Скрыть
ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-17 Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися… но рекосте не тако: на конех всадники будем, и… на легких… побегнем. Того ради побегнете, и легцы будут гонящии вас… дондеже оставлени будете аки щогла на вершине гор и яко знамя носяй на холме. Пророки возвещали Иудеям: «Когда воздохнете и покаетесь, тогда будете спасены». Крепость ваша будет в уповании. Но вы говорили: Нет, на конех всадники будем, и… на легких… побегнем.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4Цар. 19:35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его говорит ему Исаия: Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь (4Цар. 20:1; Ис. 38:1). Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия, но, вспомнив слова Писания: Когда бы ты повернул назад и восстенал, тогда бы спасся, он обратился к стене и, от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4Цар. 20:3). Ибо для того, чтобы исцелиться мне, мне довольно вспомнить о Тебе.

Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить. И тому, которому, по изречению пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприняло обратное движение. Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло. Оно не возвратилось, но померкло, а чрез это и показало различие между тем и другим, то есть между Езекией и Иисусом. И тот возмог отвратить Божественное определение, а Иисус не дарует ли отпущения грехов? Обратись и восплачь о самом себе, заключи дверь и помолись, чтобы отпустил Он тебе и чтобы освободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание в силах и огонь потушить, и львов укротить.

Огласительные слова для просвещаемых

Пакиан Барселонский, свт. (†390)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Апокалипсис угрожает также семи церквям, если не раскаются. И как бы то ни было, не раскаявшимся не угрожал бы, если бы не простил раскаявшегося. Также сам Бог говорит: Итак, вспомни, откуда ты ниспал и покайся (Откр. 2:5). И еще: Если возвратившись, покаешься, тогда спасешься, и уразумеешь, где был. Пусть никто так не отчаивается в ничтожности своей грешной души, чтобы поверить, что он уже не нужен Богу. Бог хочет, чтобы никто из нас не погиб: также Он взыскует и самых малых. Если не верите, рассмотрите: в Евангелии ищется драхма, и найденная показывается соседям. Овечка, которая должна быть отнесена назад на его поддерживающих плечах, не обременительна пастуху. Об одном раскаявшемся грешнике радуются ангелы на небе, и хор небесный ликует. Ты же, грешник, не прекращай просить: видишь, где о твоем возвращении радуются! Аминь.

О кающихся

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Мы тогда научимся лучше, когда отступим от грехов, как от грехов. Во время совершения грехов, очи бывают окружены мраком и никто не желает греха, как греха; когда же кто-либо отступает от грехов, тогда он чувствует скорби грехов, подобно тому, как, после таяния льда, вырываются из льда источники, – как это случилось с великим Давидом, или как бывает в том случае, когда кто-либо, упав стремительно в глубокую и темную пропасть, после выхода из нее, охватывается ужасом. Какой, говорит пророк, плод был для вас тогда, почему вы пришли теперь в смущение? Трудно бывает сознать злобу грехов, когда ты грешник, но когда покаешься, тогда, вследствие праведности, уразумеешь грехи, как грехи. Итак, вследствие грехов, должно плакать, потому что плач и стенание суть признаки осуждения соделанного. Поэтому ясно, что нужны обращение, слезы и стоны, так как стенание есть подтверждение и ручательство обращения. Господь был крепость ваша, и вы не хотели слушать Его, и хотя вы видели зрелище вещей, однако из этого ничему не научились.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Покаяние никогда не поздно. Хоть и вышел ты из Иерусалима и изранен на пути, самарянин, возложив тебя на свою скотину, перенесет оттуда для излечения в гостиницу. Даже если и мертвый лежишь ты в гробе, и тогда и смердящего восставит тебя Господь. Подражай, по крайней мере, тем слепцам, ради которых Спаситель, оставив дом Свой и наследие Свое, пришел в Иерихон. Как сидящим во тьме и тени смертной, свет воссиял (Мф. 4:16; Лк. 1:79) тем, которые, узнав проходящего мимо Господа, стали вопить: Сын Давидов, помилуй нас! (Мф. 9:27; 20:30-31; Мк. 10:47-48; Лк. 18:38-39). Можешь и ты прозреть, если будешь вопить, если по призыву Его сбросишь грязные одежды. Если возвратившись, покаешься, тогда спасешься, и уразумеешь, где был.

Послания


Ст. 15-16 Святый, говорит он, об имени которого я выше умолчал есть сам Господь Бог, который вам говорит и чрез меня и чрез Иеремию (Иер. 12 и Иер. 18): если покаетесь и оставите или пороки или заблуждение нечестивого замысла, и останетесь в Иудее, боясь не нападения [или власти] вавилонян, а Моих заповедей, то спасетесь. Оставайтесь в покое и уповайте на Господа и имейте сильную надежду на Мои обетования,— вы, которые презрев заповеди жизни, сказали с отчаянием: не будет так как говоришь, но побежим на конях к египтянам и отправимся к ним с быстротою и поспешностью. Поелику так вы связали, то действительно побежите и поспешно отправитесь в Египет; но еще быстрее будут вавилоняне, которые будут преследовать вас до самого Египта, и такой страх и ужас овладеет Египтом, что одному халдею не будут в состоянии сопротивляться тысяча египтян, и пяти врагам — великое множество бегущих, по оному, что читаем во Второзаконии: даст тя Господь на изсечение пред враги твоими: путем единем изыдеши к ним, и седмию пути побежиши от лица их и будеши в разсеяние во всех царствах земных (Втор. 28:25).

В иносказательном смысл и по изданию Семидесяти, божественная речь призывает всех грешников и в особенности еретиков к покаянию, потому что если они, обратившись от пороков, возстенают, то спасутся, и тогда поймут, где они прежде были и что напрасно надеялись на тщетное. И между тем как он призывает их к покаянию, они, напротив того, надеются на лжеучителей и на неверный мир; ибо не желая слушать слов Божиих, они стремятся к египтянам и радуются о быстроте тех, умножать которых воспретил Господь (Втор. 17:16). Поэтому церковные мужи быстро будут преследовать их, и голоса одного воителя или пяти борцов (это мы должны относить к уму и к пяти чувствам) не будет в состоянии вынести тысяча человек и нестройная толпа бегущих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-17 Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был: егда уповал еси на суетная, тщетна крепость ваша бысть, и не хотесте послушати, но рекосте: на конех побегнем. Того ради побегнете. И рекосте: на легких всадницы будем. Того ради легцы будут гонящии вас. От гласа единого побегнут тысяща, и от гласа пяти побегнут мнози, дондеже оставлени будете аки щогла на горе и яко знамя носяй на холме

Грозно возвестив им наибольшее из всех наказание и устрашив их ожиданием ужасного будущего, он для пользы их тотчас же показывает и причину самого гнева и путь ко спасению. Ибо Творец милосерд и человеколюбив и, как Сам негде говорит устами Иезекииля, не хощет смерти грешники, но еже обратитися ему от пути лукаваго, и жити души его (Иез.18:32). Итак, хотя Израиль и подвергается наказанию за то, что он всячески удалялся от любви к Богу и предавался служению идолам, но желающему Бог предоставляет возможность раскаяться и находиться вне зол. Егда, говорит, возвратишися, как бы с дурной и грязной дороги, говорю, от поклонения твари и воздавания божеских почестей дереву и камню: тогда спасешися и при этом уразумееши наконец, где еси был некогда своим умом, или, вернее – глупостью, полагаясь на суетных (богов). Ибо если они не были в состоянии помочь самим себе, то как могли бы подать помощь другим? Что бессильнее идола? Бездушное вещество, и ничего более суть боги заблуждающихся.

Хотя вы опытом дознали бесполезность упования на мнимых богов и увидели ничтожество их силы, тем не менее, говорит, вы остались непокорными. Ибо слыша повеление не ходить в Египет, но почтить верою Обещавшего спасение, вы не хотесте послушати, (Его), но рекосте: на конех побегнем и на легких всадники будем. Вы думали, что для спасения вам довольно убежать из Иудеи. Но легцы, говорит, будут гонящии вас, то есть, окрылены и быстры, – столь ужасны и страшны для вас, и дух непослушных дойдет до такой трусости, что при крике только одного из врагов, обратится в бегство тысяча; а если издадут крик пятеро, то из отряда Иудеев побегут многие. Подвергнутся столь необычайному бедствию, что оно сделается заметным и известным всем; оно будет видимо так же, как мачта, если кто поставит ее на горе, или знамя на холме. Знаменем же и мачтой (щогла) называет дерево, воздвигаемое на холмах или возвышенностях, имеющее на себе некоторые знаки, при помощи которых полководцы дают знать войскам или о том, что они одержали победу и военное счастье благоприятствует им, или о том, что должно собраться к ним, чтоб выслушать что либо необходимое.

Толкование на пророка Исаию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Дражайшие братия! Станем же усердно размышлять об этом, насколько это, с Божией помощью, для нас возможно: страшиться язв грешников, словно смертоносных ядов; проявлять рвение в благодеяниях, посте и молитве; а прежде всего да будем любить, и любить не только друзей, но даже и врагов - вкушая духовные лекарства ради исцеления душ наших, да прибегнем к милости Небесного Врача. Ведь Он Сам говорит: Я не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез. 18:32), а также: Когда ты обратишься и заплачешь, тогда будешь исцелен. К этому-то исцелению да приведет нас, по доброте Его, Тот, Кто живет и царствует вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Проповеди

Авва Кроний (†?)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Брат спросил авву Крония: «Что делать мне с забывчивостью, которая пленяет ум мой и не дает мне помнить себя, доколе не приведет меня к самому греху?». Старец сказал ему: «В наказание за злые дела сынов Израилевых иноплеменники взяли кивот Господень и влачили его, пока не принесли во храм бога своего Дагона. И тогда идол пал на лицо свое».— «Что же это значит?» — спросил брат. Старец отвечал: «Когда враги успеют пленить ум человека по собственной вине его, то тайно влекут его, доколе не приведут к невидимой для него страсти. Если здесь ум обратится, взыщет Бога, вспомнит о вечном суде, то страсть тотчас падает и исчезает. Писание говорит: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был (Ис. 30:15)».

Скитский патерик

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Воистину, сердечная скорбь столь полезна для христиан, что дух наш посредством ее приносит жертву Господу. Ибо в Псалтири сказано: Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50:17). Наставляемые такими свидетельствами (а также многочисленными им подобными), мы должны тем паче спешить обратиться к Богу… Обратившись же, мы никоим образом не должны разуверяться в отпущении наших грехов, памятуя о непреложном Господнем обетовании, гласящем: Если обратишься и восскорбишь, будешь спасен. Те же тяготы, которые будут обременять нас в нынешнем бытии, мы должны переносить весьма терпеливо, никогда не забывая страх Божий, ибо апостол учит нас терпению в скорбях. Также он свидетельствует о том, что наше наказание в сем веке помогает нам избежать наказания на грядущем суде: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11:32).

Послания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим », - за то и побежите; «мы на быстрых ускачем », - за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме

Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни.

Оставаясь на месте. Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам.

Убежим, ускачем - возможно правильнее: «устремимся, поскачем». Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян.

За то и побежите, т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов!

Как веха - по-евр. : как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал - похож на одиноко стоящую мачту.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 15–17 Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим», – за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», – за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме. 

   Если Израиль возвратится с ложного пути и с искренним молитвенным вздохом обратится к своему единому и верному Заступнику – Богу, то найдет действительное спасение от всяких врагов, и поймет, на каком опасном и гибельном пути он стоял и как близок был к самой погибели. А иначе, чем более он надеется на быстрых коней и на легкие колесницы Египтян, тем быстрее и легче наступит его погибель: от военного крика одного воина ассирийского побежит в страхе тысяча евреев, а от вопля пяти воинов побегут многие, которых и сосчитать будет невозможно, так что наконец останется крайне малое число воинов; и эти будут отстоять один от другого так редко, как ставится веха (высокая палка или мачта для флага) одна от другой, или как становятся на отдаленных холмах вестники со знаменем, когда объявляют о наступлении каких-либо событий (объявление войны, начало народных праздников и т.п.). Такому количеству и так расставленных воинов уже нельзя будет ни нападать, ни защищаться и придется или погибать, или идти в плен.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible