Скрыть
Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Се, в правде цари и князи со судом владети начнут, то есть Езекия и князья его. И будет человек… как убежище от ветра, то есть будет убежищем во время бедствий.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону

Великое благодеяние Божие заключается в том, что Он воздвигает царя, праведно царствующего, и князей, с судом властвующих. Праведным же он называет не только того, кто лишил себя богатства, но того, кто все совершил со справедливостью: царю и князьям свойственно почитать справедливость, так как те, которые по своему могуществу сильны сохранять законы твердыми, сильны также нарушать правила. Иные же разумеют это о Христе: «Вот, Царь будет царствовать по правде», князья же, говорят они, суть апостолы, по сказанному в псалме: «Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс.44:17).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-8 Вот царь будет царствовать по правде и князья будут управлять правосудно. И будет человек как скрывающийся от ветра и прячущийся от бури: как ручьи вод при жажде и тень скалы, возвышающейся в земле пустынной. Не помрачатся глаза видящих, и уши слышащих будут слушать внимательно. И сердце глупых будет понимать знание и язык косноязычных будет говорить быстро и ясно. Не будут более называть неразумнаго князем и коварною не будут называть великим. Ибо глупый говорит глупое и сердце, его будет делать беззаконие, чтобы совершать притворство и говорить к Господу коварно, и истощить душу голоднаго и отнять питье у жаждущаго. У коварнаго пагубныя орудия: ибо он составил замыслы для погубления кротких словом лжи, хотя бы бедный произносил суд. Князь же будет помышлять о том, что достойно князя, и сам будеть стоять над вождями

По Семидесяти Толковникам, которые связали: ибо вот царь праведный будет царствовать и князья будут управлять правосудно дальнейшее следует соединить с предшествующим, то есть с тем, чем закончен предшествующий отдел: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме. По еврейскому, по окончании предшествующего пророчества о низходивших в Египет, теперь начинается другое пророчество, и именно о пришествии Христа и Его апостолов. Ибо этот царь будет царствовать праведно, не делая лицеприятия на суде, и князья его будут управлять по правде, смотря на дела, а не на людей. И кто будет под тению Его, тот так будет безопасен во время скорби, тесноты и бури мира сего, как тот, кто, убегая от ветра и бури, скрывается в безопасном месте и кто нашел весьма чистые источники в пустыни или кто, при сильном зное, когда солнечный жар все иссушает, нашел покой под возвышающеюся скалою.

Где мы сказали: как ручьи вод при жажде, там Семьдесят перевели: и явится в Сионе, как река текущая. Ибо слово еврейское, о котором мы выше сказали, basaion, что значит в жажде, или в сухости и в непроходимом, Семьдесят и Феодотион перевели в Сионе, вместо saion, то есть жажда, читая Sion, который пишется теми же буквами. Итак, когда будет царствовать Христос и князья Его будут управлять правосудно, тогда не помрачатся глаза верующих и со вниманием будут слушать уши слышащих, которые прежде были глухи, и сердце некогда глупых будет понимать знание и язык косноязычных и немых, не могший говорить о Христе, будет ясно и открыто исповедовать Господа.

Не будут более называть неразумного князем: ибо Бог сделал глупою мудрость века сего (1Кор. 1). И коварного учителя и развращенного не будут называть великим между народами: то есть книжников и Фарисеев, которым Господь говорил: буи и слепии, что бо более есть, злато ли или церковь, святящая злато (Мф. 23:17)?

Ибо глупый говорит глупое, вместо чего в еврейском написано nabal nabala idabber. Это мы говорим для того, чтобы привести слова Авигеи, сказавшей о Навале Кармильском: «соответственно имена своему он безумен» (1Цар. 20:25). Ибо по истине глупый будет говорить глупое, и сердце его будет делать беззаконие, который убоялся там, где не было страха, и пользуется глупостью вместо мудрости, говоря: несть сей от Бога, яко субботу не хранит (Ин. 9:16). Это и до сего времени делает учитель синагог, чтобы совершать притворство, вместо чего в еврейском пишется oneph, то есть лицемерие (υποκρισία). Поэтому очень часто говорится Фарисеям: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:13). И говорит, говорит он, к Господу коварно: «Учитель, мы знаем, что Ты от Бога и что не заботишься [об угождении] людям: позволительно ли давать подать Кесарю» (Мф. 22:16-17)?

Они истощают души алчущего народа и отнимают питье у жаждущих масс, и сами не входя, и другим не дозволяя входить. Ибо у коварного учителя и князя все орудия и оружие пагубные; он строит ковы для погубления простодушных словом лжи, говоря к обольщенному народу: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7:52). Хотя бы бедный произносил у них суд,— бедный, который, будучи, богат, сделался бедным ради нас, (2Кор. 8). Ибо Христос произносил им суд и правду говоря: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры, аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом веруйте (Ин. 10:37-38).

Этот бедный, произносивший суд, Князь и Господь, будет помышлять о том, что достойно князя, говоря: «Я пришел только к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 15:24). И будет заботиться о неверных, желая спасти неверующих, и стоять над вождями Своими, апостолами, к одному из которых говорит: ты же, человече равнодушне, вождь мой и знаемый мой (Пс. 54:14). Это применительно к еврейскому, с которым Семьдесят во многом несогласны не только относительно слов, но и мыслей. Ибо когда будет царствовать царь праведный и князья его будут управлять правосудно, то будет человек скрывать слова свои,— человек, который по природе есть Бог, и сокроет слова свои, говоря в притчах. Скрывает же как бы от воды текущей, то есть от народа иудейскагоо, который подобно воде, по воле учителей, уносится и увлекается то сюда, то туда. Этот человек, скрывающий слова свои, явится в Сионе, то есть в Церкви, как река славная и текущая в земле жаждущей. Ибо Он явится к народу языческому, который прежде страдал жаждою истины, и жаждущия поля оросит река Божия, о которой написано: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:4), и в другом месте: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Ибо сам Он говорит в Евангелии: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живи (Ин. 7:37-38). Тогда не будут полагаться на учителей, но обратят уши свои к слушанию Господа, и как сердцем, так и языком будут исповедовать мир Господень, оставив глупых начальников и служителей их, которые верующим в Иисуса приказывали молчать. Следующее затем заключает почти тот же смысл, как и еврейский текст, и может относиться к еретикам. Ибо они говорят против Господа ложь, и развращают алчущие и жаждущие души и заставляют их уходить пустыми, так что если они имели что либо доброе по природе, то теряют даже и это по вине учителей, которых все замыслы направлены к тому, чтобы погубить смиренных словами беззаконными и рассеять слова смиренных на суде. При этом также следует заметить, что смиренный и привязанный к земле тот, кто может быть обольщен ими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.1-2 Се бо Царь праведный воцарится, и князи со судом владети начнут. И будет человек сокрываяй словеса своя, и скрыется, аки от воды носимыя: и явится в Сионе яко река текущая славная в земли жаждущей

Воцарился наш Христос, праведный и непорочный, податель всякой правды, учитель того, что превыше закона. Начали владеть также и князи с судом. С судом, говорит, вместо: сокровенно. Будет же праведный царь человеком и по всему братом тех, которые (живут) на земле; ибо Бог истинный, Слово плоть бысть, по Писаниям (Ин. 1:14).

И будет сокрываяй словеса своя; ибо весьма многое изрек в притчах Господь наш Иисус Христос. Который и устами Давида то же самое провозвещает, говоря: отверзу в притчах уста моя, отрыгну сокровенная от сложения мира (Пс. 77:2; Мф.13:35). И не это одно говорит, но и скрыется, аки от воды носимыя. Воде несущейся или речным потокам, стремительно разливающимся по земле, Священные Писания обыкновенно уподобляют нашествие искушений. Итак, когда воздымаются, говорит, их искушения и если бы они шли как вода несущаяся (стремительно). Он скрыется, то есть, неуловим будет для наветов искушающих. Сказал же негде и Давид о Нем, что ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его (Пс. 88:23).

Весьма часто строил ковы народ Иудейский, побуждаемый к сему теми, которые тогда имели руководительство над ним, разумею книжников и фарисеев. Но невозможно было Христу без Своего на то изволения потерпеть что-либо обыкновенно причиняющее скорбь. Так, например, они начали бросать камни в Него, а Он, как говорит блаженный Евангелист, прошел посреде их: и мимохождаше тако (Ин. 8:59), то есть, не заботясь о сем. Будет же для живущих в Сионе яко река текущая славная в земли жаждущей. Для жаждущих, призванных из язычников к познанию Его и не имеющих слова, могущего спасать, Он соделался как бы некою рекою, льющеюся обильными струями, и кроме того славною, то есть, знаменитою.

И другие многие названы (в Писании) реками. Так блаженный Давид, уподобляя рекам святых тайноводителей, почерпающих слово свыше и приемлющих веру, говорил: воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя (Пс. 92:3); ибо удобослышимы были гласы святых Апостолов. Но никто из них не был столь славен, как, без сомнения, поток сладости (Пс.35:9), то есть, Христос, ибо от Него, утверждаем, и другим всем преподана довлеющая способность к тайноводству (совершению таинств) и к внушению верующим животворящего слова Божия.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-8 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно

Как в 11-й главе, после изображенного в 10-й гл. падения Ассирии, Исаия тотчас начинает рисовать картину будущего мессианского времени, так и в 32-й главе он изображает воцарение в Иерусалиме праведного владыки, совпадающее с поражением Ассура. При новом властителе все правители иерусалимские будут охранять справедливость и заботиться о благе народа. Тот, кто теперь не способен внимать божественному откровению, тогда сможет все в этом откровении понять и разъяснить. Кончится также в то время преклонение пред людьми недостойными, и добродетель будет почитаться по достоинству.

Царь. Как видно из других мест книги Исаии (главным образом из 9 и 11-й гл.), праведным царем - праведным в полном смысле этого слова - пророк называл Мессию. Следовательно, и здесь он также обозначает Мессию. Но в противоположность 9 и 11-й главам, пророк не вдается в описание личной деятельности этого царя, а изображает, главным образом, окружающих его деятелей - министров. Это объясняется, вероятно, тем, что пророк и народ признавали в царе Езекии, при котором была составлена эта речь, правителя хорошего, но не были довольны составом его министерства или тайным царским советом.

Степь - собственно сухая, безводная пустыня. В евр. тексте здесь поставлено слово zajon, очень напоминающее название Иерусалима - zijon (игра слов).

Скала представляет собою прекрасное убежище для путника, идущего в пустыне, - лучшее, чем дерево.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону. 

После того, как Господь сам поразит врагов своего народа под стенами Иерусалима и в этом покажет перед всеми силу своей власти и свою верность в сохранении завета, в земле Израильской водворится правда. Постоянными и строгими хранителями правды будут царь и князья – верховные правители, ближайшие сотрудники царя, составляющие постоянный его совет. Они будут управлять по закону – так что каждый гражданин будет иметь возможность пользоваться предоставленным ему правом, а если потерпит насилие от злоумышленников, то всегда найдет защиту в законной власти правителей, карающей злодеев и заставляющей их подчиняться закону.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible