Скрыть
И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их

«Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней!». Посмотрим, что он сказал. Почему он зовет всю вселенную? «Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их». Полагают, что это сказано относительно избиения Гога и Магога; но мне кажется, пророк указывает на последний день мира.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-7 Приступите, племена, и слушайте, и внимайте народы: да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и всякое произведение ея. Ибо гнев Господа на все народы и ярость на все воинство их: погубил их и предал на убиение. Убитые их будут брошены и от трупов их поднимется смрад; размокнут горы от крови их. И истлеет все воинство небесное; развернутся [или свернутся] небеса как книга, и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы и с смоковницы: ибо упился меч Мой на небе. Вот низойдет он на Идумею и на народ [преданный] Мною истреблению для суда Меч Господа наполнился кровию, утучнел от тука, от крови агнцев и козлов, от крови тучных овнов: ибо жертва у Господа в Боцре и истребление великое в земле Едома. И падут единороги с ними и волы вместе с сильными. Упьется земля кровию их и прах их жиром тучных

После разрушения Иерусалима и крушения корабля, бывшего некогда весьма крепким, и расхищения всех принадлежностей его, говорится о погибели всех племен и кончине мира, которая будет в день суда. Поэтому всем племенам и народам земли и всему, что наполняет ее, вселенной и всем произведениям ея, местам как обитаемым, так и необитаемым вследствие чрезвычайного холода и жары, повелевается слушать и со всяким содроганием ума узнать об имеющем наступить. Ибо описывается гнев Господень, который постигнет не один иудейский народ, и ассириян, и халдеев, египтян, моавитян, аммонитян и филистимлян, но и все племена и все воинство или, как перевели Семьдесят: число их, чтобы истребить их и чтобы высоко поднялся смрад от согнивающих тел, — разумея грехи всех народов,— так что гноем, нечистотами и кровию их наполнятся горы— все высшие силы и ангелы, охранявшие отдельных народов, и истлеет все воинство или сила небесная: развернутся или свернутся небеса, как книга, и все ополчение и воинство их и, как перевели Семьдесят, звезды падут, подобно листьям, которые, при наступлении холода, засохнув и свернувшись, падают с виноградной лозы и смоковницы.

Об этом именно говорит и Спаситель в Евангелии: звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф. 24:29—30). И то нужно принять во внимание, что не говорит: погибнут небеса, но развернутся или свернутся как книга, чтобы после открытия и прочтения всех грехов, они, бывшие прежде открытыми, свернулись, чтобы не записывались в них более грехи многих. О такого рода книгах Даниил говорит в своей книге: судище седе и книги отверзошася (Дан. 7:10), в которых были описаны дела каждого. Звезды же падут, как многие полагают, согласно с Апокалипсисом Иоанна (Откр. 6:13 и Откр. 8:10) и сообразно с тем, что в другом месте написано: «все звезды разгоревшись разрушатся, небо и земля прейдут» (2Пет. 3; Мф. 21) Ибо преходит образ мира сего. Некоторые относят это к тем звездам, которые сияют на небе, чтобы чрез часть обозначить и целое, то есть: что чрез падение звезд обозначается и разрушение небес. Другие же думают, что падут те звезды, о которых апостол Павел пишет: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы сеи, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12). И нет ничего удивительнаго, если демоны, обитающие в воздухе, называются небесными, когда также птиц, которые летают конечно не на небе, а по воздуху, Писание называет небесными. Ибо и сатана преобразуется во ангела светла (2Кор. 11:14), принимая вид звезды. И Спаситель видел его яко молнию с небесе спадша (Лк. 10:18). И иносказательно о нем говорится как о великой звезде: «Как упал ты с неба, денница, всходившая утром» (Ис. 14:12).

Все это будет, потому что упился на небе меч Его, — наказание, и приговор, и мщение против грешников, определяемое Господом. Этот меч и нож, по Иезекиилю (Иез. 21), острится против нечестивых и, по истреблении весьма многих, получает повеление войти в свои ножны. И когда он упьется и наполнится на небе, то есть в воздухе, который обыкновенно в Писаниях называется небом, тогда сойдет также на Идумею, то есть на земное, чтобы после наказания демонов были судимы также души людей. Ибо Идумея на нашем языке значит земная. И наполнился кровию и уточнился туком агнцев и козлов и тучных овнов и волов: чтобы показать, что одинаково будутъ наказаны и князья и народ. Ибо жертва у Господа в Боцре и великое истребление в земле Едома. Об этой Боцре и Идумее также и впоследствии этот же самый пророк говорит: кто сей пришедый от Едома, червлени ризы его от Восора (Ис. 63:1). Некоторые полагают, что так как Bosor значит плоть, то жертва у Господа в Боцре означает мучения всех во плоти. Но они впадают в невинную погрешность. Ибо в настоящем месте пишется не чрез букву син, которая стоит в bosor, то есть в плоти, но чрез цаде, и называется Боцра (Bosra), которая по Иисусу и Иеремии находится не в Едоме, то есть в Идумее, но в земле моавитской (Иер. 48). Bosra же на нашем языке значит укрепленная и огражденная или утвержденная: чтобы показать, что вселенная утверждена волею Господа по оному, что поется в псалме: Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть (Пс. 23:2); и об укреплении земли от лица Бога говорится: Аз утвердил столпы ея (Пс. 74:3).

И когда будет жертва у Господа в Боцре и истребление у Него в Идумее, тогда падут единороги с сильными волами, то есть цари и правители земли, и все наполнится истреблением и кровию и туком бывших некогда богатыми и сильными. Этими словами, сообразно с обычным у людей способом внушающими страх слушающим, возвещается о мучениях всем правителям и сильным, народам и слабым. Иудейские учители под Боцрою, то есть под огражденною и укрепленною, и Едомом или Думою и Идумеею хотят понимать Рим и к нему же относят то, что содержится в следующем отделе.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-7 Приступите языцы, и услышите, князи: да слышит земля и живущии на ней, вселенная и людие, иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки и гнев на число их, еже погубити их и предати я на заклание. И язвении их повергнутся и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их: и истают вся силы небесныя, и свиется небо аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы. Упися меч Мой на небеси: се, на Идумею снидет и на люди пагубныя с судом. Меч Господень наполнися крове, растолсте туком, от крове козлов и агнцев и от тука козлов и овнов: яко жертва Господеви в Восоре, и заклание велие во Идумеи. И падут с ними сильнии, и овны и юнцы, и упиется земля от крове и от тука их насытится

Прекрасно изъяснив, что Иудейская синагога подвергнется кораблекрушению и что она предана будет опустошающим ее на пленение и в добычу, потом присоединив к сему призвание язычников, ибо мнози хромии, говорит, плен сотворят, теперь делает необходимое оглашение тем, которые некогда имели храмлющий ум, но научились ходить прямо верою во Христа. Итак упоминает об имеющем быть суде над всеми, малыми и великими. Посему и говорит язычникам, как бы далеко еще отстоящим: приступите, языцы, и услышите, князи. Приступите же поставил вместо: приблизьтесь. Ибо доколе они находятся в заблуждении и служат твари вместо Творца, они стоят далеко от Бога. По уничтожении же причины, по которой называются далекими, они становятся своими Богу и считаются близкими, соделавшись причастными Ему чрез причастие Святого Духа.

Итак приблизьтесь, говорит, языцы и князи; да услышат также и земля и живущии на ней, вселенная, и людие иже на ней. Что же открывается здесь? Угрожает гнев, говорит, всем живущим на ней, но не вообще или без различия, а, напротив, приидет он на тех, которые не отвергли греха и имеют греховную нечистоту напечатленною на душах своих. Общее содержание речи указывает также и на то, что они погибнут и преданы будут на истребление и заклание и осквернят всякое место как бы разрушающимися трупами. Ибо намокнут, сказано, горы кровию их. За тем поставляя в ясность время сего, помещает в средине речи пророчество о скончании мира и говорит: свиется небо аки свиток, а звезды спадут на подобие листьев, как и ученик Спасителя сказал о последнем дне, что в оный день небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля, и яже на ней дела сгорят все; нова же небесе и новы земли по обетованиям Его чаем (2Пет. 3:10, 13).

Итак, что небо совьется и звезды упадут, это может указывать на обновление вселенной. И Божественный Павел сказал, что тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21). А присоединяя слова: упися меч Мой на небеси, дает разуметь, что проявление Божественного гнева будет простираться не на одних только обитателей земли, но приидет и на самых нечистых духов, которых Священные Писания обычно именуют и миродержителями тьмы и духами злобы в поднебесных (Еф. 6:12). И они приимут суд и наказанием, которому подвергнутся, как бы насытят меч Божий, после того как долгое время имели в своей власти и погубили всю, сколько их касалось, поднебесную, но наконец-то будучи привлечены к суду за столь ужасное нечестие.

От всеобщего суда низводит слово к наказанию, положенному на Идумеян за нечестие против Христа. Идумеею же называет Иудею, немного изменив звуки слова, чтобы, как кажется, выразить и порицание ей. Ибо рожденный от Исаака Исав, на одно яство потеряв право первородства, по справедливости назван «Едом», то есть, земный. Таковое в нем было настроение души, а от него потом названы так и его потомки, то есть Идумеи, так как и они – земные. Что они имели земное мудрование, это можно видеть, говорю, из толкования имени. Итак Идумеею называет Иудею, как не ведавшую горних помышлений, но погружавшуюся в земные предметы и имевшую плотское настроение души. Поэтому се упившийся на небеси меч, говорит, снидет теперь на Иудею или Идумею и на люди пагубныя, но с судом.

Народ же погибельный (люди пагубныя) какой может быть иной кроме Израиля? Ибо он не захотел почтить Искупителя верою. Впрочем – меч с судом или о правосудием; то есть не просто или без различия и как бы до основания погиб Израиль, но спасен останок верою, очевидно во Христа (Рим. 9:27), так как и Иудеи призваны не в малом числе и уверовали во Христа. Над непокорными же наполнися крове меч Господень, то есть, гнев, едва не закалающий и повергающий как бы каких овнов и волов сильных и тучных, коим по справедливости может быть сказано нами: приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы (Иак. 5:1). Прибавим же к сему и следующее: возвеселистеся на земли, и насладистеся: упитасте сердца ваши аки в день заколения (Иак. 5:5). Ибо таковы были руководители Иудеев, питаясь некоторым образом вместо тука и широкого пастбища плодоприношениями от народа, и как бы утучняясь почестями от всех. Но как овны и волы пали они, жалкие, под мечем Господним.

Восор значит стеснение, ограждение, и благовестие, и также плоть. Итак Идумею именует и Восором, чтобы ты умопредставлял ее или как плотскую, или как стесненную, то есть осажденную, или же как благовестие, ибо в ней (Иудее) благовествовал Христос; прибавил бы я – и как укрепление, потому что Господь был окрест ее и окрест людей своих, как написано (Пс. 124:2). Но в ней, говорит, жертва Господеви; потому что они пожерты в жертву мечами осаждавших и не в воню благоухания восходя к Богу, но в насыщение поражающего их меча. А что не один только простой народ подвергнется в Идумее (Иудее) истреблению, но будет величайшее и прискорбное падение и знатных между ними людей, на это прикровенно указует, говоря: сильнии, и овны, и юнцы падут с ними и упиется земля от крове их и от тук их насытится. Это говорит о них как бы о волах (юнцах) и овнах, повергаемых на землю и изливающих крови так много, что ею едва не напаяют оную.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их

Здесь мы находим гиперболические выражения, да и самое заклание грешных людей, конечно, должно быть признано только метафорой.

См. также Толкование на Ис. 34:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. 

Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible