Скрыть
И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно

«И ксему не будут уповающе на человеки» (в русском переводе этих слов нет). Приявши благодать, они получили пользу для душ. «И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать». Итак ясно, что недостаточно слушать, а нужно еще понимать: что пользы в том, если разум не разумеет?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-8 Вот царь будет царствовать по правде и князья будут управлять правосудно. И будет человек как скрывающийся от ветра и прячущийся от бури: как ручьи вод при жажде и тень скалы, возвышающейся в земле пустынной. Не помрачатся глаза видящих, и уши слышащих будут слушать внимательно. И сердце глупых будет понимать знание и язык косноязычных будет говорить быстро и ясно. Не будут более называть неразумнаго князем и коварною не будут называть великим. Ибо глупый говорит глупое и сердце, его будет делать беззаконие, чтобы совершать притворство и говорить к Господу коварно, и истощить душу голоднаго и отнять питье у жаждущаго. У коварнаго пагубныя орудия: ибо он составил замыслы для погубления кротких словом лжи, хотя бы бедный произносил суд. Князь же будет помышлять о том, что достойно князя, и сам будеть стоять над вождями

По Семидесяти Толковникам, которые связали: ибо вот царь праведный будет царствовать и князья будут управлять правосудно дальнейшее следует соединить с предшествующим, то есть с тем, чем закончен предшествующий отдел: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме. По еврейскому, по окончании предшествующего пророчества о низходивших в Египет, теперь начинается другое пророчество, и именно о пришествии Христа и Его апостолов. Ибо этот царь будет царствовать праведно, не делая лицеприятия на суде, и князья его будут управлять по правде, смотря на дела, а не на людей. И кто будет под тению Его, тот так будет безопасен во время скорби, тесноты и бури мира сего, как тот, кто, убегая от ветра и бури, скрывается в безопасном месте и кто нашел весьма чистые источники в пустыни или кто, при сильном зное, когда солнечный жар все иссушает, нашел покой под возвышающеюся скалою.

Где мы сказали: как ручьи вод при жажде, там Семьдесят перевели: и явится в Сионе, как река текущая. Ибо слово еврейское, о котором мы выше сказали, basaion, что значит в жажде, или в сухости и в непроходимом, Семьдесят и Феодотион перевели в Сионе, вместо saion, то есть жажда, читая Sion, который пишется теми же буквами. Итак, когда будет царствовать Христос и князья Его будут управлять правосудно, тогда не помрачатся глаза верующих и со вниманием будут слушать уши слышащих, которые прежде были глухи, и сердце некогда глупых будет понимать знание и язык косноязычных и немых, не могший говорить о Христе, будет ясно и открыто исповедовать Господа.

Не будут более называть неразумного князем: ибо Бог сделал глупою мудрость века сего (1Кор. 1). И коварного учителя и развращенного не будут называть великим между народами: то есть книжников и Фарисеев, которым Господь говорил: буи и слепии, что бо более есть, злато ли или церковь, святящая злато (Мф. 23:17)?

Ибо глупый говорит глупое, вместо чего в еврейском написано nabal nabala idabber. Это мы говорим для того, чтобы привести слова Авигеи, сказавшей о Навале Кармильском: «соответственно имена своему он безумен» (1Цар. 20:25). Ибо по истине глупый будет говорить глупое, и сердце его будет делать беззаконие, который убоялся там, где не было страха, и пользуется глупостью вместо мудрости, говоря: несть сей от Бога, яко субботу не хранит (Ин. 9:16). Это и до сего времени делает учитель синагог, чтобы совершать притворство, вместо чего в еврейском пишется oneph, то есть лицемерие (υποκρισία). Поэтому очень часто говорится Фарисеям: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:13). И говорит, говорит он, к Господу коварно: «Учитель, мы знаем, что Ты от Бога и что не заботишься [об угождении] людям: позволительно ли давать подать Кесарю» (Мф. 22:16-17)?

Они истощают души алчущего народа и отнимают питье у жаждущих масс, и сами не входя, и другим не дозволяя входить. Ибо у коварного учителя и князя все орудия и оружие пагубные; он строит ковы для погубления простодушных словом лжи, говоря к обольщенному народу: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7:52). Хотя бы бедный произносил у них суд,— бедный, который, будучи, богат, сделался бедным ради нас, (2Кор. 8). Ибо Христос произносил им суд и правду говоря: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры, аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом веруйте (Ин. 10:37-38).

Этот бедный, произносивший суд, Князь и Господь, будет помышлять о том, что достойно князя, говоря: «Я пришел только к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 15:24). И будет заботиться о неверных, желая спасти неверующих, и стоять над вождями Своими, апостолами, к одному из которых говорит: ты же, человече равнодушне, вождь мой и знаемый мой (Пс. 54:14). Это применительно к еврейскому, с которым Семьдесят во многом несогласны не только относительно слов, но и мыслей. Ибо когда будет царствовать царь праведный и князья его будут управлять правосудно, то будет человек скрывать слова свои,— человек, который по природе есть Бог, и сокроет слова свои, говоря в притчах. Скрывает же как бы от воды текущей, то есть от народа иудейскагоо, который подобно воде, по воле учителей, уносится и увлекается то сюда, то туда. Этот человек, скрывающий слова свои, явится в Сионе, то есть в Церкви, как река славная и текущая в земле жаждущей. Ибо Он явится к народу языческому, который прежде страдал жаждою истины, и жаждущия поля оросит река Божия, о которой написано: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:4), и в другом месте: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Ибо сам Он говорит в Евангелии: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живи (Ин. 7:37-38). Тогда не будут полагаться на учителей, но обратят уши свои к слушанию Господа, и как сердцем, так и языком будут исповедовать мир Господень, оставив глупых начальников и служителей их, которые верующим в Иисуса приказывали молчать. Следующее затем заключает почти тот же смысл, как и еврейский текст, и может относиться к еретикам. Ибо они говорят против Господа ложь, и развращают алчущие и жаждущие души и заставляют их уходить пустыми, так что если они имели что либо доброе по природе, то теряют даже и это по вине учителей, которых все замыслы направлены к тому, чтобы погубить смиренных словами беззаконными и рассеять слова смиренных на суде. При этом также следует заметить, что смиренный и привязанный к земле тот, кто может быть обольщен ими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-8 И ксему не будут уповающе на человеки, но ушы вдадят на слышание, и сердце изнемогших вонмет послушати, и языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир: и ксему не рекут юродивому владети, и ксему не рекут слуги твои: молчи. Юрод бо юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, еже совершати беззаконная , и глаголати на Господа прелесть, еже растлити души алчныя и души жаждущыя тщи сотворити. Совет бо злых беззаконная совещавает, растлити смиренныя словесы неправедными и разсыпати словеса смиренных на суде. Благочестивии же смысленне совещаша, и той совет пребудет

Смысл изложенного весьма хорошо применяется и к призванным верою из язычников, и к потомкам Израиля. Поклонники лжеименных богов, доверившись людям, которые пользовались во мнении их славою мудрости и почетом величайшей учености, доведены были до странного и ложного умопредставления, ибо находились в заблуждении и говорили древу: отец мой еси ты, и камени, ты мя родил еси (Иер. 2:27); и богами именовали тех, которые не суть боги. Иудеи же, внимая руководителям своим, не принимали веры в Господа нашего Иисуса Христа, так как сведущие в Священных Писаниях думали, что они лучшие дают советы, и не неведают угодное Богу и наиполезнейшее подчиненному им народу, итак, ксему не будут, говорит, уповающе на человеки, но уши вдадят на то, чтобы слышать слово Спасителя, и сердце изнемогших некогда, наконец укрепившись к разумению, вонмет послушати. Языцы же немотствующии, то есть, некогда не умевшие правильно говорит (ибо немотствование есть как бы невозможность говорить что либо во славу Бога, но трата слов на песнословие лжеименных богам), научатся, говорит, глаголати мир. Говорить мир есть не иное что, как на устах иметь Христа и дела Его: Той бо есть мир наш, по Писаниям (Еф. 2:14).

Немотствование же у Израильтян состоит в том, что они не выносят речи о таинстве Христовом, но постоянно говорят о законе, заключающихся в нем тенях и (правилах) учителей. Но и сии престанут, говорит, и вся речь у них будет о Христе. А что они уже не будут выносить древних учителей, это Он разъяснил, сказав: и ксему не рекут юродивому владети. Юродивы, бесспорно, Эллинские мудрецы, ибо обюродела премудрость мира сего (1Кор. 1:20). Юродивы и Иудейские наставники и учители, не познавшие написанного сеновно в законе и не уразумевшие слов святых пророков. Итак, не рекут уже юродивому владети, но также и слуги юродивых не рекут учащимся у них: молчи. Во имя Вельзевула говорили мудрецы мира сего и были изобретателями учений неправых, хладных и сверх того нечестивых. Но если бы кто захотел противостать их болтовне и изобличить ее в нелепой лжи, то на сего нападают некоторые из обыкших служить оным (мудрецам) и приглашают молчать, желая, чтобы слова оных не встречали противоречия. Так рассказывают, что у Пифагоровых учеников, болтавших иногда пустое и смешное, когда многие выражали недоверие к сему, был обычай говорить сие: «сам сказал», то есть, молчи, и без исследования давай веру изобретателю учения. Итак, ксему не рекут, говорит, слуги твои: молчи. Юрод бо во всяком случае юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет, имея одну цель – совершати беззакония, и глаголати на Господа прелесть. Ибо прелестью (заблуждением) и ничем другим оказывается тот вздор, который сочинен у Эллинов против славы Божией, дабы растлит души алчные и души жаждущыя тщы сотворити.

Иногда некоторые и желают учиться; но потом приступая к оным (мудрецам) без рассуждения, не получают совершенно никакой пользы, хотя и оказываются сильно алкавшими и жаждавшими научиться чему либо необходимому для них и полезному для спасения души. Но совет, говорит, злых беззаконная совещавает, и к тому направлен, чтобы души растлити словесы неправедными, и разсыпати словеса смиренных на суде. Ибо любители мирской мудрости и защитники превратных мнений ратуют против учения святых тайноводителей, коих (пророк) и называет смиренными, и все старание полагает на то, чтобы рассыпати словеса их, хотя и бывшие на суде, то есть, не небрежно, а напротив, с рассуждением и в премудрости, которая свыше и от Бога. Этому, я думаю, научает, присоединяя: благочествии же смисленне совещаша, и той совет пребудет. Исчезла крикливая говорливость мудрецов мира сего, так как возобладал совет благочестивых, то есть, научение или проповедь. И благочестивыми мы называем тех, которые для живущих по всей земле священнодействуют Божественное и Евангельское слово.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно

Очи видящих - уши слышащих. Некоторые толкователи видят здесь просто обозначение людей, владеющих всеми чувствами, но не желающих ими пользоваться, закрывающих свои глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать того, что им не нравится (Nägelscbach). Но, принимая во внимание то, что говорил пророк раньше о состоянии пророков и прозорливцев его времени (Ис. 29:9-10), мы и здесь усматриваем указание именно на пророков, удостаивавшихся видеть видения и слышать откровения от Бога. Тогда эти пророки будут беспрепятственно совершать свое великое служение.

Легкомысленные и косноязычные. Это ложные пророки или лучше тогдашние руководители общественного мнения, не способные сами отличать правды от лжи, не могшие передать другим свои мысли понятным языком.

См. также Толкование на Ис. 32:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. 

Когда Господь поразит грозное войско Ассирийское, которого так боялись царь и жители Иерусалима, то все признают над собой Его власть; а потому и не будут надеяться на помощь от людей, хотя-бы и столь сильных, как Египтяне. Тогда все уши слышащих будут внимать или охотно и внимательно будут слушать истинного пророка – провозвестника воли Божией и руководителя в жизни богоугодной. И те, чье сердце прежде изнемогало от страха перед врагами и недоверчиво было к слову истины, и те, когда увидят исполнение слов пророческих о спасении Сиона, то будут внимательно слушать все последующие увещания и утешения пророков, как провозвестников истинных судеб Божиих. И язычники, доселе немотствующие – незнающие истинного Бога и озлобленные против Иудеев, как-бы звери бессловесные, не вступали в мирный союз с ними и не говорили о мире, теперь, когда увидят над собою поразительное могущество Бога иудеев, именно по чувству страха перед Ним, будут говорить о мире или помышлять о добром союзе с «истинными чтителями истинного Бога, а через них и с самим Богом (Ис29:23-24; Ис33:7,10-13).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible