Скрыть
то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

Если мудрый вместе с тем смирен и кроток - а мы не видим философов ни смиренными, ни кроткими, но, напротив, всегда много мечтающими о себе, и по тому самому, что много они думают о себе, негодными Богу, - то явно, что нет истинного терпения там, где существует непомерная дерзость притворной свободы и безответное тщеславие хвастливого и полуоткрытого сердца.

О благе терпения

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-16 Се, Аз приложу, еже разделити люди сия чудно, то есть отделю праведников от тех, которые чтут Меня из человекоугодия. И о таковых почитателях пророк добавляет: горе уклоняющимся от Господа, дела их …во тме… Не якоже ли брение в руках скудельника вменитеся. Этим обличает тех, которые далеки были от страха Божия и замышляли всякое лукавство, не делали же худого только боясь Езекии.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 И сказал Господь: так как этот народ приближается устами своими и прославляет Меня губами своими, сердце же его далеко отстоит от Меня, и почитали Меня заповедию и учением человеческими; поэтому вот Я удивлю еще народ этот чудом великим и дивным, ибо погибнет мудрость мудрецов его и скроется разум разумных его

Это свидетельство употребил Господь против фарисеев в Евангелии Матфея, говоря: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше (Мф. 15:3). И еще: лицемери, добре пророчествова о вас Исаиа, глаголя: приближаются Мне людие сии усты своими, и устном чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя, уча учением и заповедем человеческим (Мф. 15:7—9). При этом должно заметить то, о чем мы часто напоминали, — что евангелисты и апостолы не переводили слово в слово и не следовали авторитету LXX толковников, издание которых уже читалось в то время; но, как евреи и сведущие в Законе, они, не изменяя мыслей, пользовались своими словами. Приближается же народ иудейский устами и губами своими к Богу потому, что он хвалится почитанием единого Бога и отвержением идолов; но сердце его далеко отстоит от Него, потому что он не принимает Господа Иисуса Христа. Ибо кто не принимает Сына, тот не принимает и Отца.

Вместе с тем мы должны знать и то, как кто либо может приближаться к Богу или быть далеко отстоящим от Него. Он и чрез Иеремию говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча (Иер. 23:23). Приближаемся же мы к Богу умом, а не телом, как и о Моисее читаем: приблизился Моисей один к Богу, прочие же не приближались (Исх. 24:2). Ибо он поклонялся Богу в духе и истин и приближался к Нему мыслию и духом. А те, о которых пишется, что они от чрева превозносятся, обучаются от детства до старости и день и ночь поучаются закону Божию, не приближаются к Богу, потому что они принимают предания фарисеев и книжников, удаляющие их от Бога, и уподобляются обеленным гробам, кажущимся снаружи красивыми, но внутри полным костей мертвецов (Мф. 23:27), — те, которые избрали Варавву и отвергли Господа. Поэтому Он грозит, что не только переселит их в Ассирию и Вавилон, но и рассеет по всему миру.

По еврейскому тексту, Он говорит, что Он возбудит великое удивление в народе иудейском и совершит чудо дивное, что Он погубит мудрость тех, которые не приняли Божию силу и Божию премудрость, и скроет и утаит разум разумных, то есть чтобы они не нашли Того, Кто заключался в букве. Из этого места апостол Павел представил свидетельство, когда писал коринфянам: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу (1Кор. 1:19), излагая другими словами ту же самую мысль: не потому, чтобы Бог был врагом мудрости, отцом которой Он служит и чрез которого бывает всякая мудрость в людях; но он привел это, присоединив, как стоит в еврейском, мудрецов народа и разумных его, то есть народа иудейского. И действительно, Бог совершил великое чудо в народе после пришествия Господа Спасителя, что в одно и тоже время и горел Иерусалим, и разрушался храм, и уничтожалось учение учителей, когда исполнилось вышесказанное: вот Властитель Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и у Иудеи сильного и крепкого: все подкрепление хлебом и все подкрепление водою; исполина и мужа воинственного, судью и пророка, и гадателя и старца, и пятидесятиначальника, и дивного советника, и мудрого строителя и разумного слушателя, и прочее, заключающееся в пророческой речи (Ис. 3:1-3).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая


то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

В продолжение многих лет, от юности до теперешнего возраста, я написал разные сочиненьица и всегда старался говорить слушателям то, чему всенародно учил в церкви, и не гонялся за приемами и доказательствами философскими, а старался довольствоваться апостольскою простотою, зная написанное: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1Кор. 1:19); и немощное Божие сильнее человеков (1Кор. 1:25). Имея это в виду, я приглашаю противников, пусть разберут беспристрастно заброшенные бумажки и, если откроют что-нибудь в моих рассужденьицах погрешительное, пусть выведут на свет. Или эти рассужденьица окажутся добрыми, и я отвергну их клевету, или достойными порицания, и я сознаюсь в ошибке, желая лучше исправить погрешность в образе мыслей, чем упорствовать в ней.

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

Возможно, Пелагий предположит, что имя Христа необходимо для того, чтобы посредством Его Евангелия мы научились, как нам надлежит жить, а вовсе не для того, чтобы оказала нам помощь Его благодать и благодаря этой помощи мы смогли бы жить хорошо. Но пусть хотя бы на основании этого он признает, что в душе человеческой имеется прискорбное помрачение, так что человек знает, как следует ему укрощать льва, однако не знает, как должен он жить. Неужели достаточно ему для того, чтобы узнать это, свободного решения и естественного закона? Это - та премудрость слова (1Кор. 1:17), которая упраздняет Крест Христа. Но Бог сказал: Погублю мудрость мудрецов (1Кор. 1:19), поскольку не может быть упразднен этот Крест. Несомненно, разрушается эта мудрость юродством проповеди, которым спасаются верующие. Ведь если естественной способности, заключенной в свободном решении, достаточно и для познания, как надлежит жить, и для добродетельной жизни, тогда Христос напрасно умер (Гал. 2:21), а значит соблазн креста прекратился (Гал. 5:11). Вы, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией. Ибо Христос есть конец закона (Рим. 10:3-4), и Он же - Спаситель порочной человеческой природы, к праведности всякого верующего в Него.

О природе и благодати

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сего ради се, Аз приложу, еже преселити люди сия, и преставлю я, и погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрыю

Народ Иудейский, мне кажется, как бы переселяем был многоразличными способами. Так он назывался наследием Бога, уделом Его и участком, но как бы переменился (в своем значении); ибо уже не назывался уделом Его, а сделался частью лисовом и отдался сатане и нечистым духам в пищу; удалился и от правомыслия в неискусен ум (Рим. 1:28), от славы в бесчестие, от силы в бессилие, от мудрости в крайнюю глупость. Погублю, говорит, премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю. Премудрыми и велеумными казались книжники и фарисеи, слывшие за законоведов, но сокрыт был Богом и как бы сокращен разум премудрых, то есть закон или богодухновенное Писание.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

Не желавшие слушать пророка Божия, иудейские политики и остальные иудеи все-таки внешним образом продолжали считать себя чтителями Господа. Ложность такого Богопочитания и обличает теперь пророк и вместе с тем возвещает, что Господь посрамит их собственную мудрость, какою они гордились. Он Сам, Своей всемогущей силой, поразит гордых ассирийцев и возвысит Иуду. И впоследствии Господь будет Своей благодатью возвышать униженное, насильники же и лжецы будут истреблены. Вследствие этого потомки Иакова, в далеком будущем, во всем преклонятся пред Всевышним.

Иудеи, очевидно, хотели во что бы то ни стало идти в своей жизни и особенно в политике своими путями, хотя наружно и поддерживали связь с храмом Всевышнего посредством внешнего богослужения. Наказанием за это будет то, что Господь будет и впредь (еще необычайно поступлю), как делал Он и раньше, посрамлять их хитрые замыслы. Он будет поступать с иудейским народом чудно и дивно, т. е. совершенно неожиданно для них будет посылать им наказание и спасение. Очень вероятно, что здесь содержится предсказание об освобождении Иерусалима от ассирийской осады при царе Езекии.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 13–14  И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; То вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. 
   
Ст. 13-14 И рече Господь: приближаются мне людие сии усты своими, и устнами своими почитают мя, учаще заповедям человеческим и учениям. Сего ради се аз приложу еже преселити люди сия, и преставлю я, и погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю.

   Иудеи, это люди только по виду преданные Богу, а на деле преданные своим расчетам на помощь царя Египетского: устами они произносят имя Божие, может быть, и нередко – молитвенно или клятвенно, по безотчетной привычке, а сердцем, т.е. мыслью и чувством переносятся далеко от святилища Божия, а именно во дворец Фараона. Такое богопочтение суетно, потому что ошибочно, бесплодно, преступно и пагубно: Господь приложит преселити их за это, т.е. прибавить времени плена или неоднократно будет переселять их пленными. Так как пророк говорит не только о плене, но и о переселении и притом необыкновенном, то здесь должно разуметь пленение Вавилонское. Тогда погубит Господь и «премудрость премудрых», т.е. план о союзе с Египтом для спасения отечества, казавшийся для иудеев столь мудро обдуманным. Лицемерие иудеев в богопочитании, столь ясно обличаемое пророком, явилось и укоренилось в них и после неоднократного пленения их Вавилонянами; так что теми же словами обличал своих современников в лицемерии и Христос Спаситель (Матф.15:1-9). А также гордая надежда иудеев на свою мудрость в деле спасения пережила века и сохранилась в нечестивых сердцах отдаленных потомков – современников великому Апостолу Христову Павлу. Обличая ложную и лживую людскую мудрость, апостол говорит об этом словами пророка Исаии и тем свидетельствует об их пророческом знаменовании. Оно обнаружилось в полной силе, когда Римляне разрушили Иерусалим и рассеяли иудеев по всему миру, а Евангелие Христово распространилось до пределов вселенной (1Кор.1:19).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible