Скрыть
И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 И еще о спасении Иерусалима и о погибели Ассириян говорит пророк: И будет… множество языков, елицы воеваша на Ариила… аки гладный во сне ядущий, то есть Ассирияне не утолят своего голода, когда возмечтают поглотить Иерусалим.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы

Некогда этот город завоевал и возобновил Давид. О завоевании его  говорится: Горе Ариилу, Ариилу (то есть «льву Божию»), городу, весьма крепкому, в котором жил Давид!

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 И будет аки сония видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его. И будут аки во сне ядущии и пиющии, и воставшим, тощь их сон: и якоже во сне жаждай аки пияй, воспрянув же еще жаждет, душа же его вотще надеяся: тако будет богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю

Сказав, что богатство нечестивых, очевидно неистовствовавших на Христа, будет как пыль и как грязь от колеса, теперь утверждает, что и для самих опустошателей оно не сделается прочным и твердым приобретением; потому что так обогатившиеся, говорит, будут подобны тем, которые в ночном видении кажется, что они сделались богаты, тогда как на самом деле они совершенно ничего не приобрели. Ибо, пробудившись от сна, они узнают обман сновидений, и что считали действительным, без сомнения найдут это тенью и призраком. Нечто подобное же случается видеть и на одержимых голодом ли, или жаждою. Ибо телесная природа необходимо требует своего, и хотя сон иногда обольщает душу, но природа нисколько не менее остается при своих стремлениях к тому, чего она пожелала бы. Отсюда, думаю, как бы некоторые пары и тонкие образы предмета окружают ум; но как скоро сон отбегает от очей, призрак оказывается пустым и совершенно бесполезным. Тако будет, говорит, богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю. Когда же и как сие случилось, не стану говорить.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-8 Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона

Но недолго придется торжествовать врагам иудейским: они быстро, в одно мгновение, унесутся от стен города, как мелкая пыль или плевелы, взметаемые ветром - Господь посетит тебя. Пророк обращается к Иерусалиму с обещанием благодатного посещения или спасения Божия (ср. Ис. 24:22), которое будет состоять в том, что Господь обрушит Свой гнев на врагов Иерусалима.

[В Славянском переводе 70-и в 7-м ст. Ариил и Иерусалим обозначаются как разные города. И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его.

Следует видимо считать, что слово Ариил использовалось евреями не как название - имя собственное, а как наименование-характеристика. Имеется много случаев, когда переводчики воспринимали словосочетания-определения как имена собственные (к примеру: Иегова - Сущий во веки веков, елохим - Творец Вселенной, адонаи - Праведный Судия. И обратно - Иегова-Ире - «Господь усмотрит». В этом случае правильнее было использовать словосочетание «Иегова-Ире» как имя собственное - местное топонимическое название. Прим. ред.]

Ариил - в 7 ст. - обозначает, вероятно, святой город, как «очаг или алтарь Божий».

Картина разочарования ассирийцев, считавших Иерусалим уже своим, нарисована пророком чрезвычайно живо… Сначала он говорит, что самое нападение ассирийцев на Иерусалим оставит в иудеях впечатление страшного сновидения (7 ст.), а потом указывает на то, что множество народов, которые входили в состав ассирийского войска, с грустью увидят, что все надежды их поживиться богатствами Иерусалима оказались тщетными.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 29:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 5-8 Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. 
   
Ст. 5-8 И будет яко персть от колесе богатство нечестивых, и аки прах летяй множество утесняющих тя, и будет аки черта внезапу от Господа Саваофа. Присещение бо будет со громом и с трусом и гласом великим, буря несома и пламень огненный поядаяй. И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси, иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его. И будут аки во сне ядущии и пиющии, и воставшым, тощь их сон: и якоже во сне жаждай аки пияй, воспрянув же еще жаждет, душа же его вотще надеяся: тако будет богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю.

   Когда окончится время наказания Иерусалима, то последует странная кара Божия на притеснителей его. Богатство «нечестивых» – оскорбляющих народ Божий и в особенности жителей Иерусалима, отлетит от них, так легко, как прах от колеса быстро движущейся колесницы; войско врагов рассеется бесследно, как пыль бурным ветром, и поражение врагов будет так быстро и внезапно, как является черта от Господа Саваофа, т.е. как молния, мгновенно низвергающаяся по прямой линии и сразу разбивающая предмет, находящийся на пути её падения. Так посещение Божие или обнаружение гнева Божия над врагами Иерусалима, как и над жителями его, будет соединено с грозными небесными знамениями и земными явлениями – землетрясением, бурей-ураганом, громом и разрушительной молнией. Соединенные полчища разноплеменных врагов святого города, этого «льва Божия», при всех своих усилиях и средствах к его погибели, однако же будут рассеяны, как призрак сновидения. И алчность их, питавшаяся надеждой на богатую добычу при ограблении Иерусалима, увы! не утолится, потому что само намерение их овладеть городом останется недостижимым и ожидаемое обогащение добычей несбыточным, как сновидение охотника, который, увлекаясь погоней за львом, углубляется в безводную пустыню, томится жаждой и, изнуренный, засыпает в таком состоянии: во сне ему представляются журчащие источники цветущей долины, а наяву остается та же жаждущая, песчаная, раскаленная пустыня, и он, беспомощный, испытывает смертельное томление... Подобное чувство испытают и враги Сиона, при осаде этого «Льва-города».

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible