Скрыть
Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним

Он сеет чернуху… или… пшеницу и ячмень и просо. Как земледелец не прежде возделывания земли сеет, так и суд совершается по порядку, и определения исполняются одно после другого.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-29 Внемлите ушами, и послушайте голоса моего; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Целый ли день пахарь будет пахать для посева, разрыхлять и выпалывать землю свою? Уравнявши поверхностъ ея, не будет ли он сеять чернуху, разбрасывать тмин, размещать рядами пшеницу, ячмень и просо, и дикий горох в пределах своих? И учит его такому порядку Бог его; Он вразумляет его. Ибо не будут молотить чернуху катками зубчатыми, и колеса молотильни не будут ходить по тмину; но палкою будут выколачивать чернуху и тмин тростию; хлеб же будут перетирать. Но не во веки молотящий будет молотить его и молотильныя колеса не разотрут его и зубцами своими не раздавят его. И это вышло от Бога воинств, чтобы сотворить совет дивный и возвеличить правду

Я хвалю брак, хвалю супружество, но потому что от брака рождаются девственные люди. Я отделяю розу от шипов, золото от земли, жемчужину от раковины. Неужели пашущий всегда будет пахать? Неужели не насладиться плодом трудов своих? Более почитается брак, когда более любится рождаемое от него.

Зачем ты, мать, завидуешь дочери? Она воспитана твоим молоком, она рождена твоим чревом, она выросла у твоего лона. Ты сохранила ее в девстве своим благочестивым старанием. Неужели ты негодуешь, что она захочет быть супругой не воина, а Царя [Христа]? Она сделает тебе великое благодеяние. Ты стала тещею Божьею.

Послания


Ст. 23-29 Внемлите ушами, и послушайте голоса моего; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Целый ли день пахарь будет пахать для посева, разрыхлять и выпалывать землю свою? Уравнявши поверхностъ ея, не будет ли он сеять чернуху, разбрасывать тмин, размещать рядами пшеницу, ячмень и просо, и дикий горох в пределах своих? И учит его такому порядку Бог его; Он вразумляет его. Ибо не будут молотить чернуху катками зубчатыми, и колеса молотильни не будут ходить по тмину; но палкою будут выколачивать чернуху и тмин тростию; хлеб же будут перетирать. Но не во веки молотящий будет молотить его и молотильныя колеса не разотрут его и зубцами своими не раздавят его. И это вышло от Бога воинств, чтобы сотворить совет дивный и возвеличить правду

Я хвалю брак, хвалю супружество, но потому что от брака рождаются девственные люди. Я отделяю розу от шипов, золото от земли, жемчужину от раковины. Неужели пашущий всегда будет пахать? Неужели не насладиться плодом трудов своих? Более почитается брак, когда более любится рождаемое от него.

Зачем ты, мать, завидуешь дочери? Она воспитана твоим молоком, она рождена твоим чревом, она выросла у твоего лона. Ты сохранила ее в девстве своим благочестивым старанием. Неужели ты негодуешь, что она захочет быть супругой не воина, а Царя [Христа]? Она сделает тебе великое благодеяние. Ты стала тещею Божьею.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 24-25 Еда весь день будет оряй орати? Или семя уготовит прежде возделания земли? Не егда ли умягчит уравнит лице ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу, и ячмень, и просо в пределех твоих

Смысл приведенных слов представляет очень глубокую и весьма трудную загадку. Скажу (в объяснение ее), сколько можно и позволительно. Бесчастные Иудеи отвергли учение Спасителя, и поводом для них была упорная привязанность их к заповедям Моисея. Они думали, что поступают конечно благочестиво, продолжая держаться образов и презирая красоту истины. Посему-то они и преследовали Иисуса, так как Он в другую как бы сторону направлял силу законной заповеди и отводил их к иному, то есть, евангельскому служению. Итак, берет пример от подручного ими земледелия и говорит: еда весь день будет оряй орати? и этим желает изъяснить следующее. Сердца идолослужителей жестки и грубы, как дикая затверделая земля. Посему они имеют нужду как бы из некоем плуге, в размягчающем (душу) слове, то есть, оглашения, дабы могли принять вышнее и небесное семя и таким образом они приносили бы потом плод Богу – стремление и усердие ко всему благому. Нечто подобное было у Израильтян. Так в Египте они поклонялись тамошним богам: но призываются чрез премудрого же Моисея, дается и закон им, которые, подобно плугу, мог умягчать их жесткие сердца и загрубелый ум. Но было необходимо им не только иметь призвание к начаткам духовного земледелания, но и, когда воссиял Спаситель всех нас Христос, плодоносить Богу силу служения в духе. Итак, поелику они, как я сказал, отвергли учение Христово, привязавшись к Моисею; то он по всей справедливости отвращает их от такого расположения души, говоря: еда весь день оряй будет орати? Кто обрабатывает, говорит, землю невозделанную, дикую и порождающую терние, тот не пашет ли ее постоянно, чтоб она сделалась способною к принятию семян? И кто хочет, говорит, обрабатывать землю, прежде чем подумает об этом,не приготовит ли семя? Не егда ли умягчит лице ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу и ячмень и просо в пределех твоих; подобало, говорит, подобало наперед быть умягчену сердцу детоводимых заповедью преобразовательною и быть уготовану как бы лицу некоторой земли, чтоб оно (сердце) оказалось потом вполне способным к надлежащему плодоношению. Земледелец, говорит, хотя и умягчит лице земли, не тотчас и не с первого разу делает посев более твердых семян, но сеет те, которые малы и слабы, то есть чернуху и тмин, и уже после того, как земля приготовлена для плодоношения, тогда, и только тогда, говорит, сеет пшеницу и ячмень и просо. Ибо таков способ искусного земледелия в твоих пределах. Итак, закон был для всех как бы предуготовителем и как бы некоторым весьма искусным земледельцем, сеющим в детоводимых им нечто подобное чернухе и тмину, – семена мелкие и как бы находящиеся в тени – такие, которые одни сами по себе совсем не съедобны, но всегда должны быть примешаны к другим, чтобы быть полезными. Если же они присоединены к пшенице и ячменю, то есть, к хлебам из пшеницы и ячменя, то они оказываются весьма полезными. Таково же значение и служения подзаконного. Ибо если бы оно не оказывалось полезным, при духовном толковании, для более твердой пищи, то есть, евангельской, то одно оно и само по себе не имело бы никакого значения.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-25 Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним

Однако пророк не хочет оставить Иудейское государство без утешения. В притче он внушает своим согражданам надежду на изменение ожидающей их тяжкой судьбы. Как земледелец не все время только пашет, но, кроме того, и сеет, а потом молотит выросший и созревший хлеб разными способами, приспособительно к свойствам каждой породы хлеба, чтобы не испортить хлеба неподходящей выработкой, - так и Премудрый Бог не всегда будет только наказывать Свой народ и притом не всех иудеев одинаково, а будет делать различение и положит конец их страданиям.

Приклоните ухо. Этот призыв ко вниманию объясняется тем, что далее идет образная речь, требующая особенно внимательного отношения к себе.

Всегда ли земледелец… Пророк, очевидно, сравнивает действия земледельца, разбивающего, разрезающего сухую почву плугом и бороздою, с карающей деятельностью Господа по отношению к очерствевшему народу израильскому.

В 25 ст. пророк имеет в виду большой земельный участок, на котором в порядке посеяны разные породы хлеба.

Чернуха (nigella saliva) - употребляется пекарями как приправа, тмин - также придает особый вкус кушаньям; пшеницу - рядами, так как у евреев пшеница сеялась с особою тщательностью и, можно сказать, даже не сеялась, а сажалась, как садовые растения.

Полбу рядом с ним (ячменем). Полба - хлебное растение, похожее на ячмень. Скот не очень любит его, и потому гряды полбы на Востоке загораживают собою участок, где посеян ячмень, чтобы скот, попробовав полбы, не шел дальше, к ячменю, который он больше любит.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 23–26 Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. 
 

   Желая научить истинному понятию о правосудии Божием, пророк требует особенного внимания слушателей и представляет им наглядный, всем хорошо известный образ суда Божия. Пахарь-земледелец все делает последовательно и в свое время, соответственно известным свойствам разных предметов своего хозяйства; подобно тому действует и Господь на своей ниве или в среде своего народа. Земледелец не всякий день пашет, а в один день готовит семя, в другой смягчает поверхность земли и готовит ее для посева; а потом уже сеет: то чернуху (полевой горох), то кумин или тмин (иначе анис, cyminum), то пшеницу, то ячмень, то просо, и притом семена каждого растения сеет на известных пределах или определенных участках своих.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible