Скрыть
Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя

Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены. Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне. Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты. Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя

Что ты говоришь? Когда их «обижают», то почему же не обижают? Это тебе так кажется, но в действительности не то. «И отвергаяй вас» отвергает не вас, но себя самого. Вещи непостоянны. «Если буен, то один потерпишь» (Притч.9:12). Хотя мы видим многих, желающих вредить другим, тем не менее, никто не вредит им, а каждый – самому себе. Злой – зол только для себя самого. «Коварное сердце не найдет добра», говорится (Притч.17:20). «Гнев губит и разумных» (Притч.15:1); прогневавшийся же муж безобразен; он изменяет цвет лица не того, на кого гневается, а – только свое; хотя гневающийся бранится, тем не менее он получает рану в свое сердце. В другом месте говорится: «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» (Притч.10:26). Каждый связывается собственными узами, беззакония поистине губят человека. «И яко молие в ризе, тако предани будут» (в русском переводе этих слов нет).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе грабителю: не будешь ли и сам ты ограблен? и презирающему: не будут ли и тебя самаго презирать? Когда кончишь разграбление, οграбят и тебя; когда утомившись перестанешь презирать, будут презирать и тебя

Он сказал об апостолах и учителях церквей: блаженны сеющие на всякой воде, где вол и осел попирают; теперь обращает проклятие к преследователям их или скорее против князя их, обладающего душами нечестивых, что они получат воздаяние за все сделанное ими и что теперешняя сила послужит причиною будущих мучений. Поэтому по Семидесяти говорится: горе делающим вас несчастными: ибо никто не делает вас несчастными. Смысл же такой: когда они, насколько возможно, преследуют вас и подвергают различным мучениям, то считают умерщвляемых и мучимых несчастными. Но никто не может сделать вас несчастными, потому что они имеют власть не над душою, а над телом, и кто отвергается вас, тот отвергается не вас, а того, кто послал вас, по словам, которые Спаситель говорит ученикам: отметалися вас Мене отметается: отметалися же Мене отметается пославшаго Мя (Лк. 10:16). Таким образом преследователи будут пленены и преданы вечному огню. И как моль [съедает] одежду, так вечный пламень будет съедать их. Об этом пишется и в конце сего пророчества: червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис. 66:24).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Горе обидящым вас! вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас) , и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут

Блаженными называет сеющих при всякой воде, идеже вол и осел попирает. И мы говорили, что чрез сие знаменуются как из Иудеев, так и из язычников призванные верою к познанию Христа. Но естественно было некоторым рассуждать и затем говорить: каким образом блаженны таковые, когда их преследуют мудрствующие мирское, всегда окружают их невыносимыми опасностями, и часто доводят даже до самой смерти? Посему речь пророка переходит к утешению уверовавших и говорит: горе обидящим вас, вас никтоже изобидит.

Ибо пострадать ради Христа для святых есть дело славное, а для воздвигающих гонения погибельное. Таким образом они являют несчастными себя самих, а отнюдь не пострадавших, так как страждущие со Христом и соцарствуют Ему (сн. Рим. 8:17 и 2Тим. 2:12). А если кто либо отвергнет вас, говорит, то он себя самого отвергает; потому что пленени будут обыкшие делать сие, то есть, не избегнут Божественного гнева, но будут как бы пожираемы от посланных на них наказаний, подобно тому как одежда от моли. Итак, подвиг для святых, как я говорил, служит виновником вечных благ; а желание делать зло тем, которые преданы Богу, не останется безнаказанным для делающих сие, но напротив, послужит причиною самого крайнего наказания.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-12 Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне

Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи - очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения.

Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885-860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение.

Грабитель - возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8).

Когда кончишь. Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. 

У Израиля много врагов, питающих к нему непрестанную вражду и желающих его гибели; но горе этим людям: они не могут нанести обиды народу Божию; они желают отвергнуть или удалить народ с его родной земли или, по крайней мере, обессилить его, но за это они сами будут побеждены и сделаются жертвою плена; к позору своего могущества, они будут не только побеждены, но и выброшены из святой земли также легко, как вытряхивают моль из одежды.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible