Скрыть
Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет

И во дни года востенут. Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)… оскудеет слава сынов Кидарских (Ис. 21:16). Преста обымание винное, с гумна собрано. Не придет избавление, которого ожидали.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-19 Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет. Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! сбросьте одежды, обнажитесь и препояшьте чресла. Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе; ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся стад, доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину

«Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные!». Когда они преданы будут мучителям, тогда вспомянут о радости праздничных дней, и это возбудит у них скорбь и опасение. Смысл всех этих и последующих слов один и тот же. «Доколе не излиется на нас Дух свыше», т.е. посещение свыше. «И почиет в пустыни суд, и правда в Кармиле вселится» (русск. перевод: «Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле»). Гора Кармил находится близ страны израильской. Именем же горы пророк обозначает спасение и мир страны, подобно тому, как, упоминая Ливан и кедры его, указывает на народ и страну. Все это совершилось с ними после возвращения, почему он и говорит: «спокойствие и безопасность вовеки»: здесь он обозначает не конец мира, но время спасения. «И град будет падать». Хотя во время Зоровавеля против них сражалось многое множество народов, однако они не могли причинить им никакого вреда. Потом – иным образом. «И будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится» (в русск. переводе этих слов нет). Пустыня и города, где совершаются побоища и всегда процветают бои, не отличаются между собою. Какая помощь от судей и судилищ там, где совершается всякое беззаконие? А после прекращения неправды, земля будет пользоваться миром. И будут, сказано, дела правды в мире. Да и как может обретаться мир там, где ссора и состязание? Выслушай говорящего: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал.5:17). Если у нас воля находится в правде, то мы обитаем во граде мира, где совсем не будет какой-либо причины состязания, потому что как неправда бывает началом ссоры, так из правды выходит мир. Не смотри на телесное угнетение, а на ту пользу, какая происходит из того угнетения: часто ведь сражение и состязание бывают причиной мира. Подобно тому, как в то время, когда воины ведут сражение, города и народы пользуются миром, а когда по трусости отстают и не борются с неприятелем, тогда мир исчезает, – так происходит и здесь. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных»: ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум. «Спокойствие и безопасность вовеки». Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются. «И будут живущии в дубравах уповающе, якоже сущии на полях» (в русск. переводе этих слов нет). Обитающий с добродетелью в лесах будет жить безопаснее, чем в городе; напротив, предавшийся неправым действиям, хотя бы был окружен тысячью стен, ничем не отличается от безоружного и незащищенного. Великое благо добродетель, сохраняемая со всяким попечением; но великое зло – грех, т.е. предание себя растлению. «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе» (Еккл.7:19). «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч.14:7).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-19 Женщины богатыя! Встаньте и послушайте голоса моего. Дочери самонадеянныя! Приклоните слух к слову моему. Через [несколько] дней и год вы, самонадеянныя, приидете в смятение: ибо прекратилось собирание винограда и сбора более не будет. Изумитесь, богатыя, придите в смятение, самонадеянныя; разденьтесь и устыдитесь, вместо чего Симмах перевел обнажитесь. Далее следует: препояшьте чресла ваша, ударяйте себя в грудь о земле вожделенной, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа моего будут расти терния и волчцы: во сколько более на всех домах радости в ликующем городе? Ибо дома оставлены: многолюдство города покинуто; мрак и осязание будут над пещерами вечно, радость для диких ослов, пастбища для стад, доколе не излиется на нас дух свыше и пустыня не будет Кармиломъ и Кармил не будут считать лесом. И водворится в пустыне суд, и правда будет пребывать на Кармиле. И делом правды будет мир и плодом правды—безмолвие и спокойствие на века. И народ Мой будет пребывать в красоте мира и в селениях безопасных и в покоище богатом. Но град будет падать на лес и город будет крайне унижен. Блаженны вы, сеющие на всех водах и дающие свободу ноге вола и осла

Семьдесят вместо мрака и осязания, которые будут над пещерами вечно, перевели: и будут селения твои пещерами вечно, что по-еврейски называется ophel и been, относительно которых евреи полагают, что это были две башни в Иерусалиме, высокие и весьма крепкие, называющиеся этими именами. Первая из них значит мрак или туман, потому что ее вершина доходила до облаков. Вторая — испытание и твердость или, как перевел Симмах, искание, потому что глаза, смотря на вершину ее, обманывались. Также в конце отдела они так перевели: блаженны те, которые сеют на всякой воде, где вол и осел попирают. После призвания язычников, когда Христос — царь будет царствовать по правде и князья Его, апостолы и мужи апостольские, будут управлять верующими правосудно, пророческая речь обратится к женщинам богатым, под которыми мы должны понимать или города иудейские, или синагоги того времени или, как большею частью полагают, матрон у богатых людей, бывших некогда в народе иудейском, и к которым, как бы к лежащим после падения, говорится: встаньте. Тем не менее они называются самонадеянными или надеющимися, и заповедуется им, чтобы они слушали слова Господни и помнили о днях и годе, о котором мы впоследствии скажем, по словам самаго Спасителя: Дух Господен на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно (Лк. 4:18-19). И это памятование будет служить им, по Семидесяти, скорбию вместе с надеждою,— что они будут печалиться о том что отреклись от Бога, и будут иметь надежду на спасение, если покаяться. Ибо говорит, что прекратилось обирание винограда и после последнего опустошения, бывшего при Веспасиане, Тите и Адриане, не будет другого плена и у народов не останется виноградных гроздов, которые нужно было бы впоследствии собирать. Поэтому они призываются к плачу и повелевается им обнажить грудь и препоясать чресла свои, потому что земля, бывшая некогда вожделенною, и лоза плодовитая, о которой написано: Аз насадих тя, виноград плодоносен, весь истинен: пало превратился еси в горесть, виноград чужды (Иер. 2:21), разморены и опустошены римлянами.

На земле народа Моего, говорит, будут расти терния и волчцы или трава. Смысл же такой: если землю иудейскую, бывшую землею обетованною, наполнили терния и волчцы, то тем более другие города, которые полны радости и над которыми исполнятся оныя слова евангельския: горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете (Лк. 6:20). Ибо дом [или Господь], то есть храм Мой оставлен, как Я сказал к апостолам: востаните, идем отсюду (Ин. 14:31), и к неверующим: оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:35). Мрак осязаемый покрыл святилища храма и сокровенные таинства, и они сделались не местами хранения сосудов Господних, а пещерами навсегда. Ибо они слышали от Господа Спасителя: дом Отца Моего дом молитвы есть: вы же сотвористе его пещеру разбойником (Лк. 19:46).

Радость, говорит, для диких ослов, пастбища для стад. Это следует понимать или буквально, в том смысле, что все оставлено, или духовно, что по изгнании Израиля, дикие люди и не имеющие познания о Боге обитают в Иудее. И это будет, доколе не излиется на нас Дух свыше, которого Спаситель, восходя к Отцу, обещал верующим, говоря: Вот Я иду и пошлю вам Утешителя, Духа истины (Ин. 16), и опятъ: дондеже облечется силою свыше (Лк. 24:49).

А что сказал выше: еще мало, и будет Ливан Кармилом и Кармил будет считаться лесом: и услышат в день тот глухие слова книги и из тьмы и мрака прозрят глаза слепых (Ис. 29:17), это же самое повторяет в других словах теперь,— что пустыня языческая превратится в богатсво Израиля, а Израиля будут считать за язычников: в это время водворится в пустыне суд, Господь и Спаситель, которому Отец отдал весь суд (Ин. 5:22). И правда будет покоиться на Кармиле, о котором выше сказано: и будет на Кармиле пустыня, потому что суд и правда обитает в пустыне и покоится на Кармиле, называвшемся прежде пустынею. Также делом правды будет мир, который, по апостолу, превыше всякого ума (Флп. 4:7). И плодом правды безмолвие, чтобы не с многоглаголанием иудеев, но коротко с верою поклоняться Богу, и покоиться в безопасном вечном мире, и чтобы в селениях их было то богатство, о котором апостол говорил: благодарю Бога моего о Христе Иисусе, яко во всем обогатитеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме (1Кор. 1:4-5).

Когда же народ христианский будет пребывать или обитать в красоте, или же как перевели LXX, в городе мира, без сомнения в церкви, тогда град, буря и жестокий гнев Господень разразятся над лесом, о котором выше сказано: и Кармил будут считать лесом; и унижен будет город Иерусалим, и по другому Писанию, будет говорить о земле. Если это так и если мы знаем, сколько благ получит церковь и сколько бедствий испытает Иерусалим: то блаженны вы, апостолы и прочие учители, сеющие на всех водах Священного Писания, при которых попирает вол и осел. Вол чистое животное, по причине избрания отцов; осел — нечистый по причине бывшего некогда идолослужения язычников, чтобы составилась церковь Господня из обрезанных и необрезанных. Сказанное выше по Семидесяти на земле народа Моего будут расти терния и волчцы может относиться и к еретикам, и ко всем простецам из верующих, понимающим Священное Писание не так, как это приличествует его важности. Поэтому мы применили одно к одним, другое к другим так, что земля народа Божия еретикам приносит терния, а всем в церкви несведущам — траву.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-14 Жены богатыя, востаните и услышите глас мой: дщери, с надеждею слышите словеса моя: дня летняго память сотворите в болезни с надеждею: потребися объимание винное, преста сеяние, и (собирание) ктому не приидет. Ужаснитеся, сжалитеся, уповавшыя, совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища и в перси бийтеся о селе желаемем и о винограднем рождении. На земли людий моих терние и былие возникнет, и от всего дому радость восхитится: град богат, домове оставленнии, богатство града и домы вожделения оставят: и будут веси пещеры до века, радость ослом дивиим, паствы пастухов

В Божественном и богодухновенном Писании есть обычай имя жен нередко прилагать или к городам, или к селам и. так как главный город – один, то другие города называть дщерями его, как, без сомнения, и Божественный Давид о Сионе или Иерусалиме и окружающих его городах говорит: слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския (Пс.96:8). Ибо всегда почти находятся вокруг матери (городов), над всеми господствующей, малые и подчиненные ей города. Итак в сих словах пред нами вводится сам Спаситель, советующий городам Иудейским и говорящий: жены богатые востаните, и услышите глас мой.

Таким образом убеждает их к тому, чтобы восхотели чтить благопокорливость и принимать слова от Него, то есть, спасительную и евангельскую проповедь. Богатыми же их называет теперь весьма уместно, так как они уже многолюдны и имеют безмерное множество жителей. Только не на долгое время опустеют они и обеднеют так, что не будут иметь ни одного обитателя, если не захотят подклонить выи ума своего предсказаниям его. Итак, о жены, говорит, о дщери! Слышите словеса моя с надеждею, то есть, уже не без награды, но с светлою надеждою. Что же таким образом повелевается им? Память сотворите, говорит, дней года, в который явился Христос и ясно проповедал в городах и селах по всей Иудее.

Ибо Он сам сказал устами Исаии: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником оптущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, исцелити сокрушенныя сердцем, нарещи лето Господне приятно (Ис. 61:1, 2; сн. Лк. 4:18,19). Востаните, говорит, то есть бодрствуйте, и вселив в душе благую надежду, помните дни года, в который, как я сказал, последовала проповедь от Спасителя всех нас Христа. Повелевает же делать сие не ослабно и не беззаботно, но как бы с тщанием и с внимательностью, ибо так именно совершается успешно доброе.

В этих словах показывает, что Израильтянам не пройдет безнаказанным, а напротив будет виною всякого позора и несчастия нежелание их принимать от Христа слово. Ибо города по всей Иудее должны были подвергнуться опустошению, когда все их сожгла рука Римлян, так что они оказались без граждан, наилучшие местности разрушены, едва имевшие силу бежать предавались бегству, теряли дома и богатства, и некогда многолюдный город или село становилось жилищем зверей. Если же кто желает находить и духовный смысл в предложенных словах, тот может разуметь следующее. Собиранием винограда (объимание винное), как я думаю, и сеянием называет силу мысленного благоплодия, по которой мы становимся благоугодными Богу, не как бы терние рождающие многовидный грех, но почитаемые у Бога как тучная и благоплодная земля.

Итак лишились мысленного благоплодия несчастные Иудеи, мысленный виноградник стал землею рождающею терние. Ибо Он ждал, говорит, да сотворит гроздие, сотвори же терние (Ис. 5:40). Сказано же и устами пророка об Израиле, что ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы еже сотворити муку (Ос. 8:7). Итак потребися, говорит, объимание винное, то есть, уже не будешь ты носить имя виноградника, так как нет у тебя ничего зрелого. Преста сеяние, ты не будешь землею рождающею доброе и питательницею садовых плодов. Посему то, и по всей справедливости, ужаснитеся, то есть, изумитесь и удивитесь. Сжалитеся уповавшия. Вы, говорит, древле велемудрствовавшие на Бога, когда увидите свое сердце лишенным всякого блага, тогда, именно тогда сжалитеся, совлецытеся, наги будите, препояшите чресла, и в перси бийтеся о селе желаемом и о винограднем рождении.

Поводом к плачу, говорит, служит погибель и совершенное исчезновение поля желанного и виноградника удивительного. Знаменует же этим Израиля. Изъясняет это и иначе, и говорит, что на земле людей моих терние и былие возникнет. Ибо опустошен был, как я сказал, Израиль: Бог оставил виноградник свой и облакам заповедал не орошать на него дождя. И стал он радость ослом дивиим, паствы лукавых пастухов, то есть, нечистых духов. Так и блаженный Давид, выражаясь об Израиле, как о винограднике, говорит к Спасителю всех Богу: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и (Пс. 79:9). За тем присоединяет, говоря: вскую низложил еси оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и (Ис. 13:14). Ибо как землевладельцы пренебрегают пустошами и никакого внимания нет им, хотя бы приносился им всякий вред: так и любящий добродетель Бог наш оставляет душу и являет ее лишенною всякого благоволения, если она не будет иметь плодов добродетели.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет

В 29 гл. (ст. 2 и сл.) пророк говорил, что до осады Иерусалима оставался год. Здесь же он прибавляет к году еще неопределенное число дней, так как имеет в виду опустошение всей иудейской земли, которое должно было совершиться несколько позднее осады Иерусалима.

См. также Толкование на Ис. 32:9

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

9-10 Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам. Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет. 

Так как пребудет только совет праведных, а совет злых погибнет, то пророк и переходит к изображению предстоящих перемен в жизни народа, но при этом, предызображая запустение страны, пророк с утешением обращается к женщинам, чтобы они склонные отдаваться постигающему их горю всецело и безрассудно, не дошли до отчаяния. Посему, не умаляя бедствий, чтобы возбудить дух истинного покаяния, он, однако, поселяет в их души надежду. – Женщины богатые и потому беспечные, а еще более беспечные девицы, дочери богатых родителей, были, конечно, менее всех внимательны к строгому слову пророка о покаянии; теперь же и они должны слушать его и с уверенностью принять откровение Божие о судьбе своего отечества. Они должны вспомнить «день летний» – тот, когда они с живейшей радостью и громкими песнями собирали обильный виноград или любовались на тучные колосья пшеницы... Увы, скоро прекратится насаждение виноградных лоз и снимание виноградных гроздьев, – прекратится посев и сбор пшеницы, и не пройдут эти дни долго-долго!.. Вот где место болезненной скорби, однако – не отчаянию, а только покаянию и самому искреннему.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible