Скрыть
Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 21-23 Яко имя Господне велико нам есть, потому что соделал нам преизбыточествующее спасение. Светлость и широта, потому что заповеди и учение Его - для нас пространная светлая область. Да не царствует над нами господство владык, то есть господство князей Ассириян. И сильный, кто бы он ни был, не пройдет по ней, то есть никакой иной народ, после страшных бедствий, постигших Ассириян, не пройдет по земле Иерусалима. Ибо Господь - судия наш. Господь - законодатель наш, Господь - царь наш: Он спасет нас. Прервашася ужя твоя, яко не укрепишася. Речь обращена к Иерусалиму, жители которого предались бегству и не имели в себе крепости. Щогла твоя преклонися, не распустит… знамения, потому что не усмотрели чуда. Пока не разделили добычи, то есть князья твои, Иерусалим, трепетали и пребывали в страхе, пока не познали, какую чудную брань Господь воздвиг на врагов их. Когда же укрепились, тогда вошли в стан неприятельский и, не найдя в нем никого, начали делить добычу. Мнози хромии плен сотворят. Хромыми пророк называет тех Иудеев, находившихся в городских стенах, которые, избавившись от осады, вышли и забрали как добычу мсков (мулов) и всех вьючных животных, оставшихся после умерщвления Ассириян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас

Будучи нашим Князем, Он подвергнет нас наказанию.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 20-24 Воззри на Сион, на город торжества нашего: глаза твои увидят Иерусалим, жилище богатое, скинию, которую нельзя будет перенести, и не выдернутся колья ея во века, и все верви ея не порвутся. Ибо только там возвеличился Господь наш: место для рек ручьи весьма широкие и обширные: не пройдет чрез него гребное судно и большой весельный корабль не переступит его. Ибо Господь судия наш, Господь законодатель наш, Господь царь наш, Он спасет нас. Ослабли веревки твои и не будут крепки: такою будет мачта твоя, что ты не будешь в состоянии растянуть [на ней] знамя. Тогда разделят добычи многих грабежей: хромые будут расхищать награбленное. И не скажет сосед: я ослабел: с народа, обитающаго в нем снимется беззаконие

Праведник, которому выше было сказано: сердце твое будет поучаться страху и ты не увидишь народа неразумнаго и который прежде слышал: Царя в красоте Его увидят глаза Его! Воззри на Сион, на город торжества нашего, посмотри на Церковь Христову, в которой истинное торжество: глаза твои увидят видение мира, и неожиданное богатство, которого не видел глаз, не слыхало ухо, и которое не приходило на сердце человеку, и скинию, которую нельзя будет перенесть. Ибо прежде скиния, которую имел народ иудейский, была перенесена и уничтожена.

И не сдвинутся колья ея во века и все веревки ея будут крепки, так что Господь будет обитать в ней, служащей местом для всех рек и текущих ручьев, но которым никто с противной стороны не будет в состоянии плавать, и большой весельный корабль, который означает диавола, не будет в состоянии переступить его: ибо сам Господь есть судия, и князь, и царь, и Спаситель наш, и, при Его защите, мы не боимся ничьих ков. Это сказано о Сионе, городе торжества нашего, и об Иерусалиме, жилище весьма богатом, которое сам Господь окружит и укрепит Своими реками. Теперь же говорится к земному Иерусалиму, что ослабли веревки скинии его и не могут поддерживать завесы, и мачта его, на которой некогда висели весьма красивые паруса, упала вследствие порвавшихся веревок, так что негодна не только для плавания, но и для [поднятия] знамени. После же того как корабль их разрушится и скиния распадется, так что веревки порвутся с обеих сторон; будут делить добычу победители, которые столь слабы будут собственными силами, что называются хромыми, и тем не менее,— так как божественный гнев даст им силу,— они не будут чувствовать никакого ослабления, и не скажут: я утомился. Ибо кто будет между ними, с того снимется беззаконие и согрешение, потому что он исполнял волю Божию.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-22 Се, Сион град, спасение наше, очи твои узрят Иерусалиме, граде богатый, кущы не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся. Яко имя Господне велико вам есть, место вам будет, реки и ровенницы широцы и пространни: не пойдеши по сему пути, ниже пойдет корабль пловущь: Бог бо мой велик есть: не минет мене Господь судия наш, Господь князь наш, Господь Царь наш, Господь той нас спасет

Поместив в средине словеса Бога, которые Он изрек к несмысленным книгочиям Иудейским и к дававшим нечестивые советы, снова продолжает речь от лица любителей истины, познавших явление Христа: се Сион град, спасение наше. Так называют они или существующую на земле Церковь, или же пребывающий на небесах вышний прекрасный град, питающий святых. Но наименует ли кто существующую на земле Церковь, или обнимет умом оный небесный град, в том и другом случае будет обозначаться одно и тоже; ибо пребывшие в земной Церкви будут в свое время и в оном вышнем и небесном граде. Посему, между тем как от великой радости ликуют познавшие Сион, в котором спасение наше, то есть, Христос, и указывают на него друг другу, – Божественное слово тотчас же принимает участие в их речи и говорит: очи твои узрят Иерусалиме, граде богатый, и ведет беседу как бы от подобия оной древней, бывшей в пустыне, скинии. Сион именует богатым, а о скинии говорит, что будет непоколебима, так как утверждается имеющею связи (уже) не расторжимые и столпы (колие) водруженные навсегда. Ибо утверждена Церковь и непоколебимое имеет пребывание в благосостоянии, так что и врата адова, говорит Господь, не одолеют ей (Мф. 16:18).

Представляет и причину, по которой она будет такова, и говорит уверовавшим во Христа: яко имя Господне велико вам есть. Для не приявших веры не есть велико и прославлено имя Христа; для нас же уверовавших оно велико и высоко, потому что мы поклоняемся Ему как Богу, как истинно Сыну Отца, как Слову, вочеловечившемуся для спасения всех. Итак сия, говорит, всегда пребывающая скиния, место вам будет, ибо мы принимаем Церковь Христову как бы за город, образ вышнего града. Будут в нем реки и ровенницы широки и пространны. Этими словами знаменует святых Евангелистов, Апостолов, блюстителей в свое время церквей, которые, на подобие речного потока, орошают души уверовавших, исполняют их Божественными словесами и вливают в них изобильное утешение, очевидно, Святым Духом. Но все эти реки и ровенницы (каналы) приемлют Единого Верховного, то есть Христа, о Котором написано: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Говорит инде и Сам Он устами пророка о своих поклонниках: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу языков (Ис. 66:12).

Речь опять переходит к лицу уверовавших. Так как пророк сделал упоминание о реках и каналах, то и весьма естественно говорит о корабле. А что именно открывает он, попытаюсь изъяснить. Прежде пришествия Спасителя нашего сатана опустошал вселенную, и никто ему не запрещал сего. Но после того как мы искуплены Христом и, жительствуя во святой скинии, разумею Церковь, услаждаемся евангельскими и апостольскими словесами, мы смело противостали тому, кто древле имел силу хищничать, и веруя, что Христос охранит сердца наши, не допуская изобретателю беззакония входить в них, говорим к сатане: не пойдеши по сему пути, ниже пойдет корабль плывущий, то есть, мы уже не будем доступны твоим хищениям, и в сих реках ты не окажешься как бы корабль какой плавающий.

Но быть может кто-либо спросит: почему вы осмеливаетесь говорить сие? Да, отвечает, мы имеем причину быть смелыми: Бог бо мой велик есть и не минет мене, то есть, сатана не пройдет чрез меня, как прежде. Не повергнусь к ногам его, ибо Господь наш судия, Господь князь наш, Господь царь наш, Господь той нас спасет. Некогда он, тот своенравнейший и необузданный, был князь наш. Когда же мы возложили на себя евангельское и спасительное иго, тогда судиею, князем, царем и Господом имеем Сына Божия, и той нас спасет. И в другом месте научает сему сам пророк Исаия, говоря как о Церкви Божией, так и об оправданных во Христе верою: тамо будет путь чист, и путь свят наречется, и не будет тамо путь нечист. И не будет тамо льва, ни от зверей злых ни один не взыдет тамо, но пойдут по нему избавленнии Господем (Ис.35:8-10).

Толкование на пророка Исаию

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас

Спасение человечества - вот подлинно величественнейшее, истинно царственное деяние Божие. На врача больные гневаются, если он не дает им никаких советов относительно их здоровья. Но можем ли мы не быть обязаны Божественному Педагогу величайшей за то благодарностью, что не молчит Он, что Он не сдерживает угроз своих гибелью, но и их высказывает, и страстные желания, приводящие к гибели, отсекает и преподает учения, устанавливающие правильный образ жизни? Несомненно, мы должны быть Ему весьма благодарны за это.

Педагог

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас

Здесь взор пророка переносится, очевидно, на царство Мессии. Иерусалим - средоточие религиозной жизни избранного народа - хотя и называется здесь еще скинией, но эта скиния представляется уже не разбирающейся, какой была скиния Моисеева, постоянно разбиравшаяся при переходе евреев с одного стана на другой, а построенною прочно, непоколебимо (ср. Ам. 9:11). Имея в виду, что Ниневия, Вавилон, Фивы были защищены от внезапных нападений врагов широкими каналами, окружавшими их стены, пророк, чтобы изобразить безопасность, какою будет наслаждаться Иерусалим при Мессии, говорит, что Сам Господь будет охранять этот город. Благодаря этой защите, враги уже никакими способами не смогут взять Иерусалим, тогда как крепости, окруженные каналами, все-таки могли быть взяты врагами, которые бы могли привести с собою суда.

См. также Толкование на Ис. 33:13

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

20–22. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас. 

Нечестивым нет места спасения, а для благочестивых – город Сион; глаза жителей Иерусалима увидят в нем спасение: он снова обогатится, шатры его не поколеблются, не пошатнутся и колья его палаток во веки, не порвутся и веревки, прикрепляющие покров палатки к кольям. Основание этой твердыни Сиона – благочестие лучших людей его: они исповедуют величие Бога живого; поэтому здесь для них будет место, на веки укрепленное (Ис.14). Оно будет как-бы окружено реками и глубокими и широкими рвами, наполненными водой, так что к нему не пройдут враги (у которых были подобные укрепления, как в Египте и Вавилоне); но нельзя будет подъехать к нему и на кораблях. – Господь спасет верных своих чад: для них Он велик, как Судья, Князь, Царь и Спаситель.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible