Скрыть
И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих

«И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде»: хотя в этом городе вы мало потерпели, однако вы будете освобождены от плена в стране чужой. «И ктому не приближатся к тебе льстящии тя» (руск. перевод: «и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих»): видишь ли, какая выгода от наказания, и какова польза после мучений? Не говорит: не соблазнят тебя, но: «не приближатся к тебе», ты будешь для них недоступным и недостижимым.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 20-21 И даст вам Господь хлеб скудный и воды немного. И не даст более учителю твоему убежать от тебя, и будут глаза твои видеть наставника твоего; и уши твои будут слышать слово сзади говорящего: вот путь, идите по нему, ни направо, ни налево

И даст вам Господь хлеб скудный и воды немного. Если мы отнесем это ко временам Зоровавеля, то объяснение будет легко,— что не будет при нем совершенной радости по словам Давида: внегда возвратиши Господу плен Сион, быхом яко утешены (Пс. 125:1): чтобы они получили не полное и совершенное утешение, но подобие утешения. Если же — к пришествию Спасителя, то скудный хлеб и немного воды, по апостолу Павлу и этому же самому пророку Исаии, предвещает евангельскую речь, которая, вместо пространных правил закона и заповедей, все обобщила в одном слове: возлюбишь, искреннего твоего яко сам себе (Мф. 22:39). Ибо окончательное и сокращенное слово совершил Господь на земле (Ис. 10:23).

И не даст более учителю твоему убежать от тебя, и будут глаза твои видеть наставника твоего, и уши твой будут слышать слово сзади говорящего: вот путь, идите по нему, ни направо, ни налево

В настоящем месте издание LXX во многом несогласно с еврейским. Поэтому сперва мы скажем об издании вульгаты и затем последуем порядку подлинника. Когда поймут и увидят очи сердца истину и всею силою ума познают тех, которые прежде обольщали их, и опытными словами уразумеют слова сзади обольщающих, ибо они всегда спешат обольщать слепую часть тела, по оному, что читаем в Псалме: состреляти во мраце правыя сердцем old:ps:010:02|(Пс. 10:2), присвояя себе власть учить правому и левому, то есть доброму и худому, и желая, чтобы ученики не исследовали разумно, но следовали бы за вождями: тогда те, которые прежде обольщали, не будут в состоянии приступить к ним, после того как заметят, что их поняли.

Затем, по еврейскому тексту объяснение и легко и верно. Ибо когда Господь даст верующим хлеб скудный и воды немного: то не даст более убежать от них учащему человека знанию, но всегда глаза его будут видеть наставника своего и уши его будут слышать слово его, сзади говорящего: вот правый путь, ходите по нему, ни направо, ни налево, по оному, что в другом месте читается: не совратимся ни на десно, ни на лево, путем царским пойдем (Числ. 20:17). Ибо на той и другой стороне превышающее меру составляет порок. И о правой стороне говорится: не буди правдив велми (Еккл. 7:16). Относительно же левых нет никакого сомнения, что они помещаются на стороне козлищ и погибающих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 20-21 И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево

Пусть разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям (Притч. 5:16). И по словам пророка Исаии: И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис. 58:11-12). Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает… Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеявшиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием.

Итак, если это учение, усердно принятое, в сокровенности духа скрытое, будет запечатлено молчанием, то после, как какое-то приятное вино, веселящее сердце человека, когда будет приправлено чистотою чувства и древностью терпения, с большим благоуханием будет исходить из сосуда твоего сердца, как неиссякаемый источник, будет изливаться из жил опыта и из проточных каналов добродетелей. И как непрерывный ручей, будет истекать как бы из некоторой пучины твоего сердца… И по словам пророка Исаии, ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис. 58:11-12). Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает: Учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. Таким образом будет то, что не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием.

Собеседования

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-21 И даст Господь вам хлеб печали и воду тесную, и ктому не приближатся к тебе льстящии тя: яко очи твои узрят прельщающих тя, и ушеса твоя услышат словеса созади тебе прельщающих, иже глаголют: сей путь, поидим по нему или на десно, или на лево

Господь наш Иисус Христос соделался для нас хлебом жизни; ибо ясно сказал: Аз есмь хлеб сшедый с небесе и даяи живот миру (Ин. 6:33, 51). Но Он есть также и вода не чувственная и вещественная, но божественная и духовная. Так он называется рекою мира и источником сладости, говорит это потому, что блаженный Давид о тех, которые оправдываются верою, воспевает и говорит как бы к Богу и Отцу: яко у тебе источник живота и потоком сладости твоея напоиши я (Пс. 35:9-10). Итак, Христос есть хлеб и вода животворящая; но обретается Он подвигом и трудом. Ибо великие и превосходные блага делаются достоянием не тех, кои ленивы и преданы изнеженности, но тех, кои обыкли ни во что ставить ради сего тяжелые подвиги и труды. Так стремился познать таинство Христа и божественный Давид, воспевая и говоря: аще взыду на одр постели моея , аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима , Дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы (Пс. 131:4-6).

Ибо Еммануил родился в Вифлееме, который есть Ефрафа. Итак, Бог всяческих обещает Израильтянам, обращающимся к Нему, дать хлеб печали и воду тесную, то есть, даровать жизнь во Христе и познание о Нем, которое можно собрать и заключить в сокровищницах своей души, не впадая в изнеженность, не проводя легкий образ жизни, не идя путем ровным и широким, но входя узкими вратами, ведущими в жизнь. Сей-то хлеб, говорит, если возьмешь, будешь безопасен, несклонен к ошибкам и не увлечешься легко словами прельщающих. Ибо узриши их и услышиши слова их. Некогда, вследствие неспособности обсудить слова их, ты был подобен тем, которые совсем ничего не видят и не слышат слов людей обыкших прельщать. Но прияв хлеб сей, ты увидишь их совершенно и уразумеешь вполне, каковы но своим свойствам суть те, которые неразумно рассуждают и говорят; сей суть, поидим по нему, или на десно, или на лево: ибо у них не было способности отличать справедливое от несправедливого, но словами каждого безрассудно увлекались ко всему.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 20-21 И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево

Видел, что мы грешим, и терпел. Тот, Кто до провинности не давал нам грешить, даже после провинности не перестает ожидать нас для милости. Вот Тот, к Кому мы отнеслись с презрением, призывает нас. Мы отвернулись от Него, однако Он не отвернулся. Поэтому хорошо говорится Исаией: И глаза твои будут видеть учителей твоих, и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя. Человек как будто лицом к лицу наставлялся, когда он, созданный для благочестия, получил правила справедливости. Но когда он эти самые правила презрел, то как бы в уме повернулся спиной к лицу Создателя своего. Но Он до сих пор сзади следует и увещевает, потому что хотя и презрен нами, однако не перестает до сих пор нас призывать. Как будто мы спиной повернулись к лицу Того, слова Которого мы презираем, наставления Которого мы попираем; но, стоя за спиной, нас отвратившихся вновь призывает Тот, Кто и видит, что презирается, однако наставлениями призывает и с терпением ожидает.

Сорок бесед на Евангелия


Следует увещевать искушенных в грехах плоти, чтобы они увидели, с каким благоволением Бог в неусыпной заботе простирает объятия своего милосердия, «Если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь (Иер. 3:1). Вот в отношении предающейся разврату и оставленной женщины выдвигается довод справедливости, и, однако, когда мы возвращаемся после падения, не правосудие, но милосердие выказывается. Поэтому следует, чтобы мы непременно осознали, если нас, оступившихся, жалеют с таким милосердием, сколь велико бесстыдство, с которым мы грешим, не возвращаясь и после прегрешения; или какова будет милость к нечестивым Того, Кто не перестает призывать после провинности. Каковое милосердие призывая, без сомнения, хорошо изображается через пророка, когда говорится отвернувшемуся человеку: И глаза твои будут видеть учителей твоих, и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя.

Правило пастырское или о пастырском служении

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-21 И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево

И потому Господь медлит… Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание.

Блаженны… Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах.

Народ… т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению.

Учители твои не будут скрываться, т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия (3Цар. 18:17; Ам. 7:10; Иер. 38:4 и сл.), будут пользоваться уважением в народе.

Позади тебя, т. е. вслед тебе.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 20–22 И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: прочь отсюда. 

   Наказание, какое пошлет Господь своему народу, будет благодетельно для него: Господь подвергнет его крайней нужде и он переменит свой образ мыслей; пошлет ему Господь хлеб в горести, т.е. скудный количеством и дурной качеством, какой вынуждены бывали есть рабы, нищие, пленные и заключенные в темницах; пошлет ему Господь и воду в нужде, т.е. такую, которую можно получать редко и в незначительном количестве, что обыкновенно бывало во время засухи или при осаде и от чего всегда появлялись скоро всякие болезни. Вот тогда-то народ, смотря на своих руководителей, увидит, что они обольстители, и, вслушиваясь в их речи, поймет всю гибельную ложь их; тогда он с непоколебимою решимостью отвергнет их и вместе с ними всех богов-идолов, во имя которых те обещали благополучие, отвергнет их с таким отвращением, с каким естественно выплескивается грязная вода после омовения нечистой женщины или выбрасывается зловонный помет больного.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible