Скрыть
В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех

Когда они подвергаются наказанию, тогда становятся добрыми, как будет то же и в геенне. Тот богач, когда подвергся наказанию, тогда стал добрым, злой и жестокий внезапно явился милосердым, он просил послать кого-либо вразумить братьев его, чтобы и они, умерши во грехах, не подверглись тому же наказанию. Когда он был в богатстве и видел ближнего в мучениях, он никогда не жалел его, а потом, находясь в муках, жалел даже и отсутствующих.

Таким образом, после наказания, всегда видим усовершение. Бог никого не подвергает наказанию с гневным намерением; тогда как мы изливаем свой гнев на других, воспламеняемые гневом, Бог не так, но наказывает наши злые действия для исправления. Почему, говорят, Бог не пожалел фараона после обращения? Мы отвечаем: когда тот показал добродетель? Разве он, преследуя народ после десяти казней, не пылал желанием подчинить его себе? Отсюда явно, что не Бог, а он сам был причиной своей гибели. Он (Бог) предает смерти подверженных неисцельной болезни, как Он сделал с содомлянами и жившими во время потопа, которые, пренебрегши спасением, погибли. Почему, скажут, Он теперь не делает этого, но щадит людей, состарившихся в пороках, даже до смерти? По справедливости, отвечаем, тогда Он быстро мстил, а теперь щадит, чтобы утвердить надежду воскресения и не сделать кого-либо праведником по необходимости. Тогда не боялись ада, и потому он внезапно подвергал их этому наказанию, теперь же не так, – чтобы люди каялись ради страха будущей жизни; только изредка Он наказывает неожиданно.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-9 Обратитесь, так как вы глубоко отпали, сыны Израиля. Ибо в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых сделали вам руки ваши на грех. И падет Ассур не от человеческого меча и не человеческий меч потребит его: и не от меча он побежит и юноши его сделаются данниками. И сила его от страха прейдет, и затрепещут убегая князья его, сказал Господь, которого огонь на Сионе и горнило которого в Иерусалиме

Так как Господь вступает в брань на горе Сионе против врагов Своих и защищает его подобно птицам; то обратитесь, сыны Израиля, или, как перевел Симмах: принесите покаяние вследствие глубокаго замысла и греха отступившие от Бога. Ибо если вы сделаете это, бросив золотых и серебряных идолов, которые служили вам для греха и по причине которых взят ваш город: то падет Ассур, из страха пред которым вы теперь бежите, не от меча человеческого, не от силы войска, но от силы Божией. Разумеет же ангела, которым в одну ночь истреблены сто восемьдесят пять тысяч ассириян. Также и сам царь ассирийский побежит не от меча человеческого, а от гнева Божия, так что юноши его и сильные сделаются денниками мидян, о которых выше против Вавилона говорится: вот я подниму на вас мидян. И сила ассириян вследствие страха Господня прейдет и исчезнет, и все князья его устрашатся. Ибо сказал и обещал это Господь, котораго слово есть дело, и который имеет огонь в Сионе и горнило в Иерусалиме, чтобы врагов Его, как солому и дрова, истребило пламя, выходящее из Иерусалима.

Некто слова: в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и прочее объясняет в смысле свидетельства о том, что после возвращения из плена вавилонского до пришествия Христова сыны Израиля не покланялись идолам; в настоящем месте указывается также, что ассириянин должен быть побежден не ангелом, а мидянами, царство которых весьма древнее и некогда сильное, после оскорбления Бога, будет истреблено и порабощено победителями. Назареи так понимают это место: о сыны Израиля, отвергшие сына Божия вследствие злого умысла! Обратитесь к Нему и к Его апостолам. Ибо если вы сделаете это, то отбросите всех идолов, которые прежде служили вам для греха, и падет у вас диавол, не чрез ваши силы, а по милосердию Божию: и юноши его, некогда ведшие брань за него, будут данниками церкви и вся сила и скала его прейдет; равным образом философы и всякое превратное учение обратятся в бегство. Ибо Господь определил, чтобы это было, огонь или свет которого в Сионе и печь в Иерусалиме. Огонь и свет по-еврейски пишется одними и теми же буквами: алеф, вав и реш, что если читать ur, то это означает огонь, а если or, то — свет. Это сказано потому, что вместо огня, как один только Симмах перевел, Акила и Феодотион перевели свет.

А почему у Семидесяти читается: скалою будут окружены, как окопом, и будут побеждены, а кто убежит, того пленят, этого я не могу знать. Разве только το мы можем сказать, что юноши царя ассирийского, которые должны быть побеждены и взяты в плен, так будут окружены скалою, то есть силою Господа, как окружается город окопом. В объяснение же дальнейшего: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме, мы можем сказать, что согласно со смыслом настоящего места божественная речь увещевает бегущих в Египет возвратиться в Иерусалим и рождать детей. Ему обещается такое блаженство, что он будет защищаться и охраняться помощью Господа. И в другом месте написано о нем: «будет слава сего последнего дома больше, нежели первого» (Агг. 2). Это можно отнести и к церкви,— видению мира и сторожевой башне, о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3). И в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Ибо в ней есть огонь и горнило, пожирающее грешников и истребляющее дрова, сено и солому, или свет и печь, означающие славу праведных и наказание грешных.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-9 Яко в той день отвергут человецы рукотворенная своя сребряная и рукотворенная златая, яже сотвориша руки их. И падет Ассур не мечем человеческим, ни меч мужеский пояст его, и побегнет не от лица меча: юноты же будут в побеждение. Камением бо обымутся яко острогом и побеждени будут, а бежай пленен будет. Сия глаголет Господь: (блажен), иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме

Теперь пророческое слово возвращается к предположенной в его начале цели. Ибо защитит, сказано, Господь Иерусалим, то есть, будет поборать за Свою Церковь, которая есть град Его; и избавит верующих в Него, и Себе снабдит (приобретет) их и сопричтет их к своему жребию (уделу), а кроме того и спасет. Каким же образом? Они удалят себя от нечистого и скверного идолослужения, и уже не станут служить делам рук своих, будут ли они золотые и серебряные, или иным каким либо образом многоценно сделанные. Ибо прежде пришествия Спасителя род человеческий был объят страхом к этим предметам, и одни служили твари, другие стихиям мира воздавали славу, приличествующую Богу, как и пророк говорит: от сребра своего, и от злата своего сотвориша себе кумиры (Ос.8:4).

Когда же воссиял Христос, вся земля стала свободна от столь постыдных и гнусных преступлений. Разрушены капища и жертвенники и рукотворенные (идолы), отринуто сатанинское заблуждение, древле осквернявшее всю землю. Итак, по уничтожении рукотворенных, говорит, вместе с заблуждением погибнет и изобретатель его, то есть сатана, мысленный Ассур, или Ассириянин. Ибо он падет, не мечем мужа поражаемый, и будет в страхе, так как пойдет во ад вместе с другими злыми силами. На это-то и указует нам пророк, говоря: юноты же будут в побеждение, то есть, крепкие и насильственно властвующие над живущими на земле, побеждены будут и падут. Как или каким образом? Камением бо обымутся яко острогом. Камнем в сих словам именует пред нами непоколебимую и несокрушимую силу Спасителя.

Итак, будучи объяты Божественною силою, как бы каким камнем и как бы острогом или укреплением и оградою, они (демоны) уступят победу, и никто из них не убежит, ибо кто захочет это сделать, взят будет в плен. Это, думаю, и означает изречение: а бежай пленен будет. Посему кто же из них наконец спасется, если они окружены будут камением, как острогом, а бегству у них совсем не дано будет никакого места? Совершила же сие сила Спасителя, упразднившая Ассура, то есть, сатану, истребившая вместе с сим последним и соединенные с ним злые силы, как бы острогом окружив их, соделав их бездейственными и заключив их в затворы адовы для будущего наказания.

В сих словах блаженный пророк явно возвещает тайну домостроительства воплощения Единородного. Блаженны будут, говорит, населяющие в то время Сион, очевидно мысленный, который есть Церковь Бога живого. Поистине блаженны, как в этом удостоверит нас Сам Спаситель, говоря уверовавшим в Него: аминь, аминь глаголю вам: яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша. Ваша же блаженна очеса, яко видят: и уши ваши, яко слышат (Мф.13:17,16). Итак, имеющие, говорит, сродство чрез Духа с Господом нашим Иисусом Христом, плодопринесшие в мысленном Сионе и имеющие сродников (южики) в Иерусалиме (сей же есть не иное что, как Сион) треблаженны и обладают всеми благами. Имеем же и мы сродников по духу, то есть, святых тайноводителей.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме

В тот день - выражение очень неопределенное. Пророк здесь вообще не различает отдельных моментов будущего времени и потому у него поражение ассирийцев и отречение иудеев от идолослужения представляются событиями современными, тогда как, на самом деле, и после избавления от ассириян иудеи увлекались идолопоклонством.

Отбросит. Евреи увидят, что надежда их на этих идолов была совершенно напрасна (ср. 2:8, 20).

На грех. Идолопоклонство вело иудеев ко всякого рода грехам и преступлениям (Ос. 8:11).

Он избежит меча - возможно правильнее с евр. : он побежит от меча (Божия).

Юноши - по-евр. bachurim. Так назывались у евреев иногда воины, как люди особенно крепкие силами (2Цар. 6:1).

Податью - точнее: «рабами».

И от страха пробежит мимо крепости своей - возможно правильнее с евр. : «и крепость его или скала (т. е. царь Ассура) исчезнет в страхе пред Господом».

Знамени. Естественнее всего здесь разуметь знамя иудейское, от которого будут в ужасе бежать ассирияне и их князья или предводители.

Огонь - собственно светлое и светящее пламя, которое будет сожигать врагов.

Горнило - это огненная печь, в которой будут также сожжены враги иудеев. Некоторые толкователи, впрочем, видят здесь обозначение простой печи, в которой пекли хлебы и понимают это место как указание на особую близость Господа к Иерусалиму, в котором Он будет пребывать, как человек в своем доме.

Поэма, заключающаяся в 31-й гл., разделяется на следующие строфы:

1 строфа_1-3 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_4-6 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа_7-9 ст. _(2, 2, 2)

См. также Толкование на Ис. 31:4

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля! В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 

Пророк убеждает правителей иудейского народа оставить свой глубокий совет или таинственный план действии, по их мнению, глубокоосновательный, а в действительности беззаконный, и обратиться к Богу, стать под руководство Его закона и пророка. И это необходимо тем более, что в «тот день», когда Господь будет защищать Иерусалим, народ сам оставит своих идолов, которым поклонялся, не обращая внимания на достоинство их внешнего вида и на ценность материала, хотя бы это было серебро или золото: он поймет тогда, что идолы – слабые создания его же собственных рук, решительно поймет их ничтожество и свою беспомощность, когда увидит чудодейственное поражение врагов своих Ассирийцев всемогуществом Божиим под стенами Иерусалима.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible