Скрыть
Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин… Да скочит как серна, и слава Ливана дастся ей, и честь Кармила и Сарона. Так говорит пророк о земле Израильской, которая была опустошена Вавилонянами, но по возвращении Иудеев из плена, наслаждаясь миром, возвратила себе прежнюю честь и славу.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие

Итак, будем избегать лукавства века сего, в котором, по словам апостола, сами дни лукавы (Еф. 5:16), и избегать будем неутомимо. Потому и Исаия восклицает: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие - то есть: укрепите колена не тела, но души, чтобы прямо к небесным высотам могли подняться стопы духа, чтобы поступь была более твердой, жизнь - более зрелой, благодать - более полной, благоразумие - более осмотрительным.

О бегстве от мира

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Ст. 1-4 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас

Здесь Исаия задолго возвещает благодать того времени, когда святой Иоанн будет призывать грешников к покаянию и крестить в пустыне исповедующих свои грехи. И Исаия прежде подтвердил это, сказав: Радуйся, пустыня! И да расцветет она, как лилия, и да расцветут и возликуют пустоши иорданские. Окрепните, повисшие руки, и колени вихляющие, ободритесь; слабые духом, окрепните и не бойтесь (Ис. 35:1-3).

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас

«Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие». Эти слова Павел писал к евреям, что Бог был помощником для притесненных: поддерживал руки расслабленных и побуждал их (Евр.12:12, 8:6), подобно тому, как воин-муж доставляет помощь ослабевшим. «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь». Видишь ли: не из испытания, но из малодушия происходит оставление. «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас». Придет Он сам, а не иной, так как никто не мог совершить нашего спасения, и «придет отмщение». Смотри, как пали дела иудеев: город их разрушен, Иуда удавился, Ирод – отец и сын – умерли позорнейшей смертью, Сапфира подверглась казни, пораженная внезапной смертью, также и волхв Елимас. Не возможно ли Богу наказывать каждого в этом мире? Но выслушай, что говорится: Бог «не до конца гневается» (Пс. 102:9). Если бы Он тотчас наказывал по тяжести греха, то уже давно весь человеческий род был бы истреблен. Но не только здесь, а и в будущем веке Он будет воздавать им (иудеям) и прочим. То немногое, что Он показывает теперь, обнаруживает иногда наказание, иногда – покой. Когда ты видишь демонов изгнанными, скорби удаленными, всю природу почитающею правду, зверей укрощенными, всех тварей почитающими апостолов, – то размышляй, что ты видел силу будущего, залог душ. «Он придет и спасет вас»: придет Сам, но не раб или ангел, а Сам, что и Павел часто подтверждает, показывая высшую Его славу, когда говорит о Его пришествии в таких словах: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1, 2): в этих словах он сделал различие между Господом и рабами.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-10 Утвердите руки разслабленныя и укрепите колена слабыя. Скажите малодушным [или боязливым] будьте тверды и не бойтесь; вот Бог ваш приведет мщение воздаяния: сам Бог приидет и спасет вас (или, как перевели LXX: нас). Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся (или будут слышать). Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых, ибо пробились воды в пустыне и потоки в, необитаемой стране, и бывшая сухою стала озером (или топями) и жаждущая — источниками вод. В логовищах, в которых прежде обитали драконы, появится зелень тростника и камыша (вместо этого LXX перевели: будет там веселие для птиц и изгородь для стад). И будет там дорога и путь (или путь чистый), и путем святым, назовется, чрез него не пройдет оскверненный. И это будет для нас прямой путь, так что скудоумные не заблудятся по нему (или, как перевели LXX: и не будет там пути нечистаго, разсеянные же пойдут по нему и не заблудятся). Не будет там, говорит, льва, и лютый зверь не будет ходить по нем и не встретится там, но будут ходить по нем избавленные. И искупленные Господом возвратятся и приидут на Сион с хвалою, и веселие вечное на голове их. Радость и веселие будут иметь они, и удалится печаль и воздыхание

Мы соединили оба издания, чтобы, излагая каждое особо, не расширить объема книг, который [или так как он] уже выходит из границ краткости. Апостолам, о которых выше было сказано: они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего, заповедуется, чтобы они утверждали у народов руки расслабленныя и укрепляли колена слабые, чтобы не могшие прежде вследствие расслабления рук совершать дело Божие и имевшие правую руку сухою, простерли ее на дела благая. И еще недавно хромавшие вследствие различных заблуждений между идолами будут ходить твердою поступью в истине и, укрепляя малодушных или боязливых верою в Господа, освободят их от страха, и страх одного Бога изгонит страхи всякого заблуждения. Причиною же безопасности и непоколебимости служит то, что прийдет Христос, которому Отец отдал весь суд (Ин. 5:22), и воздаст каждому по делам его.

Сам прийдет и спасет вас, которым говорится: не бойтесь, или нас, чтобы апостолы сказали, что спасение у них общее с верующими.

Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых. Хотя это исполнилось во множестве знамений, когда Господь говорил присланным к Нему ученикам Иоанна: шедша, возвестиста Иоанну, яже видеста и слышаста: слепии прозирают, хромы ходят, прожженны очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют (Лк. 7:22): однако это же ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми и наталкивавшиеся на дрова и на камни, видят свет истины. И не могшие прежде глухими ушами слышать слова Писаний, теперь радуются о заповедях Божиих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие по правому пути прыгают как олени, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых заключил сатана, чтобы они не могли исповедовать единого Господа. Глаза же откроются, уши будут слышать, хромые запрыгают и ясен будет язык немых потому, что пробились или исторглись в пустыне, которою была некогда церковь, воды спасительного крещения, и в необитаемой стране — потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования, и бывшая сухою обратилась в озеро и топи, чтобы не только не имела сухости жажды, но была судоходною и орошенною и имела весьма много источников, к которым стремится олень и пивший которые может благословлять Господа, по оному написанному: благословите Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27).

В логовищах душ языческих, в которых прежде обитали драконы, будут тростник и камыш, чтобы ими писалось о вере Господней и чтобы успокоились в них утомленные прежде члены, или будет веселие для птиц и изгородь для стад, чтобы получить крылья голубя и, оставив низкое, спешить к высокому и быть в состоянии сказать с псалмопевцем: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс. 22:1-2).

Там будет дорога и самый чистый путь, который назовется святым и который сам говорит о себе: Аз есмь путь (Ин. 14:6), по которому оскверненный не может проходить. Поэтому в псалме говорится: блажены непорочны в пути (Пс. 118:1). И этот путь, то есть Бог, будет для нас столь прямым, ровным и открытым, что нельзя будет заблудиться, и будут в состоянии ходить по нем скудоумные и неразумные, которым в Притчах говорит Премудрость: «кто неразумен, пусть приходит ко мне. И скудоумным сказала: идите и ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное для вас. Оставьте неразумие, и живите и ходите по путям мудрости» (Притч. 9:4—6). Ибо буяя мира избра Бог (1Кор. 1:27). Стоящий во главе этих скудоумных говорит в псалме: Боже, Ты увидел еси безумие мое (Пс. 68:6), и: буее Божие премудрее человек есть (1Кор. 1:25). Поэтому LXX перевели: и разсенные и отделившиеся от общества Господня не заблудятся.

Далее следует: не будет там льва: противника нашего, диавола, который рыкая ходит, чтобы войти как либо во двор овчий. И лютые звери, служители его, не будут ходить по нем. Ибо нельзя встретить следов змея на скале. Ходить же будут по избавленные от уз грехов и искупленные кровию Спасителя, и принесшие покаяние и пришедшие на Сион, о котором мы часто говорили: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22): чтобы не искать нам, подобно иудеям, златого Сиона и Иерусалима, украшенного драгоценными камнями, который, по пророчеству Даниила, на веки обращен в пепел (Дан. 9).

И будет вечное веселие на голове хвалящих Бога, чтобы они, победив мир, могли сказать с апостолом и пророком: течение скончах, веру соблюдох; прочее соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:7-8), и: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13). Тогда, по наступлении радости и веселия, удалится печаль и воздыхание, когда приидет с Сиона разрушающий. Все это мы, по апостолу Павлу, объясняем относительно первого пришествия Спасителя; иудеи же и наши иудействующие относят ко второму на основании одного стиха: возвратятся и приидут на Сион с хвалою, желая крови жертв и подчинения всех народов и красоты жен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-7 Укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых. Яко проторжеся вода в пустыни и дебрь в земли жаждущей. И безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет: тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи

Подобающим тайноводством и духовным утешением для призванных из язычников к познанию Христа служат слова: Укрепитеся руце ослабленыя и колена расслабленая: ибо у тех, которые находятся еще в заблуждении, руки недеятельны и колена расслаблены. Не о членах тела, конечно, говорит сие; но мы найдем духовно недугующими тех, которые пребывают в прельщении и заблуждении; так как у них нельзя найти ни дела благочестия, ни крепости колен или ума, шествующего чистым путем правды. Но укрепитеся, говорит, дабы вы могли и к Богу прибегать. Вы же, поставленные на священнодействие Божественной проповеди, утешайте немощных, ясно говорите малодушным: укрепитеся, не бойтеся; потому что не крепок ум у неведущих Бога, они боятся и приступа страстей и древле властвовавшего над ними сатаны и сверх того смерти.

Но се Бог, продолжает, то есть, не далеко Спаситель, Который воздаст суд. Он осудит князя века сего и избавит и угнетенных сатаною от рабства у него. Ибо приидет Он, приидет и спасет нас. Так что же? Приидет тогда к живущим на земле, и отверзутся очи слепых. Служившие древле твари вместо Творца эту самую тварь, некогда вводившую их в заблуждение, соделают как бы некоторым руководителем, прекрасно ведущим к познанию Зиждителя. Ибо от красоты созданий соответственным образом созерцается и Виновник их бытия, или, как говорит Павел, невидимая Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20).

Итак отверзутся очи некогда слепых, и уши глухих услышат: потому что древле отвергавшие слова о Боге и старавшиеся делать неприемлемым тайноводство святых радостно примут оное. Скочит же и хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых. Те, которые древле не могли правильно ходить, но имели ослабленный ум, скочут на подобие оленей, то есть соделаются быстроходны и крепки ногами, очевидно мысленно; и кроме того будут убийцами змей и умеющими правильно говорить, потому что возглаголят о Божественном, уже не обращаясь более с такими словами к древу: отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси (Иер. 2:27). Должно знать, что и телесно исполнил сие Христос, изумляя Иудею неизреченными Божественными знамениями.

Повелел радоваться пустыне жаждущей, за тем тотчас же присоединяет и причину сей радости: яко проторжеся вода в ней, говорит. И хорошо сказано проторжеся, дабы тем обозначить обилие подаяния. Дебрь же называет вместо реки. Когда это совершится (проторжение воды), то страна, бывшая некогда безводною, обратится во езера: будет также иметь и источник водный или святый Иордан, то есть самого Спасителя всех Христа, ибо Он есть источник живота (Пс.35:10) и кладязь воды живы (Быт. 21:19). При них (озерах и источнике) явилось собрание птицам и веселие. Птицами здесь называют тех, которые возлетели над земными предметами, унеслись высоко по причине добродетели и решились помышлять горняя.

Они радуются, как источнику, Христу, сделавшему пустыню селитвою трости, и лузи (лугами), потому что обильные водою места обыкновенно всегда почти украшаются лугами. И Церковь из язычников, обогатившись потоком небесным, орошаясь Божественными дарованиями и услаждаясь учениями святых, является подательницею лугов и тростника, то есть тех, кои процвели во Христе в жизнь вечную чрез освящение.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Ввиду этого славного будущего, ослабевшие духом иудеи должны воспрянуть душой - ведь к ним на помощь идет Сам Всевышний, Который вернет слепым - зрение, глухим - слух и т. д. и в сухой пустыне пробьются потоки.

Очень вероятно, что пророк, сначала (4-й ст.), указав на скорое освобождение евреев из плена Самим Господом, Который уже идет для спасения Своего народа, говорит далее о временах Мессианских - о временах восстановления человечества, которое теперь страдает от разных телесных аномалий. Конечно, под глухими, слепыми и т. д. можно разуметь и слепых, глухих в переносном смысле этого слова, но нет сомнения, что сами иудеи, до времен Христа Спасителя, понимали это место как пророчество о спасающей людей от всякого зла деятельности Мессии. Если бы слова пророка следовало понимать иначе, то Христос Спаситель не привел бы их как пророчество о тех чудесах, какие Он совершал на земле, когда Иоанн Креститель спрашивал у Него: Мессия ли Он? (Мф. 11:5).

Ибо пробьются воды в пустыне, т. е. «не бойтесь же вы, малодушные! Все переменится к лучшему и в сухой пустыне найдется много воды». Эти слова представляют собою переход к следующему далее описание пути, которым пойдут освобожденные из плена евреи.

См. также Толкование на Ис. 35:1

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви.

Ст. 3-4 Укрепитеся руце ослабленныя и колена разслабленная. Утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся, се бо Бог наш суд воздает и спасет нас

Обращаясь с сим увещанием и утешением к языческим народам, пророк имеет в виду трудность для язычников расстаться с их верованиями и образом жизни. Языческие религии потворствовали самолюбию и чувственности, наполняли умы своих последователей заблуждениями и суевериями, силою привычки обратившимися в природу. Христианская религия, как религия духа, потребует от них борьбы с самолюбием и чувственностью; как религия света и истины, будет восставать против суеверий и заблуждений. Нужно будет немало силы воли, немало самоотвержения, чтобы сбросить иго язычества, – и вот к этому-то подвигу пророк призывает людей, погрязших в тине чувственности и расслабленных духовно: укрепитеся руце ослабленныя и колена расслабленная, – т. е. смело вступите в борьбу с чувственностью, твердою ногою вступите на путь истины и спасения и бодро идите этим путем. Но призываемые к сему подвигу, хотя и будут сознавать, что их религиозное состояние жалко и надобно выйти из него, хотя ум их дошел до убеждения в этом, в их общем душевном настроении будет оставаться еще некоторое раздвоение и колебание, так что они не будут чувствовать в себе настолько силы воли, чтобы самым делом последовать голосу убеждения и немедленно порвать союз с язычеством. Умом они убеждены будут в истине, но исповедать ее вдруг сробеют, не потому только, что трудно будет расстаться с унаследованными от рождения привычками, но еще потому, что это будет не безопасно. Променять язычество на христианство нельзя будет без того, чтобы не вооружить против себя упорных язычников в семье, в обществе, в правительственной среде. И вот против этого-то малодушия восстает пророк. Он ободряет малодушных (утешитеся малодушнии умом), убеждая их не бояться, – ибо нужно сделать только первый шаг навстречу опасности, чтобы почувствовать в себе силу идти дальше. Что касается до врагов, нет сомнения, что придется много зла потерпеть от них; но не до конца они будут торжествовать. Гонимые врагами должны утешать себя надеждою, что Господь суд воздаст врагам, т. е. праведным судом накажет их, и спасет нас от их злобы, даст нам в мире и тишине проводить жизнь христианскую.

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

3-4. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

Жажда и голод в сухой и бесплодной пустыне истощают телесные силы её путников; скитаясь здесь и утомляясь, они опускают руки, подгибают ноги и падают на землю, едва переводя дыхание. Страх в виду явной погибели производит в них и упадок душевной деятельности: истомленные, они не уверены в себе, не думают найти средства к жизни и мысль им не служит; и если подавляющая печаль уничтожает напряжение мысли, то страх смерти поселяет трепет. Так действовала и пустыня Иорданова на своих пришельцев – на людей Божиих, евреев. Но пустыня Иорданова процветет! Обширные пространства её займут цветоносные луга, кедровые леса, плодоносные сады. Тогда должны будут укрепиться руки и ноги её обитателей, должна укрепиться мысль чувством жизнерадости. Так совершится это по суду Божию; а Бог правосуден, – совершая воздаяние людям за их деяния, Он не карает их без милости, напротив, наказанием приготовляет к принятию даров своей благости. Поэтому Он Сам придет в пустыню Иорданову и спасет обитателей её, как бы воскресит их из мертвых. И спасенные Богом уже решительно не будут бояться никакой опасности, ни даже самой смерти (Ис.10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible