Скрыть
Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-16 Если только Езекия, ходяй в правде, глаголяй правый путь… хлеб ему дастся, и вода его верна. За искреннее благочестие и правоту нравов Езекию благословил Бог земными плодами и неоскудевающим обилием вод.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

«Тот, кто ходит в правде (во Христе), и говорит истину». Много есть таких, которые ходят сообразно с правом, не потому, что любят право, а ради страха Божия. Не так поступает праведник: он ненавидит «корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла». Он (праведник) называет неправду злом, о котором не желает и слышать: такова и есть добродетель. «Праведник ненавидит ложное слово» (Притч.13:5). Для него как бы невозможно видеть и слышать зло.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-19 Слушайте, дальние, что сделал Я, и вы, ближние, познайте силу Мою. Устрашились грешники в Сионе, трепет овладел лицемерами. Кто из вас будет в состоянии жить с огнем пожирающим? Кто из вас будетъ жить с вечным пламенем? Тот, кто ходит в правдах и говорит истины, кто презирает корысть от притеснения и отрясает руки свои от всякаго дара, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он будет обитать на высотах; укрепленныя скалы,—высота его; хлеб дан ему, воды его — надежныя. Глаза его увидят Царя в красоте Его: узрят землю отдаленную. Сердце твое будет поучаться страху. Где книжник. Где взвешивающий, слова, закона? Где учитель детей. Не увидишь народа неразумнаго [или безстыднаго], народа с высокой речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, в котором нет мудрости

Так как дороги опустели, не стало ходящего по путям, нарушен договор с народом иудейским, разрушил Бог города их, не причислил их к людям: то вы, отдаленные, послушайте о том, что Я сделал, и приблизьтесь, чтобы познать силу Мою.Устрашились или отпали бывшие в Сионе грешники или нечестивые и трепет овладел [или овладеет] лицемерами, которым Господь говорил в Евангелии: горе вам, книжницы и фарисее лицемери (Мф. 23:14). Кто из вас будет в состоянии жить с тем, Кто есть огнь поедающий? Кτο будет жить с пламенем вечным? Или по Семидесяти: кто возвестит [или возвестил] вам, что горит огонь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его? Кто таким образом будет в состоянии жить с Богом или возвестить о грядущих наказаниях? Всякий, кто подобен описанному в пророческой речи,— кто ходит во многих правдах и не раз, но всегда любит правду, и не в одном случае, но постоянно говорит истину, кто презирает корыстолюбие, которое есть мать притеснения. Ибо деньги никем не скопляются без вреда и зла для другого.

И отрясает руки свои от всякаго дара: потому что дары ослепляют глаза даже мудрых. Ктo затыкает уши свои, чтобы не слышать суда крови. Всякое беззаконие, и притеснение и неправда есть суд крови, и хотя не убивает мечом, но погубляет волею.

И закрываетъ глаза свои, чтобы не видеть зла. Счастлива совесть, не слышащая и не видящая зла. Итак, кто таков, тот сам будет жить на высотах, то есть в царстве небесном, или в высокой пещере весьма крепкой скалы, во Христе Иисусе: эта скала Израилева следовала за народом, чтобы он пил из нея и защищался ея силою. Ему дается хлеб и воды его надежныя: баснословия языческия понимают под ними амброзию и нектар; мы же будем объяснять хлебы и воды весьма надежныя в смысле закона Божия. Итак, кто таков, тот увидит Царя Христа во славе Его, о котором выше говорится: вот царь праведный будет царствовать и князья его будутъ управлять по закону. И глаза его узрят землю отдаленную, которую долго ждали, землю кротких и милостивых, о которой в Евангелии написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5) или, находясь на небе, будут презирать землю.

Сердце твое будет поучаться страху, чтобы исполнив все, сказать с апостолом: ибо несмь достоин нарещися апостол, зане гнах церковь Божию (1Кор. 15:9). Ибо начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10).

Где книжник! Где взвешивающий слова закона? Где учитель детей? Где, говорит, книжники и фарисеи, которые, взвешивая слова закона, обольщали несчастный народ, которого теперь Писание называет детьми, детьми по уму, детьми по разумению. Когда же глаза верующего увидят Царя в Его величии и сердце его будет поучаться страху; тогда он не увидит народа неразумнаго [или безстыднаго], народа иудеев или философов и ораторов мирских, рукоплещущих себе за ученость или за мирское красноречие, о которых теперь он говорит: народа с высокою речью, так что ты не мог бы понять красноречия языка его, все украшение которых заключается в словах, имеющих только листья и тень речей, но не обладающих плодом истины.

Наконец следует: в котором нет мудрости: о них и в другом месте говорится: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (1Кор. 1:19). Почему? Потому что Бог сделал глупою мудрость века сего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-19 Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды и руце оттрясаяй от даров: отягчаваяй ушы, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкаго: хлеб ему дастся, и вода его верна. Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча, душа ваша поучится страху Господню: где суть книгочии? где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя малы и велики люди? имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженым, и несть слышащему смысла

Весьма ясно показал пророк, что некоторые одержимые нечестием против Христа сойдут во ад для наказания и подвергнутся неугасимому пламени. Теперь же благополезно присоединяет и ставит на вид: кто суть те, которые должны получить жизнь вечную и в свое время будут изобиловать от Него дарованиями, очевидно Божественными и духовными? Ходяй, говорит, в правде, то есть, чтущий дела справедливости и подвизающийся в жизни изрядной; глаголяй правый путь, то есть, на устах имеющий все то, что ведет к правоте; ненавидяй неправды и всякий кто стоит выше любостяжания, враг взимания подарков; отклоняющий слух свой от суда крови, отвращающий также и очи от того, чтобы не увидеть что либо неправедное: сей вселится в высоце пещере камене крепкаго, так как в безопасности, говорит, будет и имея жилище как бы на скале, найдет непоколебимое пребывание во всем вожделенном.

Вероятно также, что в этих словах скалою именуется и Господь наш Иисус Христос, в Котором как бы некая пещера умопредставляется Церковь, имеющая безопасное и непоколебимое пребывание в благосостоянии. Ибо ты еси Петр, говорит спаситель, и на сем камне созижду (осную) Церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Обитающему, говорит, в таковой скале дастся хлеб и вода верна дарована будет, так как живущим в Церкви подается от Бога и Отца хлеб жизни Христос (Ин. 6:35), а равно и вода верна, очевидно святого крещения, являющая верными и твердыми тех, которые удостоены его; (ибо благодать святого крещения подается очищенным чрез святое крещение). Приявшие же Царя со славою узрите, говорит, то есть Христа. Увидите также и землю издалеча, как еще не видевшие земли, о которой говорит спаситель: блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Очами ума мы уже созерцаем ее как бы находящеюся вдали и этим навыкаем поучаться страху Божию, дабы нам быть в ней и, исполненным дарований чрез Христа, вместе с прочими святыми славословить Его.

Изложив ясно награды для тех, которые решились жить благочестиво, опять переходит к возвещению печального, справедливо порицая учителей Иудейских за то, что они, по своему неразумию, лишились возможности благоденствовать посредством благодати свыше и, прияв веру, иметь боголюбивое упражнение в добродетели. Но они, несчастные, этого не делали, а напротив, многообразно уличаемы были как впавшие в состояние наипостыднейшее. Ибо, хотя они имели обыкновение постоянно говорить о законе и тщательно занимались изречениями святых пророков, чтобы таким образом познать явившегося к ним в человеческом образе Бога Слово, воссиявшего живущим на земле, однако не познали Его, или быть может и уразумев таинство, они, жестокие, восстали на Него. Узнав Сына, посланного от Бога и Отца после слуг, они говорили: сей есть наследник: приидите убием его, и удержим себе достояние его (Мф. 21:38). И подлинно, что касается цели их нападений на Христа, они убили Его (хотя Он и не был удержан вратами ада), возбудив против Него находившийся под властью их народ, который вопил против Него, говоря Пилату: возми возми, распни Его (Ин. 19:15).

И по сей причине, как повинные в самом крайнем нечестии и обремененные преступлением убийства Господа, они соделались чужды надежды на Христа, лишились близости к Богу и впали в неотвратимые бедствия. Посему говорит к ним: где суть книгочии? вместо: в каких оказались они бедствиях? Книгочиями же называет книжников. Где суть совещавающии? А эти кто? Это – назначенные для священнодействия, о которых закон Моисеев говорит: понеже устне иереовы сохранят суд, и закона взыщут от уст его (Мал.2:7). Ибо наставлениями священников руководствуется находящийся под их властью народ. Итак где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя (собираемые) малы и велики люди? Здесь у меня опять усматривай указание на книжников и священников или фарисеев, которые собрали против Христа находившийся под их властью народ. Они сделали сбор людей малых и великих, которые, окружив Пилатово жилище, требовали отпустить им убийцу Варавву и распять совершенно ни в чем предосудительном не изобличенного, разумею Христа, ибо Он греха не сотвори (1Пет.2:22).

О сем упоминают Матфей и Марк, блаженные Евангелисты. Когда Пилат говорил, что на праздник им скорее подобает отпустить Иисуса, ни в чем не согрешившего, то архиерее и старцы, как говорит Матфей, наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят (Мф. 27:20). Это же самое и Марк, как я сказал, весьма ясно говорит (Мк. 15:11). Итак где исчитаяй питаемые (собираемые) малы и велики люди, имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженным, и несть слышащему смысла? Весьма трудно сочетание слов в этом изречении и неудобосозердаем заключающийся в них смысл. Скажу, сколько возможно. Где, говорит, исчитаяй собираемые малы и велики люди, каковым людям не совещали? Большая часть народа, как видно, не знала, что Христос, против Которого они вопили, есть Сын Божий, а делала сие скорее потому, что знавшие, то есть вожди, не советовали им принимать веру в Него. Народ, сказано, не ведяше глубокий глас имущего, то есть Христа.

Имеющим глубокий глас именует Его потому, что словеса Его сокровенны и как бы в загадках и притчах. Так и чрез лиру Псалмопевца Он вводится говорящим следующее: отверзу в притчах уста моя, отрыгну сокровенная от сложения мира (Пс. 77:2; Мф. 13:35). И с Иудеями Он говорил в притчах. Итак не советовали народу, говорит, но ниже ведяше глубокий глас имущего. Не советовали же, яко не слышати людем уничтоженным; потому что если бы и советовали, то не услышал бы народ уничиженный. Напротив, блаженны те, кои познали Искупителя. Но не было, говорит, слышащему смысла; ибо, будучи несмысленны, Иудеи не испытывали слова вождей своих и не разбирали, советуют ли они полезное, или делают противоположное.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

Но есть некоторые люди, которые хотя и не получают денежного вознаграждения благодаря власти, однако щедро раздают священные звания за человеческие милости, а также ищут за эту щедрость только воздания в виде похвалы. Конечно, они не воздают милостями за то, что получено милостями, потому что за неизмеримый долг святости желают денег одобрения. Поэтому хорошо говорит пророк, когда описывает доброго мужа: кто удерживает руки свои от всякого дара. Ведь не говорит: Кто удерживает руки свои от взяток, но добавляет «от всяких», потому что один дар от повиновения [имеющему власть], другой - от руки, третий - от языка. Дар от повиновения, конечно, - подчинение неправильное и чрезмерное, дар от руки - деньги, дар от языка - одобрение. Следовательно, кто распределяет священные звания, тот удерживает руки от всякой взятки, когда в божественных делах не только никаких денег, но даже человеческой благодарности не ищет.

Сорок бесед на Евангелия


Следует также знать, что сам обман тремя способами скрепляется, потому что за него, без сомнения, ожидается или молчаливая благодарность сердца человеческого, или одобрительное отношение, или какое-нибудь внешнее дело. Против которого правильно говорится через пророка о справедливом муже: Блажен, кто удерживает руки свои от всякой взятки. Но справедливый человек также от всякой взятки от руки дающей удерживается, потому что ищет в том, что правильно делает, не пустой похвалы человеческого сердца, и не похвалы уст, и не получения даров из рук.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Исидор Севильский, свт. (†636)

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

Принимать дары - значит уклоняться от истины. Поэтому справедливо говорится: «Кто удерживает руки от всяких даров, тот живет в горней обители».

Сентенции

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Кто же будет обитать в Сионе, где будет место вечного спасения? – Тот, кто праведен, согласует свои действия и планы с законом Божиим, с презрением смотрит на изменников закона, отказывается принять дары и даже не решается прикоснуться к ним, как к нечистоте, оскверняющей человека, – кто намеренно становится глухим, чтобы не слышать оправдания кровопролития, и намеренно закрывает глаза, чтобы не видеть неправды, только этот будет обитать на Сионе, как-бы в высокой каменной пещере, устроенной на твердой скале; он будет обитать благонадежно и благополучно: ему дан будет хлеб и вода его будет верна – не оставит его, не иссякнет. Так жил враг нечестия и ревнитель правды Божией, великий пророк Илия в пещере, при потоке Хориве, где ворон приносил ему пищу.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible