Скрыть
Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем

Разве нет у тебя стены? Я тебе стена. Кто же возрастил в тебе волчцы и терны? Так называет пророк Ассирийское войско, которое пришло и вторглось в достояние Господне. Вскоре дохну на него, и пожгу. Это изъяснил Сам Дух, говоря далее: будут народы сожжены, аки прах дробный (Ис. 27:9).

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 Негодования ли нет у Меня: кто даст Меня в волчцы и терны на войне? Пойду на него: подожгу его также. Или лучше удержу силу Мою? пусть заключит мир со мною, мир пусть заключит со Мною

По еврейскому тексту смысл такой: Неужели Я, всегда, дни и ночи, охранявший Свой виноградник, чтобы вепрь из леса не подрывал его, и чтобы звери не объедали (Пс. 79, 14), не имею негодования, и не умею поразить грешника, и воздать каждому по заслугам? Там, где Акила поставил волчцы и терны в еврейском написано samir и saith, что значит адамант и места полные терний. Посему говорит: Кто побудитъ Меня быть жестоким, преодолеть Свою милость, выступить безжалостным, с войною и сражением, чтобы пойти на виноградник, который Я прежде охранял, и выжечь оный, который Я ограждал Своею стеною? Не лучше ли, если сила Моя побудит Меня отложить гнев и милостию Евангелия спасти тех, которые не были спасены строгостию Закона? По еврейскому же тексту должно читать с усилением: Кто сделает Меня столь суровым и жестоким, (ибо это разумеется под тернистым местом и волчцами), чтобы Я преодолел природу Свою, чтобы Я как будто бы на войне вытоптал и выжег тот виноградник, который всегда охранял Своею заботливостию? Или лучше удержу силу Свою, которая, без сомнения, есть, Христос, и о которой читаем: Христос Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24), чтобы она заключила со Мною мирный договор и примирила мир? По LXX смысл тот, чтобы от лица Церкви мы разумели здесь следующее: Я город крепкий, город, окруженный многими врагами; напрасно я подавала руку помощи приятельнице своей синагоге, ибо ночью она будет пленена, и падет ея стена, и не будет ни одной и в противных сил, которая не овладела бы ею. Еще скажу: Какая мне польза охранять ту , которая имеет в себе солому, а не зерна, которая так невозделана, что полна терний и волчцев? Я желала спасти ее; но поелику она относится ко мне враждебно, то я удалилась от нея. И родившиеся во мне и от меня апостолы сказали: вам бе лепо первее глаголами слово Божье: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сажи себе вечному животу, се обращаемся во языки (Деян. 13, 46). Посему Господь исполнит то, чем угрожал, чтобы все в ней горели, окруженные Римским огнем, или, по крайней мере, горели от пороков и грехов, чтобы не могли угасить раскаленных стрел диавола (Еф. 6:16). Ибо «все прелюбодеи,— как печь сердца их» (Ос. 7:4, 6). И прежде пребывавшие в ней, воскликнувши: город взят и сожжен,—оставят ее, и, примиряя мир с Богом, скажут: заключим мир с Ним, мир заключим с Ним, то есть, со Христом, всегда пиша в посланиях своих: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1Кор. 1:3). О них у этого самого пророка читаем: коль красны ноги благовествутщих мир (Ис. 32:7). Некоторые относят это место к церквам,— что хотя они охраняются Богом, но многие в них не приносят плодов, и потому сожигаются огнем благого Учителя (Ин. 2:17), чтобы они возопили и исповедали свое заблуждение, и потом заключили мир с Богом, чтобы справедливо называться сынами Иакова.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Несть того, иже не возмет его. Кто мя приставит стрещи стеблие на ниве? Ради вражды сея отринух и

После распятия Спасителя страна Иудейская была осаждена, и собранное из всех народов, то есть могущественнейшее римское войско мужественно вело войну против Иудейского народа. Но была опустошена и иным образом, то есть в духовном и таинственном смысле, ибо отдана была в поругание нечистым духам; а если она лишена была ограждения и разрушена была охраняющая ее стена, то кто усомнится в том, что она сделалась пастбищем для мысленных зверей? И это было именно то, что сказано о ней устами Давида к Спасителю всех Христу: вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный (осел) дивий пояде и (Пс. 79:13-14). Ибо сими словами он обозначает разнообразные страсти, которые властвовали умом Иудеев, так как осёл знаменует крайнее неразумие, а вепрь – чувственное удовольствие. А что (страна Иудеев) могла быть легкой добычею для всякого, желающего опустошить ее, это он показывает, говоря: несть того, иже не возьмет его; ибо нет такой руки, или силы людей ли, или злых духов, которая не посягала на нее. Но, Господи, может быть скажет кто-нибудь, Ты не спасал своего народа, не защищал его, не был крепкою стеною для него. Нет, говорит, подлинно Я защищал и ограждал его своею благодатью и силою; но защищать его необходимо было тогда, когда он имел плод закона. Когда же он, говорит, дошел наконец до такой слабости и духовной лености, чтобы не приносить никакого плода добродетели, и уподобился голому и бесплодному стеблю; то кто заставит Меня беречь его? Ибо какая польза от безопасности, если сделался не способным приносить благие плоды? Кто преклонит Меня к этому? На сие-то и указывает выражение: кто приставит Мя стрещи стеблие на ниве. Но каким образом он дошел до такого несчастия, это объясняет, говоря: ради вражды сея отринух и. В сих словах Он как бы перстом указывает на Иерусалим. Поелику, говорит, он сделался весьма враждебен по отношению ко Мне, то и по всей справедливости отринул его. Здесь говорит не об иной какой-либо вражде и опять отринул (говорит) не иной какой город, а напротив самый Иерусалим выставляет враждебным и говорит, что он отвергнут, как отвернувшийся от общения с Ним, то есть духовного; ибо сказал ему: коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38).

Ст. 4-5 Убо сего ради сотвори Господь Бог вся, елика совеща. И сгорех, возопиют (вси) живущии в нем

Когда стала, говорит, враждебною (страна Иудейская) и воспротивилась спасающему и как с неприятелем враждовала с призывающим к жизни; то вследствие сего все, что предназначил, то есть чему определил и решил случиться, – привел в исполнение. Что это такое? Быть совершенно отринутым и не получать духовного дождя, подвергнуться осаде, лишиться высшего благоволения и охранения. Ибо (Иерусалим) был сожжен и доведен до совершенного ничтожества. И сгорех, возопиют, говорит, вси живущии в нем. Если бы кто захотел указанные слова объяснять исторически, то таковой найдет сожженным Иерусалим; а если объяснять их иным образом, то сожжение, в сих словах, означает совершенную негодность и совершенное уничтожение, постигшее Иудеев, когда как бы возгорелся на них гнев божественный и превратил их как бы в прах и пепел. Нечто подобное говорит как бы к Иерусалиму и божественный пророк Иеремия: маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: возгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе, непотребны быша ветви ея (Иер. 11:16). Ибо для души человека во всех отношениях гибельно удаляться от Бога и лишиться Его благодати и помощи, поелику страшно есть еже впасти в руки Бога живаго (Евр. 10:31) и, как говорит Моисей, Бог наш огнь потребляяй есть (Втор. 4:24).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною

Я, Господь, хранитель его. Влагая эти слова в уста народа израильского, Господь этим самым внушает народу особую уверенность в любви Божией.

Чтобы кто не ворвался - по переводу Duhm' а и Condamin' а: «чтобы листья его не опали».

Гнева нет во Мне. Это не значит, что Господь вообще не гневается (в Священном Писании более 300 раз упоминается о гневе Божием), но указывает только на будущее время, когда Бог уже не будет гневаться на Свой народ.

Волчцы и терны. Здесь пророк обозначает все, что может мешать развитию народа израильского - и внешних врагов Израиля и внутренние недостатки самого народа, даже отдельных дурных представителей этого народа.

Выжгу его совсем. В Синодальном переводе (русском) совершенно очевидно речь идет о выжигании всего виноградника. [В Славянском переводе также совершенно однозначно идет речь о выжигании всего виноградника - … ради вражды сия отринух и… И сгорех, возопиют живущие в нем: сотворим мир ему, сотворим мир… Прим. ред.]

Разве прибегнет к защите Моей. Однако и в отношении к таким людям в Израиле Бог будет милостив, если они раскаются (в 4 и 5 стихах единств. числа: его (выжгу) и прибегнет нужно заменить множественными: их (терны) и прибегнут).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 27:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

  Ст.  4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
   
Ст. 4 Кто мя приставит стрещи стеблия на ниве? ради вражды сея отринух и: убо сего ради сотвори Господь Бог вся, елика совеща.

   Образная речь. Никто не стережет стебли на ниве, так и Господь оставил свою землю и свою излюбленную ниву – Иудею, с её столицей Иерусалимом, и он будет завоеван: Господь отринет его, ради его вражды, ибо Иерусалим был постоянно враждебен Богу и Его пророкам. Посему и совершит Господь над ним все, что «совещал» или определил по своему премудрому плану, а именно – плен и разрушение, но все это – ради будущего спасения верных (Ис. 26:1-4).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible