Скрыть
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7, 9-10 В жилище шакалов, где они одни покоятся, произрастут тростник, трава и ситник. Растения эти, необыкновенные в песчаной пустыне, изображают добрые нравы людей, после того как мир будет утешен пришествием Мессии, и род человеческий плодопринесет все роды добродетелей. Иудеев же Бог через пророка утешает тем, что по истреблении Ассириян и Вавилонян земля их насладится миром, украсят ее всякого рода растения, и многоводные потоки и земные плоды в ней будут в большом обилии. Но пойдут по нему избавленнии. Избавленные Господом, то есть избавленные язычники всех стран возвратятся, чтобы воздать поклонение и благодарение Богу за содеянное им спасение, и за принятую ими благодать. Отбеже болезнь и печаль и воздыхание; все скорби, постигшие их во время плена, прекратятся в те дни.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Следовательно, это - Тот, Кто сказал Иеремии: вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем (Иер. 5:14). И Давид получил этот огненный язык, чтобы говорить, воспламенившись жаром божественного размышления: Господи, сделай мне известным конец мой. Не о смерти своей он старается узнать, ибо смерть - не конец для того, кому предстоит воскреснуть, но о том конце, о котором сказал апостол, что конец наступит тогда, когда Господь Иисус предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть… И когда последний враг истребится - смерть (1Кор. 15:24, 26), дабы зла не было, и воцарилось вечное благо. И поэтому сказано: Скорбь, печаль и воздыхание удалятся.

Толкование на 12 псалмов Давида

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Хотя некоторые полагали, что все это исполнилось во время возвращения из плена, однако тогда не могло быть, чтобы не было больше скорби, и печали, и воздыхания, – чтобы они отбежали; во время же Христово все это исполнилось. Потому апостол сказал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», и во всякой молитве пребывайте (Флп.4:4), так как Церковь более не рождает своих сыновей со скорбью, и не умножается печаль и воздыхание, «а печаль и воздыхание удалятся».

Толкование на пророка Исайю


Представь состояние той жизни, насколько возможно представить его себе: ибо вполне изобразить ее по достоинству не в состоянии никакое слово. Но из того, что мы слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное о ней представление. Печаль и воздыхание, - говорит Писание, - удалятся. Что же может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого непристойною похотью, ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучимого желанием власти и господства. Ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день, и ясность, и свет, - свет не этот нынешний, но другой, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее искусственного. Свет там не помрачается ни ночью, ни от сгущения облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен, но иное какое-то состояние, которое познают одни достойные; нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетленная. А что всего важнее, это - непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с ангелами, с архангелами, с горними силами.

К Феодору падшему

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-10 Утвердите руки разслабленныя и укрепите колена слабыя. Скажите малодушным [или боязливым] будьте тверды и не бойтесь; вот Бог ваш приведет мщение воздаяния: сам Бог приидет и спасет вас (или, как перевели LXX: нас). Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся (или будут слышать). Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых, ибо пробились воды в пустыне и потоки в, необитаемой стране, и бывшая сухою стала озером (или топями) и жаждущая — источниками вод. В логовищах, в которых прежде обитали драконы, появится зелень тростника и камыша (вместо этого LXX перевели: будет там веселие для птиц и изгородь для стад). И будет там дорога и путь (или путь чистый), и путем святым, назовется, чрез него не пройдет оскверненный. И это будет для нас прямой путь, так что скудоумные не заблудятся по нему (или, как перевели LXX: и не будет там пути нечистаго, разсеянные же пойдут по нему и не заблудятся). Не будет там, говорит, льва, и лютый зверь не будет ходить по нем и не встретится там, но будут ходить по нем избавленные. И искупленные Господом возвратятся и приидут на Сион с хвалою, и веселие вечное на голове их. Радость и веселие будут иметь они, и удалится печаль и воздыхание

Мы соединили оба издания, чтобы, излагая каждое особо, не расширить объема книг, который [или так как он] уже выходит из границ краткости. Апостолам, о которых выше было сказано: они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего, заповедуется, чтобы они утверждали у народов руки расслабленныя и укрепляли колена слабые, чтобы не могшие прежде вследствие расслабления рук совершать дело Божие и имевшие правую руку сухою, простерли ее на дела благая. И еще недавно хромавшие вследствие различных заблуждений между идолами будут ходить твердою поступью в истине и, укрепляя малодушных или боязливых верою в Господа, освободят их от страха, и страх одного Бога изгонит страхи всякого заблуждения. Причиною же безопасности и непоколебимости служит то, что прийдет Христос, которому Отец отдал весь суд (Ин. 5:22), и воздаст каждому по делам его.

Сам прийдет и спасет вас, которым говорится: не бойтесь, или нас, чтобы апостолы сказали, что спасение у них общее с верующими.

Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых. Хотя это исполнилось во множестве знамений, когда Господь говорил присланным к Нему ученикам Иоанна: шедша, возвестиста Иоанну, яже видеста и слышаста: слепии прозирают, хромы ходят, прожженны очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют (Лк. 7:22): однако это же ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми и наталкивавшиеся на дрова и на камни, видят свет истины. И не могшие прежде глухими ушами слышать слова Писаний, теперь радуются о заповедях Божиих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие по правому пути прыгают как олени, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых заключил сатана, чтобы они не могли исповедовать единого Господа. Глаза же откроются, уши будут слышать, хромые запрыгают и ясен будет язык немых потому, что пробились или исторглись в пустыне, которою была некогда церковь, воды спасительного крещения, и в необитаемой стране — потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования, и бывшая сухою обратилась в озеро и топи, чтобы не только не имела сухости жажды, но была судоходною и орошенною и имела весьма много источников, к которым стремится олень и пивший которые может благословлять Господа, по оному написанному: благословите Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27).

В логовищах душ языческих, в которых прежде обитали драконы, будут тростник и камыш, чтобы ими писалось о вере Господней и чтобы успокоились в них утомленные прежде члены, или будет веселие для птиц и изгородь для стад, чтобы получить крылья голубя и, оставив низкое, спешить к высокому и быть в состоянии сказать с псалмопевцем: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс. 22:1-2).

Там будет дорога и самый чистый путь, который назовется святым и который сам говорит о себе: Аз есмь путь (Ин. 14:6), по которому оскверненный не может проходить. Поэтому в псалме говорится: блажены непорочны в пути (Пс. 118:1). И этот путь, то есть Бог, будет для нас столь прямым, ровным и открытым, что нельзя будет заблудиться, и будут в состоянии ходить по нем скудоумные и неразумные, которым в Притчах говорит Премудрость: «кто неразумен, пусть приходит ко мне. И скудоумным сказала: идите и ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное для вас. Оставьте неразумие, и живите и ходите по путям мудрости» (Притч. 9:4—6). Ибо буяя мира избра Бог (1Кор. 1:27). Стоящий во главе этих скудоумных говорит в псалме: Боже, Ты увидел еси безумие мое (Пс. 68:6), и: буее Божие премудрее человек есть (1Кор. 1:25). Поэтому LXX перевели: и разсенные и отделившиеся от общества Господня не заблудятся.

Далее следует: не будет там льва: противника нашего, диавола, который рыкая ходит, чтобы войти как либо во двор овчий. И лютые звери, служители его, не будут ходить по нем. Ибо нельзя встретить следов змея на скале. Ходить же будут по избавленные от уз грехов и искупленные кровию Спасителя, и принесшие покаяние и пришедшие на Сион, о котором мы часто говорили: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22): чтобы не искать нам, подобно иудеям, златого Сиона и Иерусалима, украшенного драгоценными камнями, который, по пророчеству Даниила, на веки обращен в пепел (Дан. 9).

И будет вечное веселие на голове хвалящих Бога, чтобы они, победив мир, могли сказать с апостолом и пророком: течение скончах, веру соблюдох; прочее соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:7-8), и: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13). Тогда, по наступлении радости и веселия, удалится печаль и воздыхание, когда приидет с Сиона разрушающий. Все это мы, по апостолу Павлу, объясняем относительно первого пришествия Спасителя; иудеи же и наши иудействующие относят ко второму на основании одного стиха: возвратятся и приидут на Сион с хвалою, желая крови жертв и подчинения всех народов и красоты жен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Августин Аврелий, блж. (†430)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

А как же надежда? Будет ли она там? Не будет уже надежды, когда будет сама вещь. Ведь эта надежда необходима для странствия, поскольку она утешает в пути. Ибо путник, когда трудится он, путешествуя, терпит этот труд, поскольку надеется достичь цели. Отними у него надежду достичь, и тотчас ослабеют силы у путешествующего. Итак, та надежда, которая наличествует здесь, относится к праведности нашего странствия. Послушай самого апостола: Ожидая усыновления, - говорит он, - и мы все еще воздыхаем в себе (Рим. 8:23). Где есть воздыхание, нельзя уже говорить о том блаженстве, о котором в Писании сказано: Труд и воздыхание удалятся.

Проповеди

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

И точно, если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные, горние силы, которые истинно пребывают в Царствии Божием, то должны будем признать, что это состояние не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не постоянное спокойствие и вечная радость? <…> …они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Этими признаками различаются Царство Божие и царство дьявола. И точно, если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные, горние силы, которые истинно пребывают в Царствии Божием, то должны будем признать, что это состояние - не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не постоянное спокойствие и вечная радость? А что это так, как мы говорим, это вернее подтверждается не моею догадкою, а свидетельством Самого Бога, Который качество и состояние этого Царства ясно изображает так: Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю (Ис. 65:17-18). Опять: Радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение (Ис. 51:3): Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу (Ис. 66:23), и еще: Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. И если еще яснее хотите узнать о пребывании в городе святых, то слушайте, что Господь говорит к самому Иерусалиму: И поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою.

Собеседования

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.8-10 И тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не прейдет тамо нечистый, ниже будет тамо путь нечист: разсеяннии же пойдут по нему и не заблудят. И не будет тамо льва, ни от зверей злых не взыдет нань, ниже обрящется тамо, но пойдут по нему избавленнии: и собраннии Господем обратятся , и приидут в Сион с радостию, и радость вечная над главою их: над главою бо их хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь и печаль и воздыхание

Путем чистым именует силу евангельского жительства или иначе – очищение Духом. Святой Дух омывает напечатленную на душах людей нечистоту, отпускает прегрешения и очищает от всякой скверны; посему со всею справедливостью назван путем святым и чистым. Но путь сей не доступен для тех, которые еще не очищены, ибо никто не жительствует по евангельски, кто прежде не получил очищения во святом крещении, следовательно никто из неверных. Не пойдут, говорит, по нему нечистые, напротив, пойдут рассеяннии, то есть те, которых расточил сатана, очевидно язычники, и не заблудят.

Древле они находились в заблуждении, служа древам и камням и шествуя кривыми путями. Ныне же познают прямую и чистую стезю, ведущую к святой жизни. Таким образом освободившись от власти диавола, они будут проводить жизнь достохвальную, что и изъясняет в словах: не будет льва, ни какого либо другого от зверей злых тамо, то есть, на этом чистом пути. Древле как бы некий дикий зверь, вместе с нечестивыми духами, бросался на обитателей земли изобретатель греха. Но во Христе он лишен был силы, отгнан от стада уверовавших и удален Христом от насильственной власти над ними.

Итак искупленные (избавленнии) Христом и собранные верою во единомыслие пойдут по этому чистому пути, и оставив древнюю стезю, обратятся и приидут в Сион, то есть, в Церковь, имея радость непрестанную и на земле и на небесах. Будут они славословить спасшего их Бога, веселие и радость и всякий вид услаждения во Христе приимет я, не вкусят они никакой печали и воздыхания. Ибо призванные к столь светлым надеждам, будущие наследники жизни вечной, долженствующие обогатиться украшениями вышней славы и ожидающие соцарствования самому Христу: какой печали будут причастны они? или какое приимут воздыхание? когда все злые звери будут истреблены и уничтожены Богом всяческих. Напротив, они будут наслаждаться полною радостью, как причастники всякого блага.

Толкование на пророка Исаию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

А чтобы это смогли понять все, я подробнее разъясню это вашей милости. Добрые и злые люди - это как будто два сосуда: в одном из них - отбросы, а в другом драгоценные - благовония. Сосуд с благовониями источает приятный запах, а сосуд с нечистотами - невыносимое зловоние. Хорошие и дурные терпят бедствия вместе, но высший Божий суд их разделяет. Каждый раз, когда мир постигает новое испытание, добрые люди словно приносят священные сосуды славословия Богу, Который счел их достойными наказания, а гордые, расточительные и жадные ропщут на Бога и хулят Его: «О Боже, что за великое злодеяние мы совершили, чтобы столько претерпеть?» Потому и получается, что, если добрые люди и покидают этот мир среди несчастий, то, окончив земную жизнь, полную трудов и горя, они наследуют жизнь вечную, в которой не будет печали и скорби. Неверующие не желают этому верить: плененные любовью к земной жизни, они и эту жизнь удержать не могут, и той по неверию своему лишаются.

Проповеди

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Выйдите, не оглядываясь, но запасшись всем необходимым для пути, ибо вам предстоит большая дорога, для которой надо запастись всем, что нужно для достижения нетленного царства. Ибо в вечности есть два отделения, имеющие много мест. Одно отделение Господь уготовал любящим и исполняющим заповеди Его, оно исполнено всяких благ; удостоенные этого отделения живут вечно, наслаждаясь бессмертием; они чужды горя, печали и плача. Второе же отделение, исполненное мрака, горя и печали, уготовано дьяволу и ангелам его, в него будут низвергнуты все, заслужившие того своими дурными делами, променявшие вечное, нетленное на временное, и этим сами себя сделавшие пищей вечного огня.

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

После поглощения смерти победою на нею не будет более ни духовного, ни телесного тления, ибо всякая наша греховность будет устранена и не останется никакой немощи. Об этом и говорит Исаия: Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

К Тразамунду

Примасий, еп. (†560)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). С указанием на это следует: И по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого (Откр. 22:2-3). Под двенадцатью месяцами он подразумевает все время и указывает на цельную вечность. Поэтому там, где вечная зелень, недопустимо подразумевать никакой засухи; где совершенное и неизменное здравие, решительно никакой немощи не вкраплено, что предвещал пророк, говоря: Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Дерево это есть то, которое, по нашему чтению, посажено возле схождения вод, о котором и Иеремия говорит, что пускает корни свои у потока (Иер. 17:8), то есть надежду и упование в Господе полагает. Иначе говоря, река воды живой, и последующее, подразумевают непосредственно самый источник жизни, Господа Иисуса Христа, о чем читаем: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35:10).

Комментарий на Апокалипсис

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся

Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться праведники в славном царстве Христовом, потому что только по отношению к этой фазе жизни людей может быть употреблено выражение: вечная радость (святой Иоанн Златоуст). Последняя фраза указывает на обычай древних в знак веселья и радости украшать свои головы венками (над головою их).

35-я глава может быть разделена на следующие строфы:

1 строфа_1-6а) стих_(3, 2, 2, 2)

2 строфа_6б)-10 стих_(3, 2, 2, 2)

35-ю главу положено читать как паремию на праздник Крещения Господня, потому что в ней речь идет об оживлении или возрождении человечества, которое совершилось благодаря тому, что Христос Спаситель принял на Себя в крещении грехи всех людей. От этого человечество, представлявшее собою дотоле сухую и бесплодную пустыню, ожило к новой жизни. Быть может, Церковь имела в виду при этом и упоминание об Иордане, в котором крестился Господь Иисус Христос.

См. также Толкование на Ис. 35:1

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви.

И собраннии Господом обратятся (возвратятся) и приидут в Сион с радостью, и радость вечная над главою их: над главою бо их хвала и веселие, и радость приимет (объимет) я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание

Всеобщее обращение к вере во Христа язычников будет спасительно и для Израильтян. Они не захотят тогда остаться в одиночестве, отложат свое упорство, и уже не единицами, но всенародно соберутся на зов Господа (собраннии Господем), раскаявшись в своем ослеплении и предубеждении против Евангелия, и с раскаянием возвратятся и придут в Сион, т. е. в Церковь Христову, в этот новозаветный Сион, от которого они долгое время убегали. Блуждая вдали от Церкви Христовой, они не знали мира и радости, томясь ожиданием Мессии – земного царя. Они наконец убедятся в бесплодности этого ожидания, в неосуществимости своих чувственных мечтаний, и с радостью, дотоле им незнакомою, примут веру, дотоле ими отвергаемую, и войдут в духовное общение с прочими верующими, с радостью соединятся с ними в единой Церкви. И этой радости никтоже возмет от них: она будет вечною, вечно будет сиять над главою их, увенчанною венцем, знамением славы и веселия (над главою их хвала и веселие). – Радость объимет их, т. е. будет полная и совершенная, – почему? Потому что не будет ничего такого, что могло бы возмутить ее, ибо не будет тогда места болезни, печали и воздыханию. Ясно, что идет речь о радости в царстве небесном, или в Церкви торжествующей на небесах, которая называется Сионом так же, как и земная Церковь, и Иерусалимом небесным (Евр. 12:22). Но предвкушаема будет эта радость еще в Церкви земной. Мир и радость о Дусе Святе, наполняющее верующую душу, суть начатки неизреченного мира и радости, ожидающей ее на небесах.

Рассмотренную паримию положено читать в праздник крещения Господня потому, что содержание ее имеет отношение к крещению Господню. В паримии прославляется благодать Божия, излившаяся на язычников и оживившая в них, мертвых грехом, духовную жизнь, подобно тому, как появление воды в сухой и безжизненной пустыне делает ее цветущею и плодоносною. Спасительное действие сей благодати на людей началось со времени крещения Христова. При крещении сошел на Христа в виде голубя Дух Святый и исполнил Его человечество столь обильными дарами Своей благодати, что «от полноты Его все мы приняли благодать на благодать» (Ин. 1:16). Торжественным образом излилась на людей эта благодать в день сошествия Св. Духа на Апостолов, и исполненные ею Апостолы, струями ее напоили все народы; но начатки этой благодати уже вслед за крещением Христовым сообщены были сперва ближайшим ученикам Его, призванным к апостольству, а затем самым язычникам в лице Галилеян. Ибо с того времени Он начал благовествовать Евангелие Царствия Божия, по пророчеству Исаии, именно среди Галилеи языческой, среди народа, седящего во тьме и сени смертной (Мф. 4:14-17). К этим соображениям о целесообразности чтения рассмотренной паримии в праздник Крещения Господня можно присоединить частное замечание, что словами паримии: процветет и возвеселится пустыня Иорданова, по толкованию бл. Иеронима, «указывается на Иоанново крещение покаяния в реке Иордане, которое запечатлел и утвердил Господь Своим омовением».

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. 

Наследники возрожденной пустыни, рассеянные в страхе смерти, будут собраны Господом-Спасителем, возвратятся сюда, соберутся на Сион, как прежде собирались сюда в радостные дни великих праздников. Вечное спасение будет основанием их вечной радости. Теперь на голове их прах и пепел – знак проклятия, унижения и скорби; тогда будет венец славы и радости. Теперь над головой их раздается крик слезных жалоб и отчаяния; тогда вознесется торжественная песнь хвалы Богу в радости о спасении. Теперь они покрыты разодранным вретищем – в знак безвозвратных лишений; тогда облекутся в светлые, убранные одежды, обычные в дни великих праздников. Так радость избавленных обнимет их отовсюду и всецело – и не оставит их во веки; а телесные страдания и душевные скорби и всякая печаль исчезнут безвозвратно, как отбегает тень легкого облака, рассеиваемого полуденным солнцем.

Пустыня жаждущая, это – древний мир, опустошенный силой промысла Божия. Средоточием этой пустыни была земля народа Божия, прилегавшая к Иордану. Во времена пророка Исаии началось и после него продолжалось опустошение Палестины и других, сопредельных с ней стран; так постепенно весь обозреваемый им мир превратился в пустыню и она была жаждущей. Все народы, а иудейский в особенности, с томлением ожидали источник новой и совершенной жизни, пока не явился, наконец, в пустыне Иордановой вестник наступающей новой жизни предтеча Христов Иоанн. В этой пустыне впервые открылся источник воды очищающей и освящающей, здесь совершал Иоанн крещение, которое знаменовало имеющее быть духовное возрождение мира и обращало души томившихся грешников ко Христу, как растения, при действии весеннего дождя, обращаются к солнцу. И Христос, подобно Иоанну, действовал первоначально в пустынях и местах уединенных по ту и другую сторону Иордана (в особенности на пустынных берегах галилейского моря). И Его благодатное слово, которое Он Сам называл живой водой, действовало на сердца людей так животворно, как дождь и роса на царство растений (Иоан.4:10,14,35,39). По действию Его всемогущего слова, слепые прозревали, глухим открывался слух, хромые ходили, даже мертвые воскресали. И эта чудодейственная перемена совершалась не в одной только телесной природе, но простиралась и на духовную и прежде всего – на духовную; вера во Христа открывала зрение и слух, исцеляла и воскрешала. Так совершалось возрождение людей, и с водворением новой жизни зарождалась радость о спасении и вечном блаженстве, вечная радость, потому что Христос низложил власть дьявола, который, как лев, ходит, ища кого бы поглотить (1Пет.5:8). Первоначально такое обновление совершилось в земле Иудейской, средоточием которой был Сион; а затем и во всем мире, до того времени языческом, греховном, а потому и духовно мертвом. Созерцая такое изменение жизни в пределах древне-языческого мира, под влиянием учения Иисуса Христа и благодати Нового Завета, православная церковь торжественно воспевает: «процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим...» (Воскресн. канон, гл.2,т.3). Так было благотворно действие возрождающей благодати христианства на жаждущую пустыню язычества; так оно открыло для жаждущего мира неиссякаемый источник вечно-блаженной жизни.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible