Скрыть
Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 22-24 Посему так говорит к дому Иакова Господь, искупивший Авраама: теперь не устыдится Иаков и лицо его теперь не покраснеет; но когда увидит, что дети его, творение рук Моих, среди него святят имя Мое, то будут святить Святаго Иаковлева и прославлять Бога Израилева, и блуждающие духом познают рассудительность и строптивые научатся закону

Когда услышат, говорит, глухие слова книги и глаза слепых прозрят, Ливан обратится в Кармил и Кармил будут считать лесом, так что кроткие и бедные будут радоваться о Господе и не будет гордого и посмевающегося; тогда устыдится Иаков, так как он теперь не стыдится. Указывает же на времена Исаии. И лицо его покраснеет, чтобы краснота и стыд послужили поводом ко спасению, в особенности когда увидят, что дети их, то есть апостолы и мужи апостольские, происходившие от иудеев, совершают добродетели среди народов Господних и проповедуют народам имя Христово и говорят: Отче наш, иже еси на небесех да святится имя Твое (Мф. 6:9).

Ибо они будут святить Святого, происшедшего от Иакова, и будут учить о Боге Израилевом среди народов, чтобы они, оставив идолов, сказали: каких ложных идолов имели отцы наши, и между ними нет такого, который ниспосылал бы дождь, и блуждающие теперь духом будут иметь тогда познание о Боге, и роптавшие некогда в пустыне против Господа научатся закону, которого прежде не знали. Ибо если бы они приняли Моисея, то приняли бы и Господа Иисуса Христа, потому что Моисей о Нем говорил.

Смысл переведенного нами в начале главы применительно к еврейскому: так говорит к дому Иакова Господь, искупивший некогда Авраама, выведший из Халдеи и введший в страну обетования (Быт. 11:31), ясно виден. Переведенное же Семидесатью: так говорит о дом Иакова Господь, отделивший его от Авраама, можно так понимать, что Он отделил книжников и фарисеев, хуливших Господа, от Авраама, который увидел день Господень и возрадовался (Ин. 8:56). Ибо если бы они были детьми Авраама, то делали бы дела Авраамовы. И апостол говорит, что те должны быть названы детьми Авраама, которые имеют веру, подобную Авраамовой, то есть языческие народы, которые не по делам, но по вере названы детьми Авраамовыми.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И уразумеют заблуждающии духом смысл, и ропщущии научатся послушати, и языцы немотствующии научатся глаголати мир

Освятив имя Спасителя всех нас Христа и непоколебимо уверовав, что Он есть Святый Иаковль и Бог Израилев, они уразумеют смысл, хотя некогда и были обладаемы духом заблуждения и имели закон запечатленным. Всегда же ропщущии научатся послушати. Иудей роптал на Христа, то говоря: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел (Ин. 8:57), то при этом не пренебрегая и преследовать Его и поставляя истину в вину Ему. Спаситель всех называл Себя Сыном Бога и Отца и показывая, что сень закона не имеет никакого значения, поставлял на вид красоту служения духом. Но они гнали Его не только за то, яко разоряше субботу. но и Отца Своею глаголаше Бога, равенся творя Богу (Ин. 5:18).

Итак, ропщущии научатся послушати, говорит, и языцы немотстующии научатся глаголати мир. Ибо немотствовали языки тех, которые обыкли говорить неправое о Христе; но научатся, говорит, глаголати что подобает о Нем, лучше же провозглашать мир, не возвращаясь уже к прежнему безумию, напротив подклоняя Ему выю ума своего. Мир же глаголет ко Иисусу, если кто скажет: Господи Боже наш, стяжи ны, разве Тебе иною не вемы, имя Твое именуем.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию

В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью.

Искупил Авраама, т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды (Нав. 24:2, 14-15), выведши его из Месопотамии.

Иаков не будет в стыде, т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис. 19:9; 20:5; 37:27).

Лице его более не побледнеет. У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью.

Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих - правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них».

Блуждающие духом - это не только иудеи, но и язычники (Еф. 4:18). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим 11-я гл. Ин. 9:5, 39).

Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима, Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений,

Строфы поэмы у Condamin'a разделяются так:

1 строфа_1-4 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_5-8 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_9-10 ст. _(2, 2)

(Ст. 11-14 написаны прозою, а 15-16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 -2 ст. 30-й главы).

1 строфа_17-21 ст. _(1, 2, 2)

2 строфа_22-24 ст. _(1, 2, 2)

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 22–24 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. 
   
Ст. 22-24 Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи от Авраама: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Израиль: но егда увидят чада их дела моя, мене ради освятят имя мое и освятят святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся. И уразумеют заблуждающии духом смысл, и ропщущии научатся послушати, и язы́цы немотствующии научатся глаголати мир.

   Гордые и нечестивые, совращающее истинных чад Иакова к погибели, к стыду своему, только сами погибнут. А «дом Иакова» или достойное его потомство, Господь предъизбрал Себе еще при Аврааме; поэтому «дом Иакова» не постыдится тогда, в дни ближайших бедствий предстоящей осады Иерусалима; и ближайшее поколение увидит при этом свое спасение и будет свято чтить имя Божие или исповедает святость этого имени, т.е. с благоговением будет чтить имя Господа за то, что Он верно и неизменно сохранил завет Свой с Авраамом, когда спас его достойных потомков. А потомки теперь заблуждающихся и непонимающих самого главного смысла своей прошедшей жизни, основанной на завете с Богом, и ропщущих на Бога, не покоряющихся Его власти (ср. Ис. 38:9-10,12-14), поймут истинный смысл божественного откровения об их судьбе, теперь произнесенного через пророка, когда увидят дела Божии, а именно – грозное наказание отступников, заранее предсказанное Пророком и точно исполнившееся; тогда они поймут и истинный смысл откровения Божия и послушаются голоса истинных проповедников его. Даже и язычники, до того как бы «немые», как незнающие и не умеющие сказать слова, благоугодного Богу, когда увидят Его могущество и правду, то тем самым научатся с благоговением исповедовать святое имя Бога Израилева. Так это и было во время и после плена Вавилонского, в дни пророков Даниила, Иезекииля и других, позднейших преемников их служения.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible