Скрыть
Сегѡ̀ ра́ди та́кѡ гл҃етъ гдⷭ҇ь: сѐ, а҆́зъ полага́ю во ѡ҆снова́нїе сїѡ́нꙋ ка́мень многоцѣ́ненъ, и҆збра́нъ, краеꙋго́ленъ, чтⷭ҇енъ, во ѡ҆снова́нїе є҆мꙋ̀, и҆ вѣ́рꙋѧй во́нь не постыди́тсѧ:

Святые отцы

Прочие

Варнава, ап. (†Iв.)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

И еще пророк говорит: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный. И далее он говорит: Верующий в него будет жить во век. Итак, надежда наша утверждается на камне? Нет, но пророк говорит так о плоти Господа, потому что Господь одарил силою плоть Свою. Ибо говорит: И положил Меня как кремень (Ис. 50:7).

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Сего ради… се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, то есть царство краеугольное, многоценное под сенью алтаря, под херувимами. Или камень избранный есть Господь наш, Который положен в церкви Сионской во главу угла, чтобы в Нем те и другие, и горние и дольние, связуемы были миром. Он - верх стены, потому что Царь; и основание, потому что Своей правдой держит весь мир. И веруяй в Онь не устрашится. Кто так верует, тот, подобно Ему, не постыдится. И это есть тайна, запечатленная в Езекии, но в действительности исполнившаяся на Господе нашем, ибо Он, родившийся от Девы, есть Камень избранный.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Руками ли сделан гроб Его? Выше ли земли находится он по примеру гробов царских? Сделан ли памятник из камней? И что возложено на него? Скажите нам определенно, пророки! и о гробе, где положен Он, и где нам искать Его? Они говорят: Воззрите на твердый камень, который вырубили (Ис. 51:1), воззрите и устыдитесь… И опять говорит другой пророк: «Я, камень краеугольный, избранный, честный, лежу внутри камня, не на долгое время; камень преткновения для иудеев, а спасительный для верующих».

Огласительные слова для просвещаемых

Григорий Нисский, свт. (†394)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Иаков, ища невесту, неожиданно встретил Рахиль у колодца. Лежал же большой камень на колодце, который множество пастухов обычно откатывало, собравшись вместе, и таким образом поили себя самих и овец. Но Иаков один откатывает камень и поит овец невесты. Я думаю, что это дело - загадка и тень будущего. Ибо чем еще может быть лежащий камень, как не Самим Христом? О Нем Исаия говорит: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный. Подобно этому и Даниил: Камень отторгнут был от горы не руками (Дан. 2:45), то есть Христос был рожден без мужа.

Слово на день Светов, в который крестился наш Господь

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Итак, основанием справедливости служит вера, потому что сердца праведных помышляют о вере, и если праведник обвиняет себя, то все-таки веру он почитает за нечто предшествующее справедливости, ибо человек может быть справедливым только тогда, когда он исповедует истину. Почему Господь и говорит через Исаию: Вот я полагаю камень в основание Сиона, - то есть Христа в основание Церкви. Ибо предметом всеобщей веры является Христос. Церковь же есть некоторый образ справедливости, именно потому, что она не знает преимущества отдельных лиц: она за всех молится, за всех действует и за всех искушается. Поэтому кто отвергает себя, тот праведен, тот угоден Христу.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Видишь ли ты, что для этого было необходимо пришествие Христово? Видишь ли необходимость воплощения? «Вот, – говорит, – Я полагаю», а не кто-либо из пророков. «В основание на Сионе»: так как целое здание было низвержено, то поэтому Он полагает основание в глубину, подобно тому, как, в случае совершенного разрушения какой-либо стены, если кто-либо желает ее воссоздать, он опускает большие камни в самую глубину. А что здесь Он предсказал никоим образом не о камне или о каком-либо другом неодушевленном предмете, это ясно из следующего: «верующий в него не постыдится». Конечно, Он не камням повелел веровать, но, как ясно, возвестил об Искупителе, как и Павел говорит: «положил основание» (ср. 1Кор.3:10–11). Этим словом Он не то желает обозначить, что Сын сотворен, нет, никоим образом, но – что Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание Евангелия, на котором создана Церковь. На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его собственному свидетельству: «Аз есмь корень, а вы ветви» (ср. Ин. 15:5). Он, рожденный из самого корня, не имевши ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать подобным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви.

Почему же Он называется основанием? Потому, что тот, кто не будет созидать на этом основании, никогда не сможет войти в здание, и кто начинает не с него, тот ниспровергнется. Он называется камнем крепким и устойчивым, потому что крепко держит всех, прилепляющихся к нему, – многоценным, честным, который ни прославить по его заслугам никто не может, ни взвесить его стоимость. «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин.16:15), говорит Он. Как же Он не будет драгоценен, когда в Его руках власть жизни и смерти? Тот, Кто может щедро подавать такие дары, силен не только обогащать бедных, но и людей делать ангелами, потому что не только дарует богатства и тщетные одеяния, но и обновляет природу. Как не будет драгоценен Тот, Кто раздает не только золото или серебро, но также бессмертие телесное, Царство Небесное, власть вечную? Как не будет драгоценен Он, если пред Ним все, «как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах» (Ис.40:15). Кто может возвестить величие Его? После некоторого созерцания его, сам Павел восклицал: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33), а потом: «судьбы Твои – бездна великая!» (Пс.35:7); кроме того: «Кто изречет могущество Господа?..» (Пс.105:2). Как будет не драгоценен Тот, дары и силы Которого не могут быть поведаны словами, потому что они превосходят всякий разум, силу языка и высоту помышления? Говоря: «камень испытанный», пророк обозначает несравнимое совершенство Того, Которому нет ничего равного и подобного. Говоря: «избрал Давида, раба Своего» (Пс.77:70), псалмопевец показывает, что он оказался избранником пред всеми людьми того времени: о нем он говорит, как о человеке, так как, хотя он был избранным, однако был человеком. А здесь пророк обозначает несравнимое превосходство Его (Мессии), потому что никто не равен Ему, а Он Сам только равен Отцу. Чтобы тогда, когда называется Сын или Христос, не считали Его одним из многих, пророк прибавляет: Он есть избранный, Которому никто не может обрестись равным. Как говорится об Отце: «Нет между богами, как Ты, Господи» (Пс.85:8), так говорится и о Сыне: «кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс.88:7). Хотя их есть весьма много, однако только Он Сам равен Отцу. Видишь ли, что только Ему одному принадлежит наследие с Отцом, и Он неравен прочим сынам (Божиим)? Употребив относительно Того и Другого одно и то же выражение, пророк обозначает одну и ту же силу. И опять: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим» (Пс.85:8). Чтобы не подумал кто-либо, что пророк сказал о Нем льстиво, приводится подтверждение из Его дел: «веруйте Мне, – говорится, – и исследуйте Мои дела» (ср. Ин.10:38), – если они подобны делам Отца, то веруйте Мне, как Творцу. Подобно этому и Сам Христос говорил: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин.10:38).

«Камень испытанный, краеугольный». Видишь ли, как поспешно пророк открывает тайну? Он назвал (Мессию) не только «камнем», но «камнем краеугольным». Опытные в постройке зданий весьма хорошо понимают эти слова, а неопытных мы должны научить. Краеугольные камни должны быть самыми твердыми, сравнительно с остальными камнями, употребляемыми строителями при сооружении зданий. Соединяя и связывая прочие камни, они должны быть устойчивее прочих, чтобы утверждать выдающуюся часть здания, сдерживая ее сжатою как бы двумя руками, и чтобы делать ее способной к сопротивлению устремляющимся на нее порывам (ветра). Таково назначение краеугольных камней, – чтобы они противостояли порывам ветров, а также тщательно сохраняли здание. Все это исполнилось во Христе: «сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13), Он претерпел смерть и прочие муки, чтобы сохранить нашу природу; вместе с тем Он собрал и соединил две разъединенных стены, т.е. язычников и евреев. Сам Он поставил Себя посредине, чтобы соединить два разделенных во едино: Он связал разъединенные стены, т.е. природу ангельскую и человеческую. Видишь ли на одном теле Христовом четыре стены, из которых создан единый храм? В нем мы связаны, собраны и соединены, – мы, которые были разъединены и разделены. Он был обрезан и повиновался всем законам, дабы несоблюдением их не отвратить от Себя (иудеев); привлек к Себе также и язычников, чтобы открыть свободный путь новой благодати. Пока находились преграда и средостение, благодать не смела придти; когда же они были отняты, она осмелилась придти и пребывать (с людьми). И сами ангелы вели войну против людей, за то, что Господь их подвергался поношению от людей, а потому угрожали мстить за таковое поношение их. Он собрал (в Себе) также и их, потому что, находясь в теле, не пренебрегал быть почитаемым ими, как они, прежде пришествия Его, почитали только Божество. Кто же будет так безумен и жалок, чтобы, видя своего Господа облеченным природою врагов, осмелиться на борьбу против нее и – лучше – скоро не воссоединится с Ним? Если он удостоил надеть нашу одежду, то как Он может ненавидеть ее? Подобно тому, как друзьям свойственно надевать одежды любимых ими лиц, хотя бы они были весьма грязными, так и Сам Христос не только надел эту одежду здесь, но не стыдится носить эту безобразную, в которую облачился, одежду и на небесах, сидя одесную Отца: любовь побеждает все, и ничто для нее непостыдно. Весьма хорошо говорится: «драгоценный». Хотя он принял ударение и заплевание в лицо, перенес множество мук, и наконец принял позорную и проклятую смерть, однако остерегись думать об этом бесславии: хотя Он Сам подвергся этому бесславию, тем не менее Он никогда не терял Своего достоинства.

Слыша об основании, остерегайся думать о нем пренебрежительно: это основание не скрытое, но – явное и держит на себе все крепко. В другом месте это основание называется «главою угла» (Пс.117:22; ср. Мф.21:42): на небесах оно держит все крепко, а на земле делает все неподвижным, – на одном и том же утверждено все, и, в случае его отсутствия, все распадается. Потому и говорится: «в руце Его вси концы земли» (Пс.94:4). Видишь ли, как пророк сказал о Сыне в отношении всего мира то же самое, что говорится об Отце в отношении земли? В руке Его находится не только земля, но также природа ангелов и архангелов и все остальное. Мы веруем, что сказанное об Отце, в отношении земли, величайшее и лучшее, – то же утверждается и о Сыне, по сказанному: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Не только небо и земля, но ангелы и архангелы, престолы и власти, господствия и начала, и все прочее произошло и продолжается чрез Него. Говоря, что Он есть глава всего, пророк показывает смысл, в каком все произошло чрез Него. Подобно тому, как никто не может жить без головы и власти, исходящей из нее в члены (тела), так ничто из созданного не может продолжаться без Христа: «отимеши, – говорится, – дух их, и исчезнут» (Пс.103:29). Христос есть основа всех основ, и никому не приличествует полагаться на себя или на своих великих соплеменников, в особенности это не приличествует иудеям, которые всегда славились своими великими соплеменниками: хотя и происходит что-либо хорошее, но это совершается силой Христовой.

«Верующий в него не постыдится». Справедливо сказано: «верующий в него не постыдится». Смотри, в этих словах обозначено (первое) пришествие Его, которое хотя бы было и весьма славным, однако нуждалось в вере. А во время славного пришествия Его, не будет нужды в вере, так как величие Божие восполнит место веры. Видишь ли, что всегда нужна вера? Говорит: «верующий в него», а не: старавшийся познать Его; говорит: «верующий», а не: вопрошавший и исследовавший; говорит: «верующий», а не: тщательно изыскивавший. Да постыдятся те, которые желают исследовать Непостижимого! Видишь ли, что всегда нужна вера. Что Он родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам, и освободил весь мир крестом, – всему этому должно веровать. Нужна великая и славная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, произошла свобода и от смерти – жизнь, наполнившая всю вселенную, как написано: «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9), и кроме того: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер.31:34), а также: «От восток солнца до запад хвально имя Господне» (Пс.112:3). Совершения чего именно большего этого будет желать кто-либо? Подумай о превосходстве силы Божией: там Он водрузил знак разумения, а здесь трофей победы. Что – проклятие креста? Однако, как видим, от древа совершилось искупление.

Кто слышал когда-либо, кто видел когда-либо, чтобы наказание проклятия было признаком отрешения смерти и разрушением грехов, что взаимно совершенно противоположно? И как нам не удивляться? Мы не желаем даже видеть мучителя и подойти к нему, охватываемые страхом, а между тем налагаем на царскую диадему, на украшения воинов, на члены тела, именно, на голову, грудь и сердце, а также на жертвенники и постели – знак креста. Если когда нужно изгнать бесов, мы употребляем крест, равным образом он полезен для исцеления болезней. Сколько людей было распято до того времени, и, однако, ни в одном не проявилось такой силы. «И Ему будут поклоняться, – говорит Софония, – каждый со своего места» (Соф. 2:11). Не веруй, иудей, словам моим, но я спорю с тобой, показывая тебе древнее свидетельство! Почему ты, жалкий, несчастный, упорствуешь? Почему ведешь войну против самого твоего спасения? Почему ищешь своей гибели? Почему прешь противу рожна? Не видишь ли ты гроба, не знаешь ли места креста? Не водружены ли они, как памятники? Если кто-либо спросит меня: что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскресение многих мертвецов, и прочие, сотворенные Им, чудеса, именно, умножение хлебов, превращение воды в вино, – и укажу только на крест, который – славнее прочего. Его распятие, говорю я, заплевание лица и ударение, – все это послужило для нашей величайшей пользы. Это – дело Божие, Сам Христос называет это дело славою: «Отче! – говорит Он, – пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин.17:1), и Павел присоединяет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Он оставил нам образец этого знака затем, чтобы мы непрерывно помнили, что Христос пострадал за людей, чтобы облагодетельствовать их, – Он крестом разрушил крест и смерть.

Это служит признаком величайшей и бесконечной любви и благосклоннейшего милосердия к нам. Потому и Павел весьма часто говорил: «любовь Божия излилась» (Римл.5:5), и Иоанн: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16; ср. Ин.4:9): Его единого, которого имел, Он дал нам. Пришел Сам Сын и крестною смертию совершил наше искупление. Движимый Своею волею, а не необходимостью, Он исполнил таинство святейшего креста, который Он водрузил посреди вселенной, молниевидное и божественное знамение битвы, данное верующим, как орудие победы против врага и как славу надежды великого дня.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Этот краеугольный камень соединяет обе стены и восстанавливает воедино два народа, о чем Бог сказал через Исаию: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Его воля была в том, чтобы строить и дальше на этом краеугольном камне и других краеугольных камнях, так что и апостол Павел мог дерзновенно сказать: Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20).

Комментарии на малых ​пророков


Об этом подпирающем камне апостол Петр также говорит вполне уверенно: Камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла (1Пет. 2:7). И пророк Исаия: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.

Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21:43). Неоднократно в другом месте я говорил уже, что под Царством Божиим нужно разуметь святые Писания, которые Господь отнял у иудеев и передал нам, чтобы мы принесли плод их. Вот это и есть виноградник, передаваемый земледельцам и виноделам; не трудящиеся в этом винограднике, если будут только иметь имя Писаний, потеряют плоды винограда.

И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21:44). Иное дело оскорбить Христа злыми делами, а иное дело отвергнуть Его. Тот, кто согрешил и, однако, верует в Него, правда, надеется на камень и сокрушается, но не бывает до конца раздавлен. Ибо через покаяние он сохраняется во спасение. Но тот, на которого Он упадет, то есть на кого обрушится сам камень и кто совершенно отречется от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка, из которого можно было бы собрать каплю влаги.

Толкование на Евангелие от Матфея


Ст. 16-20 Я, говорит, высказывал вам: послушайте слова Господни, вы, мужи посмевающиеся, или стесненные князья народа Моего, и не заключайте союза с смертию и договора с преисподнею, вы, которые презревши заповеди Мой, положили ложь надеждою, вы, которые с похвальбою или, лучше, с отчаянием говорите: ложью прикроем себя. Посему щедрый и милостивый Господь, долготерпеливый и многомилостивый говорит, что против воли вашей Он положит в основания Сиона камень избранный и испытанный, драгоценный и краеугольный, о котором и апостол говорит: яко премудр архитектор, основание положих и еще: основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор. 3:10-11). Этот камень истинно и двукратно называется камнем, как и в книге Левит человек, человек называется дважды,— и камнем краеугольным, так как Он соединил народы обрезания и язычников, о котором и в псалме говорится: камень, его же не брегоша зиждущии, сей бысть во главу угла(Пс. 117:22). А зиждущие и каменщики это те, кои теперь называются мужами посмевающимися и князьями народа, который в Иерусалиме. Об этом камне читаем и у Даниила, что он отсечен от горы без рук и наполнил всю землю (Дан. 2),— в том смысле, что домостроительство божественного семени приняло тело человеческое, и обитала в нем полнота Божества телесно. На этом камне, который под другим именем называется скалою, Христос создал Церковь, и основал, по еврейскому тексту, на твердой основе, верующий в которую не постыдится или, по еврейскому, не будет спешить, чтобы т. е. пришествие Христово не казалось ему не скорым. Ибо если оно, по Аввакуму, и замедлит, то никто не должен отчаиваться в нем, ибо Он непременно придет и обетования Свои исполнит (Авв. 2). И Бог обещает положить Себя в Нем судом правды: Отец бо не судит никому же, но суд весь даде Сынови (Ин. 5:22), и правду или милость положит в Нем мерою, чтобы Он воздал каждому по делам его, чтобы правда и милость одна другою уравновешивались, по оному, что читаем в псалмах: милость и истина сретостася, правда и мир облобызаешься (Пс. 84:11). И надежду, говорит, вашу и ложь, т. е. диавола, отца всякой лжи, истребит град Моих наказаний. И убежище, под которым вы думали быть безопасными, разрушит сильная буря и множество вод, так что союз и договор, который вы имели со смертию и с преисподнею, т. е. с диаволом, погибнет на веки.

И бич или буря, о которой вы говорили: когда будет проходить всепоражающий бич, он не придет на нас,— придет, и вы будете ему в попрание, т. е. потерпите все муки, о которых вы в духе отчаяния думали, что не будете терпеть их. Буря эта всегда будет нападать на вас,— как в счастии, так и в несчастии вы будете ощущать гнев Божий, и лютая смерть опустошит вас. Что сказать о наказаниях? Один страх наказаний и ужас мучений исправит вас ко спасению и заставит уразуметь злодеяния ваши. И когда вы будете угнетены, тогда узнаете, что пророки мои говорили истину.

Дальнейшее: тесна постель, чтобы другой мог разделить ее, и короткое одеяло не может прикрыть обоих имеет тот смысл, какой Читаем у апостола: не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащается и трапезе бесовстей (1Кор. 10:20, 21), и в другом месте: кое причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови с Велиаром; или кая часть верну с неверными; или кое сложение Церкви Божией со идолы (1Кор. 6:14-15)? Говорит же под метафорою супруга целомудреннейшаго, который жене прелюбодейной говорит: одна постель не может совместить меня и прелюбодея со тобою, и короткое одеяло не может покрыть вместе и мужа и прелюбодея. Итак, о Иерусалим, которому и у Иезекииля говорится под именем жены блудницы (Иез. 16:21) и который в начале книги Осии [Бог] называет блудницею и прелюбодейцею (Ос. 3),— о Иерусалим! если ты хочешь придти в Мои объятия, то брось идолов; если будешь служить идолам, то не можешь иметь Меня. Это— применительно к еврейскому. А читаемое у LXX: научитесь слушать, вы, находящиеся в бедствии: мы не можем сражаться, мы слабы, чтобы собраться какой имеет смысл и как вяжется с предыдущим, я решительно не знаю. Разве может быть речь Божественная обращается к князьям народа и увещевает их надеяться на Бога, а не на смерть и ад, и научиться внимать предвещаниям пророков, а они [князья] отвечают, что они по слабости сил не могут противостоять противным силам и собираться во едино вместе с народом Божиим.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Потому, за исключением этого краеугольного камня, я не вижу, каким образом могут люди превратиться в дом Божий, дабы Бог стал обитать в них , если только не будут они возрождены, что не может произойти до того, как они будут рождены.

Послания


Уже здесь рожденный и возвещенный Младенец показывается как тот краеугольный камень. Уже в самом начале рождения явился Он таковым. Уже начал Он соединять в Себе две различных стены; из Иудеи приводит Он к Себе пастухов, а с Востока - волхвов.

Здесь сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют во спасение. Но ты боишься исповедовать, боишься, как бы не посмеялись над тобой люди, - не те, которые не веруют, ибо внутренне и они веруют, но как бы не посмеялись над тобой те, кто стыдятся исповедовать свою веру. Послушай, что следует далее, ведь Писание говорит: Всякий верующий в него не постыдится. Об этом размышляй, в этом пребывай, - это пища не для чрева, но для ума.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 Сего ради тако глаголет Господь: се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй вонь не постыдится: и положу суд в надежду, милость же Моя на мерилех

Это надобно поставить в связь с предшествующими словами, поставленными в средине: сего ради, говорит, услышите слово Господне, мужие озлобленнии и князи людей сих во Иерусалиме. Что же повелел выслушать? Се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен во основание ему, и веруяй вонь не постыдится. Камнем избранным, многоценным и честным называет Господа нашего Иисуса Христа, блистающего славою и всемогуществом Божества. А что Он стал утверждением и опорой и непоколебимым основанием для духовного Сиона, то есть, церкви, на это указывает, говоря, что Он положен в основание Отцом (Мф. 21:42; 1Кор. 3:11; Еф. 2:20). Краеугольным же называет Его потому, что он посредством единой веры приводит к духовному единству два народа, разумею народ израильский и язычников, подобно тому как в углах зданий всегда сходятся две стены, которые, слагаясь стройно одна с другою, соединяются во едино. Но веруяй вонь, говорит, не постыдится. Смотри, как он заключенных отпускает как бы на волю и угнетенным подает свободу евангельской жизни: о угнетенные! говорит, се Аз полагаю избранный камень во основание Сиону. Какая же отсюда польза? Веруяй вонь не постыдится. Этим Он убеждает освободить выю из под ига закона и удалиться от непонятной и бездейственной сени, напротив устремиться к благодати, получаемой чрез веру, и восхитить оправдание во Христе, не соединенное ни с каким трудом (даруемое туне). Положу, говорит, суд в надежду, милость же Моя в мерилах; как и сам Спаситель говорит: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови: ди вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:22-23). Разумея это, блаженный Павел пишет и говорит, что всем нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла (2Кор. 5:10). Итак, уповаем, что будет суд и оказана будет милость так, как подобает каждому и, очевидно, сообразно его делам. На это, думаю, указывает выражение: милость у судящего нас бывает в мерилех, то есть, по закону правды и соразмерно добрым делам.

Толкование на пророка Исаию

Петр Хрисолог, свт. (†450)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Стало быть, следует нам, братья, остерегаться, чтобы не творили мы соблазна другим и не терпели сами, когда их творят другие. Есть соблазн, что оскорбляет чувство, возмущает разум, приводит в смятение чистоту помышления. Есть соблазн, что сделал из ангела дьявола, что произвел из апостола предателя, что породил грех в мире, что низвел человека к смерти. Прислушайтесь к Господу, говорящему: Горе миру от соблазнов (Мф. 18:7). Соблазн святых искушает, тревожит тех, кто осмотрителен, неосмотрительных губит, смущает и спутывает всех и вся. И пусть здесь Господь говорит о соблазне страдания Своего и заклеймит позором Иуду, через которого сам соблазн соблазнов явился. Но чтобы кто-либо не впал в него, увещает, говоря: Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17:1-2).

Потому не просто камень, а мельничный жернов: поскольку мельничный жернов, когда пшеницу толчет, когда муку производит, когда от муки тонкого помола шелуху отделяет, труждающимся усердно доставляет хлеб. Стало быть, справедливо, что тем, кто избрал себе быть более служителем соблазна, чем мира, подвешивается на шею жернов мельничный, дабы то, что должно влечь к жизни, влекло его к смерти: поскольку обращает чувства, дарованные для жизни, в преткновение к смерти, убеждая иное видеть, иное слышать, иное переживать, иное мыслить, чем было по Христу, чем было в спасительном учении. Сюда относятся краеугольный камень, камень вспоможения, камень, не руками от горы отторгнутый (Дан. 2:45).

Проповеди

Евсевий Кесарийский (†339)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

Кто бы мог быть краеугольным камнем, нежели Тот живой и многоценный, Который, подпирая их, из двух зданий созидает одно посредством Своего учения? Он ведь воздвиг и здание Моисея, которое простерлось до Его дней, а затем с другой стороны присоединил к нему наше здание Евангелия. Вот почему Он именуется краеугольным камнем.

Доказательство в пользу Евангелия

Квотвультдей Карфагенский (†454)

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится

И Исаия говорит: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный: верующий в него не постыдится. Этот краеугольный камень - Христос, Который изъяснил сновидение, виденное Иаковом, когда пришел к Нему Нафанаил: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Тот, Который нисходит, - Сам Христос и Тот, Который восходит над всеми небесами и все исполняет. Под лестницей подразумевается то, что, воистину, Он пролагает узкий путь, приводящий к жизни.

Книга обетований и предсказаний Бога

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны

В противовес таким ложным надеждам и показывая все их ничтожество, пророк говорит, что единая надежда Израиля - это положенный Самим Господом на Сионе краеугольный, крепко утвержденный, камень. Ложное же убежище иудейской политики будет смыто водой и вверившие себя ему - погибнут. Таким образом это место заключает в себе прежде всего угрозу, а потом уже обетование.

Что подразумевал пророк под краеугольным камнем? Это должен быть камень, в котором находится опора всякой истины и права, - следовательно, это не Сион, как полагают некоторые толкователи, не дом Давида, не Езекия, не храм, не закон. Вполне правильно будет видеть в этом камне Мессию, Сына Божия, единого посредника между Богом и людьми, Который должен был родиться из рода Давидова (ср. Ис. 8:8). Новый Завет вполне подтверждает такую мысль, называя Христа краеугольным камнем, на котором созидается общество спасаемых или Церковь (Еф. 2:20; Деян. 4:11 и 1Пет. 2:6-7).

Камень назван испытанным, т. е. совершенно надежным. Так как речь идет о Мессии, то здесь можно видеть указание на те испытания, каким подвергался во время земной Своей жизни Христос Спаситель.

Краеугольный камень - это такой, который не только поддерживает здание, но и связывает его стены в двух сходящихся углах. Для этого берутся камни особенно прочные, квадратной формы.

Верующий в него. Твердый краеугольный камень обнаруживает свое спасительное действие не внешним магическим образом, но соответственно внутренней восприимчивости или вере к нему прибегающих.

Суд мерилом… т. е. созидание нового святого храма будет совершаться так, что вместо измерительной бечевки, какую употребляют строители зданий, будет служить сама правда, а вместо плотничного отвеса (в русском неправильно: весами) - сама справедливость, прямота. Тут, значит, уже не произойдет никакой ошибки! (ср. Ис. 1:27).

Убежище лжи, место укрывательства - образные выражения для обозначения политических замыслов иудейских правителей.

Град и воды - сила Божия, посылающая разрушение на замыслы человеческие.

Будете попраны - конечно, войсками ассирийского царя.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
 
 Ст. 16 Сего ради глаголет Господь: се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основанию ему, и веруяй вон не постыдится.
 

   Ради сего, именно, ради этого ожесточенного противления слову пророка и с целью окончательно осудить лживую надежду неразумных князей и укрепить истинную веру и верность преданных Себе людей, Господь, открывает, определение своего премудрого совета о спасении верующих. – Я полагаю в основание на Сионе камень: Церковь Иудейская уподобляется зданию, у которого нет твердого основания и оно от бури уже качается в стороны, т.е. нет истинной веры в Бога, оттого жители Сиона склоняются на совет своих князей и наклоняются в сторону Египта. Поэтому требуется более прочное основание дня здания церкви. Из всех оснований, какие обыкновенно применялись для зданий, предпочитался камень как твердейший материал, и безопасный в случае наводнения (Матф. 7:24-27). Подобно тому и Господь, для утверждения своего здания в основание церкви полагает камень; этот камень многоценен (крепко утвержден), по достоинству многих свойств, по чистоте, крепости и пр. Чтобы быть незыблемой опорой здания, этот камень избран (испытан) или отобран, как несравненно лучший для предназначенной ему цели из ряда других камней, одной с ним природы, но низших достоинств. Как превосходный перед другими, он будет краеугольным: он будет положен в основание угла, тогда как остальные камни того же рода будут составлять стены здания и покоиться на нем, как на своем основании. Такой камень честен или драгоценен, как самый важный между всеми камнями в целом здании; его нельзя заменить никаким другим; от него зависит прочность и долголетие всего здания. Как премудрый Зиждитель, Господь и полагает в основание Сиону именно такой камень. И верующий в этот камень – всякий без различия – простой человек и жрец, раб и князь, иудей и язычник не постыдится, – его вера оправдается, потому что он спасется, – но для спасения требуется вера, как необходимое условие.

Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (Ис. 3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14; Зах.3:9). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. Христа и Его жизнетворное учение таинственно предызобразила скала, из которой чудодейственно проистекла вода в пустыне (Чис.20:1-13). Под образом камня предвидел Христа пророк Давид, этот завоеватель Сиона и основатель Иерусалима (Пс.117:22). Подобный этому камень созерцал в своем таинственном сновидении пророк Даниил и предвидел в нём всемирное и вечное царство Христово (Дан.2:44-45). По исполнении времен, Сам Спаситель учил о Себе, как о незыблемом основании вечного царства и спасения, под образом камня (Матф.21:42; Лук.2:34). Подобно тому учили о Нем и Его Апостолы (Деян.4:11-12; Тит.2:4; Рим.9:32-331Кор.3:11-13; Ефес.2:20). Подобно краеугольному камню, Христос многоценен, ибо пресвятая кровь пречистого тела Его послужила ценой вечной жизни и потому стала бесконечно драгоценнее всякой жертвы в очах Бога и мира (Иоан.6:54-56; Деян.20:281Пет.1:18-191Иоан.1:7; Рим.3:25; Евр.9:12-14; Откр.5;3;18;24). Подобно камню, Он был избран из ряда других вестников божественного откровения и из числа всех сынов Божиих, как Единородный Сын Божий (Ис.42:1-6; 44:1-2; 49:1-31Пет.1:20; Евр.1:2-4). Христос подобен именно краеугольному камню: ибо как этот камень соединяет две стены одного здания, так Христос соединил два мира, прежде разделенные – иудейский и языческий в одно здание всемирной церкви и на едином основании (Ефес.2:13-22). Он честен, потому что Его никто не может заменить, ибо Он совершил дело спасения мира, чего никто не может совершить, так как только Он единый мог быть ходатаем между Богом и человеком, и поэтому Ему только единому принадлежат всякая честь и слава, и поклонение (Ис.53:4-6,12; 63:1, 3, 9; Деян.4:12; Ефес.1:21; Фил.2:91Пет.4:111Тим.6:16; Откр.5:13; Рим.14:11; Фил.2:10).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible