Скрыть
Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Горе венку гордости пьяницам Ефрема, и опадающему цвету славы восторга его, которые находились на вершине весьма тучной долины, шатаясь от вина. Вот сильный и крепкий Господа, как сокрушительный вихрь стремительности града, как напор многих вод, разливающихся и извергишхся на обширную землю. Ногами будет попран венок гордости пьяниц Ефрема. И опадающий цвет славы восторга его, который находится на вершине долины туков, будет как созревшее прежде времени осенняго созревания, на что когда обратит взоры увидевший, тотчас, как скоро возьмет в руку, проглотит оное

Изъясним сперва применительно в истории, потом в иносказательном смысле и наконец сообразно пророческому предсказанию. Божественная речь говорит против десяти колен, которые царствовали в Самарии, и от Иеровоама, бывшего из колена Ефремова, назывались Ефремом. И называет их венком гордости, потому что они в сравнении с двумя коленами, которые назывались Иудою, были превосходнее и числом и силою. Называет их и пьяницами Ефремовыми, потому что они не разумеют своего Творца, и вместо Господа поклоняются золотым тельцам в Дане и Вефиле. Они некогда были в цвете и славе Господа, когда управлялись Давидом и Соломоном и когда в двенадцати коленах были поклонявшиеся Богу в храме Иерусалимском, которые находились на вершине весьма тучной долины, что по-еврейски называется де ge semanim (גיא-שמנים) Разумеет же место, где предан был Господь на вершине этой долины был расположен храм Господень. Они упоены вином заблуждения и безумия, которое приготовил им Иеровоам. Посему Господь в наказание угрожает им тем, что как вихрь с градом сокрушает все, и напор разливающихся вод уносит все, что бы ни попалось ему на встречу: так они будут истреблены ассирийским войском, а то, что останется, будет переселено в горы или города Мидии. Сравниваетя же с венком из различных цветов славу десети колен, которая будет иметь такую красоту, что подобно тому, как если кто либо еще до наступления лета и осени, увидев на дереве скороспелую (πρόδρομον) смокву, тотчас, как скоро взял бы в руку, проглотил бы ее: так и когда ассириянин увидит десять колен, то опустошит и поглотит их и совершенно ничего от прежнего народа не оставит в Самарии. Это кратко изъяснено применительно к истории.

Перейдем к иносказанию. Согласно с объяснением пророка Осии, в котором Ефрема, и Иосифа, и Самарию, и десять колен, отделившихся от общества двенадцати колен и оставивших храм Господа, мы отнесли к еретикам: последние, хуля Господа, по истине, суть, соответственно изданию Семидесяти, венок оскорбления, и делают все ради мзды, и отпали от славы Господа, и не следуют скудости манны и церковному смирению; но пребывают на весьма тучной горе, будучи пьяны без вина. Посему сильная и жестокая ярость Господа, намеревающегося наказать их, сравнивается с стремительным градом, нападающим не на кровли, но на головы смертных, и с великими разливами воды, уносящими все, что бы не попалось им на встречу. Этим венком оскорбления, наемниками Ефремовыми называются те, которые, по апостолу, сквернаго ради прибытка (Тит. 1:11), отпали от цвета и надежды и славы прежней веры, и пребывают в гордости, и служат самою сладостною пищею диавола, ежедневно поглощающего их (1Петр. 5:8). Сообразно предсказанию, мы можем сказать то, что венком оскорбления называет оно книжников и фарисеев, которые хулили Господа, и названы наемниками Ефремовыми от Иуды, который происходил из колена Ефремова и из селения этого же колена, Искариота, и продал Господа за деньги. Он (Господь), будучи поистине цветом апостольской славы, пал на весьма тучной горе, о которой, как мы думаем, сказано: «ел и пил Яков, и насытился, и утучнел, и воспротивился возлюбленный» (Втор. 32:13); иди по еврейскому тексту: на долине туков, то есть Gessemanim (גיא-שמנים), в которой означается и имя места, где Иуда предал Господа. Долиною же тучною или туков, называется она по причине плодородности, и ради книжников и Фарисеев, взявших там Господа, о которых в псалме написано: юнцы тучнии одержаша мя (Пс. 21:13). Эта долина туков, то есть Gessemanim, дважды называется в этом отделе; и я удивляюсь, каким образом LXX назвали ее сперва горою тучною, а потом горою высокою. Упоен же был предатель не вином, но сребролюбием и яростию аспидов неизцельною, и пищею диавола, вошедшаго в него после куска хлеба (Ин. 18:27), и был совершенно поглощен им ибо молитва его обратилась в грех (Пс. 108:7), и даже раскаяние его не имело спасительного плода (Мф. 27:3—5). Еврейское слово sacchore (שכורי) двусмысленно и означает или пьяных, или наемников. Посему и Issaehar переводится: есть мзда, a sachar: μέθοσμα, то есть опьянение; и прочие переводчики перевели: пьяные, одни только LXX: наемники.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 Се, крепка и жестока ярость Господня, аки град низпущаемый не имый крова, насильно низпущаемый: якоже воды многое множество влекущее страну, земли сотворит покой рукама, и ногама поперется венец гордыни, наимницы Ефремовы

В этих словах пророк назнаменует нам, каким образом постигнут их бедствия и что за нечестие против Христа они получат достойное возмездие, подпав жестокому и неумолимому гневу Праведного Судии: придет, говорит, придет на нас жестокий и тяжкий гнев Господа, придет так, как низвергается град на не имеющих крова, падая с силою, то есть, как будто кто-то неудержимо и сильно мещет его из пращи и жестоко поражает кого-либо. Итак, придет, говорит, яко град или яко же воды многое множество, влекущее страну. И против этого ничто не может устоять. Ибо когда, например река или горный поток весьма быстро низвергается, то, что может устоять и воспротивиться ему и что не уступит устремлению вод? Посему придет как вода, затопляющая всю страну, очевидно, Иудейскую. И будет страшное разрушение, так что сотворит покой на земле. Какой же покой? Рукама и ногама. Смыл сих слов будет такой. Умеющие плавать, если состояние вод бывает спокойно и как бы удобно для осязания, сгибая и протягивая ноги и руки и употребляя умеренные усилия, избегают опасности утонуть; если же движение воды имеет совершенно неудержимую стремительность, то захваченный им вовсе перестает плыть и по-видимому избавляется от труда, но как бы по необходимости и силою быв совершенно погружен в воду, он наконец неизбежно утопает. Итак, пророк как бы насмехается и строит иронию, говоря, что вода сотворит покой на земле, покой же рукама и ногама. Ибо это похоже на то, как если бы кто сказал: пусть никто не трудится напрасно, чтобы предотвратить бедствие, имеющее всех постигнуть; оно придет так стремительно, что будет совершенно неотвратимо и бесполезны были бы старания тех, которые захотели бы воспротивиться ему. Никто не в состоянии будет плыть, и всякий против воли очутится там, куда принесет увлекающая его вода, то есть, могущественнейшая и несокрушимая рука римского войска. Тогда-то именно будет в попрании, то есть, будет под ногами венец гордыни, наимницы Ефремовы: а кто они, это мы уже знаем из сказанного выше.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее

С увядшим цветком. Правильнее было бы сказать: с вянущим, потому что Самария в то время еще существовала.

Смоквою. Этот плод и вообще отличается сладким вкусом, освежает рот и очень полезен для здоровья; тем более, конечно, стремится всякий сорвать первый, созревший прежде времени, плод смоковничного дерева. С такою же жадностью стремились ассирийцы захватить в свои руки роскошную Самарию.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 28:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 2-3 Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.
   
Ст. 2-3 Се крепка и жестока ярость Господня, аки град низпущаемый неимый крова, насилно низпущаемый: якоже воды многое множество влекущее страну, земли сотворит покой рукама, и ногама поперется венец гордыни, наимницы Ефремовы.

   Ярость Господа, как обнаружение чувства Его гнева в сильнейшей степени, крепка, т.е. выразится в великих действиях могущества Господа, при чем для всех будет очевидно, что это именно ярость Господа, а не обыкновенного царя; она будет жестока, т.е. сила разгневанного Господа будет истреблять все без пощады: и людей, и принадлежащие им блага жизни. Она будет как град, ниспускающийся с высоты облаков с шумом и не имеющий крова, т.е. от которого ничто не закрыто и потому истребляется им все без остатка; притом, град неслучайно, как обыкновенно (хотя в Палестине и редко), ниспускающийся, нет, этот град служит орудием силы Господа, он насильно (или с усилием) и целесообразно пускается вниз, как бы множество камней, пущенных из пращей, и потому поражает все и везде, где и что Богу угодно. Подобный град был одной из десяти казней в Египте. Еще более жестокий град был в дни Иисуса Навина, поразивший хананеев-гаваонитян недалеко от того места, где теперь находилась гордая Самария. Пророк, говоря о гибельном градоизбиении, напоминает то давнее бедствие при Гаваоне и, тем угрожая, целесообразно предостерегает жителей соседней с ним Самарии. Вместе с градом, от быстрого таяния его, иногда бывает и многое множество воды (особенно в узких долинах между крутыми холмами, как именно в окрестностях Самарии): наводнение смывает в стране все с основания – на полях, садах и огородах, и все это влачит в бурных волнах по поверхности бедственной страны. Такое наводнение естественно творит покой рук на земле, т.е. быстро опустошает земную поверхность так, что земледельцу уже не к чему бывает приложить своих рук. Подобно сему, произведет Господь опустошение и в Самарии, с её цветущими окрестностями. Когда все будет быстро опустошено наводнением, то будет низвержен и попран ногами венец гордости наемницы Ефрема, т.е. Самарии, бывшей как бы венцом колена Ефремова и царства Израильского: быстро разрушенный город, будет попираться ногами врагов. Эти враги – Ассирийцы, их многолюдные полчища, вооруженные легкими боевыми колесницами, как бурные реки, ворвавшись в пределы Израильского царства, промчатся по долинам с быстротой горного потока, опустошат поля, разрушат города, а жителей их, в особенности цветущей и гордой Самарии, будут попирать ногами и колесами.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible