Скрыть
Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином

Горе венцу гордыни упоеннаго Ефрема. Пророк изобличает роскошь и гордость Ефремлян, потому что они не в одном чем-либо роскошествовали, но, по написанному, как с покатой долины стремились к сластолюбию, и не тайно предавались нечистым делам, но явно и, как бы свившись в один венец, поощряли и побуждали друг друга к непотребным пиршествам и пьянству. И когда они при такой срамной жизни окончательно погрязли во грехах, внезапно, когда не ждали, пришли и подавили их Ассирияне.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Горе венку гордости пьяницам Ефрема, и опадающему цвету славы восторга его, которые находились на вершине весьма тучной долины, шатаясь от вина. Вот сильный и крепкий Господа, как сокрушительный вихрь стремительности града, как напор многих вод, разливающихся и извергишхся на обширную землю. Ногами будет попран венок гордости пьяниц Ефрема. И опадающий цвет славы восторга его, который находится на вершине долины туков, будет как созревшее прежде времени осенняго созревания, на что когда обратит взоры увидевший, тотчас, как скоро возьмет в руку, проглотит оное

Изъясним сперва применительно в истории, потом в иносказательном смысле и наконец сообразно пророческому предсказанию. Божественная речь говорит против десяти колен, которые царствовали в Самарии, и от Иеровоама, бывшего из колена Ефремова, назывались Ефремом. И называет их венком гордости, потому что они в сравнении с двумя коленами, которые назывались Иудою, были превосходнее и числом и силою. Называет их и пьяницами Ефремовыми, потому что они не разумеют своего Творца, и вместо Господа поклоняются золотым тельцам в Дане и Вефиле. Они некогда были в цвете и славе Господа, когда управлялись Давидом и Соломоном и когда в двенадцати коленах были поклонявшиеся Богу в храме Иерусалимском, которые находились на вершине весьма тучной долины, что по-еврейски называется де ge semanim (גיא-שמנים) Разумеет же место, где предан был Господь на вершине этой долины был расположен храм Господень. Они упоены вином заблуждения и безумия, которое приготовил им Иеровоам. Посему Господь в наказание угрожает им тем, что как вихрь с градом сокрушает все, и напор разливающихся вод уносит все, что бы ни попалось ему на встречу: так они будут истреблены ассирийским войском, а то, что останется, будет переселено в горы или города Мидии. Сравниваетя же с венком из различных цветов славу десети колен, которая будет иметь такую красоту, что подобно тому, как если кто либо еще до наступления лета и осени, увидев на дереве скороспелую (πρόδρομον) смокву, тотчас, как скоро взял бы в руку, проглотил бы ее: так и когда ассириянин увидит десять колен, то опустошит и поглотит их и совершенно ничего от прежнего народа не оставит в Самарии. Это кратко изъяснено применительно к истории.

Перейдем к иносказанию. Согласно с объяснением пророка Осии, в котором Ефрема, и Иосифа, и Самарию, и десять колен, отделившихся от общества двенадцати колен и оставивших храм Господа, мы отнесли к еретикам: последние, хуля Господа, по истине, суть, соответственно изданию Семидесяти, венок оскорбления, и делают все ради мзды, и отпали от славы Господа, и не следуют скудости манны и церковному смирению; но пребывают на весьма тучной горе, будучи пьяны без вина. Посему сильная и жестокая ярость Господа, намеревающегося наказать их, сравнивается с стремительным градом, нападающим не на кровли, но на головы смертных, и с великими разливами воды, уносящими все, что бы не попалось им на встречу. Этим венком оскорбления, наемниками Ефремовыми называются те, которые, по апостолу, сквернаго ради прибытка (Тит. 1:11), отпали от цвета и надежды и славы прежней веры, и пребывают в гордости, и служат самою сладостною пищею диавола, ежедневно поглощающего их (1Петр. 5:8). Сообразно предсказанию, мы можем сказать то, что венком оскорбления называет оно книжников и фарисеев, которые хулили Господа, и названы наемниками Ефремовыми от Иуды, который происходил из колена Ефремова и из селения этого же колена, Искариота, и продал Господа за деньги. Он (Господь), будучи поистине цветом апостольской славы, пал на весьма тучной горе, о которой, как мы думаем, сказано: «ел и пил Яков, и насытился, и утучнел, и воспротивился возлюбленный» (Втор. 32:13); иди по еврейскому тексту: на долине туков, то есть Gessemanim (גיא-שמנים), в которой означается и имя места, где Иуда предал Господа. Долиною же тучною или туков, называется она по причине плодородности, и ради книжников и Фарисеев, взявших там Господа, о которых в псалме написано: юнцы тучнии одержаша мя (Пс. 21:13). Эта долина туков, то есть Gessemanim, дважды называется в этом отделе; и я удивляюсь, каким образом LXX назвали ее сперва горою тучною, а потом горою высокою. Упоен же был предатель не вином, но сребролюбием и яростию аспидов неизцельною, и пищею диавола, вошедшаго в него после куска хлеба (Ин. 18:27), и был совершенно поглощен им ибо молитва его обратилась в грех (Пс. 108:7), и даже раскаяние его не имело спасительного плода (Мф. 27:3—5). Еврейское слово sacchore (שכורי) двусмысленно и означает или пьяных, или наемников. Посему и Issaehar переводится: есть мзда, a sachar: μέθοσμα, то есть опьянение; и прочие переводчики перевели: пьяные, одни только LXX: наемники.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Горе венцу гордыни, наимницы Ефремовы, цвет отпадый от славы, на версе горы тучныя пиянии без вина

Объяснив, что все, которые погибали в сетях идолопоклонства, будут призваны чрез веру к познанию истины и поклонятся Господу, обращает речь к иудейским учителям, которые были для подвластного им народа началом и примером нечествования против Христа, ибо они не привели народ к познанию того, что было предвозвещено чрез закон и пророков; но сами. низринувшись в глубины погибели, отлучали от синагоги тех, которые исповедовали, что Он есть Христос – так негде говорит божественный Иоанн. Отвергая веру в Него и уклоняя ум простых людей от прямого пути, они называли Иисуса Самарянином и винопийцей и рожденным от любодеяния и, что нечестивее всего, привели Его к Пилату и потребовали, чтобы Он был распят и, насколько от них зависело, убили Начальника жизни. Но Он воскрес, поправши смерть; ибо Он, как Бог, был по естеству жизнь, хотя и был во плоти. Посему горе, говорит, венцу гордыни. Называет их венцом, потому что они были как бы некоторым венцом и славой всего Израиля, отличаясь преимуществами священства и обладая достоинством власти. Но они не пребыли верными усвоенным им преимуществам и достоинству; напротив отпали, сделавшись венцом гордыни, и, таким образом, подверглись бесчестию и позору и, сделавшись виновниками нечестия, подобно цвету, иссохли. Они были наемниками Ефрема. Ефремом называет Иуду ради того, что он был из колена Ефремова; поэтому начальники синагоги иудейской нанимали его, чтобы пользоваться его услугами при совершении своих убийств и для предания учителя, что и было сделано. Посему, говорит, горе венцу гордыни, то есть, начальникам, которые нанимали Ефрема, то есть принадлежавший к колену Ефремову. Ради этого преступления они сделались цвет отпадый от славы. Ибо как слава цветов состоит в том, чтобы они не казались завядшими и обладали красотою своей природы; таким же точно образом, полагаю, можно думать и относительно нас самих. Пока мы обладаем тем, что прилично нам, до тех пор мы вполне сохраняем в целости красоту своей души, но когда помыслы наши обращены бывают к тому, что не прилично, тогда мы – цвет отпадый подобающей ему славы. Это и случилось с книжниками и фарисеями, уязвлявшими Христа и мыслью и словами и замыслами и всем, что есть безместного. Но где был цвет отпадый славы, и каким образом он лишился наследия? (Был) на версе горы тучныя. Горою же тучною называет Израиля: тучною потому, что он наслаждался удовольствиями, а горою потому, что был поставлен Богом высоко, почему (назывался) говорю, (и горою) славною, ибо негде Он сам говорит о потомках Израиля: сыны родих и возвысих (Ис. 1:2). Божественному Писанию обычно иногда уподоблять горе мать Иудеев, говорю – Иерусалим. Итак, они поставлены были как цвет на версе горы, то есть выше всех и как бы над всеми начальствовали и по закону получили жребий управлять другими. Но они были пиянии без вина; ибо от виноградной лозы Содома была виноградная лоза их, ветвь их была из Гоморры и грозд их – грозд злобы и грозд горечи и гнев неисцельный драконов: они были пьяны не от того, что пили вино чувственное, а от того, что (пили) опьяняющий напиток неудержимого гнева и ярости и водворили в своих душах мрак диавольского ожесточения.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Предварительное замечание о 28-33 гл.

Как главы 7-12 содержат первый, великий, главный цикл пророчеств Исаии, опирающийся на события, изображенные в 7 гл. (1 и сл. ст.), так 28-33 гл., имеющие своим основанием события, изображаемые в 36-37-й главах, составляют второй главный цикл. Гл. 7-12 изображают отношение Израиля к Ассуру в дни Ахаза, а 28-33 описывают те же отношения при царе Езекии. Но как вина Ахаза состояла в том, что он искал защиты против союза сирийского и израильского царя не у Бога, а у Ассура, так и Езекия нагрешил тем, что против ставшего врагом иудеев Ассура он искал помощи опять не у Господа, а у Египта, к союзу с которым его убедили придворные.

Против этого-то, тайно устраивавшегося союза, противного воле Божией, и вооружился пророк Исаия. Он произнес против этого союза целый ряд речей, в которых прежде всего изображаются внутренние мотивы заключения такого союза. Тут пророк (в 28 гл.) изображает опьянение, в каком заключался иудейскими политиками этот союз - опьянение, уже почти погубившее Самарию. Описывает пророк затем тайные замыслы иудейских политиков, не укрывшиеся, однако, от его бдительного взора (гл. 29), затем предсказывает неудачу всех этих политических комбинаций и указывает на единственное спасение - в Господе (гл. 30). Точно так же и далее (гл. 31 и 32) он указывает на бессилие Египта и вместе рисует светлый образ будущего царства, обрушиваясь в то же время на тогдашних руководителей Иудеи и, кроме того, особенно на женщин, игравших немаловажную роль в направлении политики. Наконец, пророк (гл. 33) возвещает поражение Ассура и спасение Израиля.

Все эти главы составляют в общем пять речей, произнесенных в разное время, и каждая из этих речей начинается воззванием: горе!

Ст. 1-13 Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места. А говорят: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного ». За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: «вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение ». Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены

Самария - этот роскошный венок богатой земли Ефремовой - будет скоро сокрушена и растоптана. Господь пошлет против нее грозного врага, который быстро уничтожит все, стоящее у него на дороге, - как вихрь, как наводнение. С Самарией будет то же, что бывает с рано созревшей смоквой, которую всякому хочется поскорее сорвать. Зато остатку своего народа - царству Иудейскому - Господь пошлет Свое заступление и судьям иудейским дарует дух правосудия, а предводителям войска - мужество. К сожалению, в настоящее время - т. е. при царе Езекии - все руководители Иудеи обезумели от вина и сикеры, как и руководители Самарии. Они не хотят слушать Исаию и смеются над его речами. За это на них нападут враги и они жестоко поплатятся за свое упорство.

Речь против Самарии (1-4) сказана, очевидно, до 722-го г., когда Самария еще стояла, см. в первые года Езекии.

Венком гордости названа Самария потому, что была расположена на овальном холме и имела величественный и красивый вид. Скаты холмов, по которым был расположен город, еще и теперь одеты смоковницами, оливками и вообще фруктовыми садами. Главный самарянский холм возвышается на 400 ф. над уровнем долины.

Увядшему, точнее: увядающему.

Долины сраженных вином, т. е. долины, на вершине которой живут пьяницы, пьющие вино до потери чувства. Чрезмерные богатства, говорит Гейки, нередко добытые нечестными путями, сосредоточивались в руках лишь немногих вельмож, между тем как остальное население терпело величайшую нужду (Святая земля и Библия, с. 822). От этого самарянские богачи могли предаваться крайнему невоздержанию.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 1 Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином!
   
Ст. 1 Горе венцу гордыни, наимницы Ефремовы, цвет отпадый от славы, на версе горы тучныя пьянии без вина.

    Пророк говорит о Самарии, главном городе в колене Ефремовом и столице всего царства Израильского. Будучи во главе богатейшего колена и многолюдного царства, Самария рано почувствовала свою силу: её цари гордились не только перед царями иудейского царства, но и перед самим Богом, и до такой степени, что не боялись гнева Божия, не страшились бедствий, презирали и осмеивали грозные слова пророков, Божиих (Ис. 28:9, 15, 22 и др.). Такой гордостью было проникнуто и все царство Израильское, а Самария, как столица его, была как бы венком на его голове. Подобие это тем более точное, что Самария была расположена на склоне горы, окружена виноградниками и представляла цветущий красивый венок. Пророк называет ее наимницей Ефрема и этим обличает постыдную связь её с царями языческими: увлекаемая обещаниями богатой добычи, Самария вступала во враждебный союз с Сирией против Иудейского царства и, таким образом, предпринимала братоубийственную войну ради лихоимства (Ис. 28:8; ср.Ис.7:1,5-6; 8:4; 9:9-11; 11:13). За эту гордость и враждебное лихоимство пророк и возвещает Самарии определение суда Божия: Самария будете как цвет, отпадший от славы, т.е. от венка, который, обыкновенно сплетали из живых цветов и возлагали на голову, как знак почета и славы (Ис.28:5); отпадший цветок без всякого внимания и сожаления попирается ногами и уничтожается. Так уничтожится слава и вместе с тем и гордость Самарии: её жители будут попраны ногами врагов. На верху тучной горы, где расположена была Самария, пьяницы – её жители – будут пьяными без вина... Владея хорошими виноградниками, жители Самарии имели много вина и постоянно пьянствовали; но теперь, при наступлении гнева Божия, они будут пьяны без вина, т.е. они лишатся чувств, сознания и сил телесных от ужаса, в виду чрезвычайно грозных и разрушительных бедствий, какие наведет Господь.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible