повода, каким вызвано появление этого отдела, то на основании некоторых черт пророчества, обозначающих писателя как жителя Иудеи, имеющего в виду свои, иудейские, интересы и отношения (Ис. 24:2; 25:10-12; 25:1-10), можно заключать, что пророк писал свои апокалипсические речи по случаю падения Самарии, уже наступавшего, когда она, по его выражению, повергалась на землю, как венок (Ис. 28:2).

Подлинность этого отдела доказывается сходством терминов и выражений, в нем встречающихся, с другими отделами, несомненно, принадлежащими пророку Исаии (ср. Ис. 25:9,10-12 и 27:9-10 и сл. 16, 17 и еще: 24:4 и 23:9; 24:14 и 13:2; 24:1; 37:26; 25:4-5 и 4:5-6; 27:2,5 и др.). Никаких следов послепленного происхождения этого отдела не усматривается.

Разделение этого отдела на строфы представляется делом затруднительным. Condamin для этого должен был сделать некоторые перестановки в размещении стихов. Вот на какие строфы он делит всю поэму.

Строфа 1_Глава 24_1-6_3, 3, 2

Строфа 2_Глава 24_7-13_3, 3, 2

Строфа 3_Глава 24_14-18(а)_3, 3

Строфа 1_Глава 24_18(б)-20_2, 2

Строфа 2_Глава 24_21-23_2, 2

Строфа 3_Глава 25_6-8_2, 2, 2

Строфа 1_Глава 25_9-12_2, 2, 3

Строфа 2_Глава 26_1-6_3, 2, 2

Строфа 1_Глава 25_1-3_2, 3

Строфа 2_Глава 25_1-5_2, 3

Строфа 3_Глава 26_7-13_2, 2, 2;1, 1, 1

Строфа 1_Глава 26_14-18_2, 3

Строфа 2_Глава 26_19-21_2, 3

(Гл. 27 вне счета)___

Строфа 1_Глава 27_2-5_3, 2

Строфа 2_Глава 27_6-9_3, 2

Строфа 3_Глава 27_10-11_1, 1, 1, 1

Строфа 1_Глава 27_12_

Строфа 2_Глава 27_13_

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 13 И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.

   В «тот день», когда Господь сотворит новый двор для своих овец, т.е. когда устроит вновь свою церковь, тогда вострубят трубою или дадут знак народу к возвращению его из плена в отечество (подобно тому, как перед наступлением великого праздника и путешествием в Иерусалим на праздничное торжество). Тогда и возвратятся сыны Израилевы из Ассирии и Египта, где они были погибающими (затерявшимися), потому что были оставлены своим Господом (Ис. 27:10): возвратившись, они будут обитать на Сионе, на месте святом, ибо здесь уже не будет ни идолов, ни идолопоклонников, ни злых врагов-опустошителей и осквернителей этого места.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible