Скрыть
Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10–20 Смотри, каким образом он приводил их к сомнению: «Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее?» Он, говорит, вывел нас и потом не может нас сохранить? «И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь…««. А ты говоришь, он вывел нас?

«И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене». Смотри, как они вызывали его. Тебе нужно было надеяться, на силу Божию; ты, говорит, не устрашай умов твоих воинов. Эти слова полны великого безумия: этот гордец расслаблял ум воинов то обещанием благ, то страшными угрозами. «Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?». Он говорит о слабости прочих богов, потом Самарии и союзников. Смотри на старание его о том, чтобы сделать победу славною. «Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?». Ты сказал, что они не принесли спасения; но если сохраняет Бог, то по твоему же разуму. Такой Бог есть великий и неодинаковый с прочими.

«Да ядят мотыла, и пиют мочь» (в русском переводе этих слов нет). Смотри, он угрожает всем людям, особенно иудеям, омерзительными казнями.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-18 Совершайте благословение со мною, и выидите ко мне и пусть каждый ест от виноградника своего и каждый от смоковницы своей и пусть каждый пьет воду из водоема своего, пока я не прииду и не возьму вас в землю, подобную вашей земле: в землю пшеницы, и вино, в землю хлебов и виноградников. Да не смущает вас Езекия говоря: Господь избавит нас. Избавили ли боги народов каждый землю свою от руки царя ассирийскаго

Вместо этого в книге Царей читается: совершайте со мною то, что полезно, и выйдите ко мне (4Цар. 18). Таким образом, смысл один и тот же. Совершайте, говорит, то, что полезно для вас и что способствует вашему благословению. Или же так говорит: «Благословляйте царя ассирийского и восхваляйте его, и признавайте господином, чтобы получить награды, и, пока я возвращусь из Египта или пройду снова, по взятии Ливны, живите в городе вашем и пользуйтесь тем, что имеете. После же того я приду и переселю вас в подобную вашей земле, землю пшеницы, вина и маслин». И не называет имени страны, потому что не мог найти землю, равную земле обетованной, но обещает подобную. Ибо каждый привязывается к тому месту, в котором родился. Некоторые думают, что он обещает им землю мидийскую, которая была подобна земле иудейской как по положению, так и произведениями.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-22 Да не прельщает вас Езекия, глаголя: Бог ваш избавит вы: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя Ассирийска? где есть бог Емафов и Арфафов? и где бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? кто от богов всех языков сих, иже избави землю свою от руки моея, яко избавит Бог Иерусалима от руки моея? И умолкоша, и никтоже отвеща ему словесе, повеления ради царева, да никтоже отвещает. И вниде Елиаким сын Хелкиев домостроитель, и Сомнас книгочий силы, и Иоах памятописец ко Езекии в растерзаных ризах, и поведаша ему словеса Рапсакова

Рапсак опять невежествует умом и оскорбляет Бога словами и высоко возмечтал о том, что царь ассирийский взял очень многие города язычников и ни один из них не был спасен лжеименными богами, в нем находящимися: но он не знал, что эти боги были дерева и камни и создание человеческой руки и ничего более. Бог же Иудеев есть живый и истинный Бог всего мира, не недавно существующий и измышленный, напротив Творец и самых веков и Зиждитель всяческих и Господь сил.

Итак Рапсак думает, что для Иудеев самым очевиднейшим доказательством того, что они непременно будут взяты в плен, хотя бы им помогал великий Бог, будет служить то, что ни один из богов Эллинских не мог спасти города или страны, в которой он был почитаем. Посему и говорит: где есть бог Емафов и Арфафов? Присовокупляет и то, что не могли спасти от руки моей и Самарию. Но я сказал бы ему: о несчастнейший! и они покланялись золотым тельцам и страна их взята (тобою), потому что Бог лишил их Своей помощи. И как я прежде сказал: если ни один из эллинских богов не спас своего города, то это нисколько не относится к истинному, действительному и великому Богу; ибо они (божеское достоинство) получили от искусства человеческого и только кажутся такими, а Он повелевает вселенной, имеет непобедимую десницу и есть Господь, управляющий силами. Рапсаку никто не отвечает, потому что царь повелел молчать, и весьма благоразумно. Ибо надлежало скорее оплакивать грубые слова, варварское превозношение и наглые речи против Бога, чем отвечать на них. И этому, думаю, учит блаженный Давид, говоря: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс. 38:2, 3).

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

Безумный язычник думал, что Бог Израильский – такой же бог, как и у языческих народов. Для человека, верующего во единого истинного, Живого и всемогущего Бога, слова Сеннахирима, царя Ассирийского, передаваемые иудеям Рапсаком, его посланным, кажутся безумными и смешными. Да не обольщает вас, говорит, Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Каждая страна имеет, говорит, своего бога: я победил эти страны: боги не могли защитить ни одной из них. Вот я разрушил Емафу и Арфафу, город Сепфаруим и Самарию, – где же боги их, зачем они не пришли на помощь? Если они все были бессильны избавить от руки моей свои страны и города, то кто Бог ваш, чтобы Ему избавить Иерусалим от рук моих? Язычник по-язычески и рассуждает. Какое мрачное, ограниченное понятие о Боге! Как слепы были язычники! Присносущная сила и божество великого Живого Бога через рассматривание творений видимы (Рим. 1:20), а язычники не замечали этих свойств единого всемогущего Бога. Своею верою он измеряет и веру других, думает, что у людей все боги таковы, как у означенных народов. Цари – местоблюстители Бога Небесного.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 18–20 Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?

Всякий народ, при крайних бедствиях, когда бывает склонен даже изменить своему царю, однако еще не решается отступить от своего бога. Поэтому и Езекия последнее основание своей надежды имел в Боге; эту же надежду горячим словом возбуждал и в народе. В виду этого Рапсак старается поколебать в народе даже и такое глубокое основание надежды. Как язычник, он признает, что в каждой стране и у каждого народа в его городе есть свой бог – покровитель и защитник своей страны и своего народа; и – потому, как народы, так и боги их, побеждаются одни другими. Рапсак убежден в могуществе царя ассирийского и его бога и свидетельствует это, указывая на совершившиеся и всем известные события, как царь ассирийский, при помощи своего бога завоевал сильные города Сирии – Емаф, Арфафа и Сепфарим. Не предполагая сомнения в том, он спрашивает: «где боги городов – Емафа, Арфафа и Сепфарима?» разумеется, этих богов нет уже в этих городах, боги этих городов побеждены, капища их разрушены и сами идолы взяты в добычу. Но, размышляет далее Рапсак, если это совершил царь ассирийский с богами нескольких больших и укрепленных городов, то может ли устоять Иерусалим? предполагается, что нет, и Иегова не защитит своего города, хотя бы Он и желал этого. Так дерзко думать Рапсак имел некоторое основание и сам указывал его, а именно то, что его повелитель Сеннахирим: взял Самарию, столицу родственного и соседнего царства Израильского, где тоже чтили Иегову, хотя под видом поклонения двум тельцам. Такая речь Рапсака, до известной степени, могла быть соблазнительна для народа, переносившего уже нужды осады в Иерусалиме и, конечно, не с самоотверженным терпением.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible