Скрыть
и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

Вознесется на всяко древо желудя Васáнска

Поелику надеялись на крепость идолов и гордились ими, то пророк представляет ложных богов их под образом кедров, духов, высоких башен и всего величественного.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

И на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных. Скажут: «Что за порок в кедре? За что и его высота, какую имеет по природе, подвергается взысканию? И вообще, за что слово угрожает сим Днем кедрам Ливанским?» Никто не будет спорить, что речь идет об одушевленных тварях, которые надмеваются и до безумия превозносятся. Но почему же они кедры? И почему Ливанские? Кедры суть растения, которые приносят малополезные плоды, растут весьма высоко, с течением времени непрестанно прибывают, не скоро стареются и нелегко загнивают. А Ливан был в древности горой идолослужения. Посему, чтобы указать нам на обитающие там погибельные силы, Пророк назвал кедрами Ливанскими и возношения лукавства, взимающияся на разум Божий (ср.: 2Кор. 10, 5), о которых и Псалмопевец говорит, что стрыет Господь кедры Ливанския (Пс. 28, 5). Но можно разуметь под кедрами тщеславные нравы в людях, превозносящихся без всякой достаточной причины к надмению. Ибо и в кичении или есть какая-либо правдоподобная причина, производящая превозношение, или оно вовсе неосновательно, например иной о себе высоко думает по причине воздержания, другой – по причине целомудрия, а иной – по причине постоянного пребывания в молитвах. Худо таковый делает, думая о себе выше надлежащего, однако же его возношение имеет для себя основание. Таковый есть высокое дерево, но плодовитое. Но кто без всякого доброго дела превозносится или ради богатства, или знатного рода, или ради телесной крепости – тот кедр, гордящийся бесплодной и бесполезной жизнью. Но почему же он – кедр Ливанский? Потому что как растения, стоящие на горах, пользуются чужой высотой, так опирающиеся на богатство, или силу, или славу предков, в предлог к собственному своему превозношению употребляют нимало им не принадлежащее. Впрочем, есть и похваляемые кедры. Насытятся древа Господни, кедри Ливанстии, ихже насадил (Пс. 103, 16). И к славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри (Пс. 148, 9), в доказательство, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему. Посему и на построение храма употребленные кедры привезены были с Ливана, чем история показывает, что возможно от идолослужения перейти к святыне. По сим причинам сокрушается кедр – то когда не отлучен он от Ливана, то когда, оставив древнее, делается достойным освящения. Вообще же и нравы животных, и виды растений берутся к означению различного произволения в людях.

И на всяко древо желудя Васанска. Вот упоминание о другом растении, в показание, что жизни человеческой угрожает опасность подпасть суду. Нравы жесткие и непреклонные, на все отвечающие упорством и противлением, и общее словоупотребление уподобляет дубу. Это дерево приносит и плод, но годный в пищу свиньям. Почему Пророк назвал его деревом студа, потому что Васан берется в значении студа. Посему, у кого слава плодоношения есть стыд, на тех приидет день Господа. Находим еще, что и идолослужение называется студом, как в Третьей книге Царств. Илия говорит Ахааву: и ныне посли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармилскую, и пророки студныя, и пророков дубравных четыреста мужей, ядущих трапезу Иезавелину (ср.: 3Цар. 18, 19). Итак, поскольку всяко древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (ср.: Мф. 3, 10), день Господа, как страшный, угрожает и древам студа. Посему и царь Васанский называется Огом, а Ог толкуется преграда, так как студные дела преграждают нам путь ко спасению, ибо блудники, прелюбодеи, женоподобные, мужеложники и все делатели студа имеют над собою царем Ога, который производит отлучение от Бога. Господь сокрушит его для освобождения содержимых в его власти. Исповедайтеся Господеви, яко благ; поразившему цари велия, и убившему цари крепкия, Сиона и Ога (ср.: Пс. 135, 1, 17, 18, 19, 20).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-17 День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них.

Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские

И в двадцать восьмом псалме поется: глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския и истнит я, яко тельца Ливанска (Пс. 28:5-6), и в тридцать шестом псалме: видах нечестиваго превозносящиеся и высящася, яко кедры Ливанские: и мимоидох и се не бе, и взыскав его, и не обртпеся место его (Пс. 36:35-36).

Знаем также, что дубы Васанские, которые Акила перевел δρύας, а Симмах: βαλάνους, производят желуди, которые хотя приносят плоды, однако они служат пищею для свиней, а не для людей. Васан есть страна в Аравии, которою управлял Ог, названный царем Васанским, и значит αισχύνη, то есть бесчестие, что если захотим перевести смешение, то последнее значение имеет более σύγχυσις, то есть Вавилон, нежели Васан.

Итак мнение Божие поднимется на всех, предающихся гордости, совершающих бесчестные дела и утопающих в грязи пороков. Если же благоразумный читатель спросит, почему в храме Господнем были поставлены кедровые деревья и в сто третьем псалме читаем по еврейскому подлиннику: «насытятся древа Господни, кедры Ливанские, которые Ты насадил: там будут гнездиться воробьи» (Пс. 103:16-17), и между прочими деревьями также кедры призываются к хвалам Господа, и при пришествии Господа, когда все леса и полевые деревья восплачут ветвями своими, написано: посажу в земле безводной кедр, и бук, и кипарис и сосну (Ис. 41:19 по LXX); а теперь пророческая речь грозит днем Господним кедрам Ливанским? — то нужно сказать на это, что из одного и того же рода людей одни возвышаются до царства, другие низводятся к наказанию, и кедры Ливанские, сокрушаемые за гордость, избираются, если они будут благоуханны и скажут с апостолом: Христово благоухание есмы (2Кор. 2:15).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–17 День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И смирится всякий человек, и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Время войны и исполнение над ними гнева (божественного) называет днем Господним. Ибо таков образ выражения, свойственный богодухновенному Писанию; так что и самое время пришествия нашего Спасителя Давид обозначает именем дня, говоря так: Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь (Пс. 117:24). Посему, говорит, будет время гнева на всякого своевольного и высокомерного: а своевольными, кажется, называет тех, которые унижают славу божественную тем, что не хотят поклоняться ей, напротив, преданы тем богам, которых сами изобрели; гордыми же называет тех, которые небрегли о божественных законах и ни во что вменяли божественные постановления. И блаженный Давид говорит: гордии законопреступоваху до зела (Пс. 118:51). Поелику в Иудее и Иерусалиме было очень много таких, которые сильно величались богатством, и безмерно пристрастны были ко множеству денег, много было выдававшихся из ряда других и сильных своею властью, не умеренно величавшихся своим благородным происхождением, поднявшихся высоко, и как бы надутых; то и говорит, что их-то в особенности и постигнет гнев божественный, прикровенно указывая на положение или степень каждого; ибо уподобляет их кедрам ливанским: видех, говорит, нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры ливанския (Пс. 36:35), и деревьям, вырастающим из желудя Васанского, то есть дубам, растущим в стране Васанской; страна эта находится в Иудее и ныне называется Васанской, которая весьма богата растительностью и имеет толстые и весьма высокие кедры. Точно так же сравнивает их с холмами и горами и, сверх того, с башнями и стенами высокими. А что в стране были средства к умножению богатства, то и присовокупляет, говоря и на всякий корабль морской и на всяко видение доброты кораблей. Это может быть понимаемо двояко. Ибо когда уже объявлена была война и когда ожидали появления Вавилонян, Израильтяне, оставивши мысль о надежде на Бога, призвали на помощь Египтян, наняли Тир и другие соседние народы. А Тиряне все были моряки, опытные в торговых делах и великолепно устроявшие корабли. Когда же пришел Вавилонянин, то он опустошил землю Тирян, прежде чем опустошить землю Иудейскую. Вот об этом-то в сих словах и говорит нам пророческое слово; а может быть оно означает и следующее: очень многие из ларей израильских имели торговые корабли, которые привозили им (товары) из страны и земли Индийской и других стран и городов. Поэтому у них скопилось большое богатство, от чего они сделались высокими, подобно кедрам и дубам, горам и башням. А что вместе с гордыми погибнет и богатство, то есть прибыли, получаемые от торговли и мены, на это ясно указывает. Небезызвестно также и то, что Израильтяне деньгами привлекали многих на помощь себе, потому что Бог чрез другого пророка говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и в Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их (Ос. 7:11-12). Итак, суд Божий против них был неизбежен. Не безумно ли, или, лучше сказать, не нечестиво ли, оставивши надежду на Него, увлекаться пустыми и неразумными помыслами, воображая, что если Он не хочет спасти их, то кто-нибудь другой избавит их, и что увеличение человеческих вспомогательных средств изменит Его определения? Ибо если, говорит, замкнет от человека, кто отопрет? Итак, благо уповати на Господа, нежели уповати на человека, по слову Псалмопевца.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их

Кедры на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

Дубы в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью.

Башни строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима (2Пар 26:9; 27:3).

Корабли Фарсисские — это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны (3Цар. 9:26-28).

Украшение кораблей — дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину (3Цар. 10:22). Озия, как известно (4Цар. 14:22), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями (4Цар. 16:6).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.12-16   Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

     Высочайшие кедры на склонах гор Ливанских, крепчайшие дубы в заиорданской области – Васане; горы, холмы, крепостные башни и стены, тяжело нагруженные корабли из Фарсиса, все эти предметы наглядно и картинно представляют высоту, славу, силу, гордость, крепость, отвагу, защиту и богатство – царей, князей, судей, военачальников, старейшин, вельмож и купцов.
Но все это величие людское ничтожно перед Господом Саваофом, Которому совершенно подчинены все силы природы. По воле Божией, кедр, высокий сам по себе, недосягаемо возвышающийся над окружающим царством растений, и крепкий дуб, едва поддающийся тяжкому удару острой секиры, легко ломаются и падают от порывистых ударов урагана (Пс.28:5-6). Горы, возвышающиеся до облаков, и широкие холмы, легко выдерживающие на своей поверхности обширные города и мощные крепости, расседаются, разрушаются, понижаются и совсем проваливаются от неотразимых ударов землетрясения (Иов.9:4-6). Сами крепостные башни и стены, непробиваемые сильнейшими ударами неприятельских стенобитных машин, падают при звуке священных труб пред святым Ковчегом завета и погребают под развалинами своих защитников и защищаемых (Nav.1.6:1-4,15,19). Корабли, тяжело нагруженные вожделенными сокровищами, несутся на парусах в открытое море; но паруса не выдерживают порывистых ударов бури и рвутся, а корабли, неуправляемые среди ярых волн, опрокидываются и тонут в морской пучине (Пс.47:8). Так все покорно Господу Вседержителю; кто же из людей, живущих на горах или в крепостях, и кто из идолов, стоящих в дубравах или на холмах, может противостать силе Его гнева?

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible