Скрыть
Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре

Это служит к тому, чтобы сами неприятели уверовали в великую силу Божию.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-13 Возвратившись же, Рабсак нашел царя ассирийского воюющим против Ловны; ибо он слышал, что он ушел от Лахиса. И услышал он говорящих о Тарахе, царе эфиопском: он вышел, чтобы воевать против тебя. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав: так скажите Езекии, царю иудейскому, говоря: пусть не обольщает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, говоря: не будет отдан Иерусалим в руку царя ассирийского. Вот ты слышал о всем, что сделали цари ассирийские со всеми землями, которые, они раззорили, и сможешь ли спастись ты? Спасли ли их боги народов, которых разорили отцы мои Гозаньи Харан, и Рецеф, и сынов Едема, которые были в Фалассаре? Где царь Емафа, и царь Аркада, и царь города Сафарваит Ани [или Сафарваима Анеи] и Авы

В тех же словах и в том же смысле написано в книге Царей и Дней, что Рабсак по воле Господа оставил осаду Иерусалима и отправился к господину своему, узнав о нем, что он, или оставив, или взяв Лахис, пошел, чтобы завоевать Ливну. Также сам Сеннахирим, услышав, что Тиргак, царь эфиопский, начинает войну против него, выходит навстречу идущему и, тем не менее, посылает послов к Езекии и письма, чтобы словами убедить тех, которых еще не покорил силою. И так сказал народу: Пусть не обольщает вас Езекия (4Цар. 18:29), так с тем же богохульством говорит царю: Пусть не обманывает тебя Бог твой. И указывает на пример предков, что как прочие земли не могли освободить боги их от рук их, так не спасется и Иерусалим.

При исчислении же прочих народов он указывает на Ану (Ana) и Аву (Ava), которые семьдесят соединили вместе, сказан Анавегава (Anavegava), и союз и, то есть вав, между двумя народами, Ана и Ава, так поставили на еврейском языке, что они для незнающих кажутся одним народом или городом. Ясное мы кратко пробегаем, чтобы остановиться на трудном.

А что Сеннахирим, царь ассирийский, воевал против египтян, и осаждал Пелузий, и что уже по возведении окопов для взятия города пришел Тараха, царь эфиопский, на помощь и в одну ночь пало от язвы восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, об этом говорит Геродот и очень подробно Бероз, написавший халдейскую историю, но достоверность книг их еще подлежит исследованию.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.8-13 И возвратися Рапсак, и обрете царя Ассирийскаго облежаща Ловну: и услыша царь Ассирийск, яко отъиде от Лахиса, и изыде Фарака царь Ефиопский воевати нань: и услышав возвратися и посла послы ко Езекии, глаголя: сице рцыте Езекии царю Иудейску: да не прельщает Бог твой тебе, на негоже уповая еси, глаголя, яко не предастся Иерусалим в руце царя Ассирийска: или не слышал еси ты, что сотвориша царие Ассирийстии, како всю землю погубиша, и ты ли избавишися? еда избавиша сих бози язычестии, ихже погубиша отцы мои, Гозан и Харран и Расем, иже суть во стране Феемафи? где суть царие Емафовы, и где Арфафовы, и где града Епфаруема Анагугана

Может быть после того, как взят был Лахис и подчинен был варварской власти, после него осаждаема была Ламна. Здесь, говорится, Рапсак нашел Ассириянина, который был в большом страхе. Ибо против него выступил в поход Фарак, царь Эфиопский. Потом, убоявшись, чтоб по взятии им страны, не лишиться ему самых лучших владений, – оставляет Иудею и спешит в свою землю, но не оставил свойственной ему дерзости. Воспламененный бессильной злобой от того, что Израильтяне или жители святого города, не послушавшись слов Рапсака, не захотели покориться ему, несчастный опять говорит хульные речи против славы Божией и некоторым из слуг своих повелевает поспешно идти к Езекии и возвестить ему сказанные им слова. А это были хулы на Бога, потому что он прямо говорил: поелику боги других стран или народов погибли вместе с поклоняющимися им; то и Сам Бог Евреев не может избавить или исхитить их из руки Ассириян. Потом перечисляет опустошенные им города, которых, вероятно, было много и из коих некоторые сильно пострадали. Этим самым и в тех, которые возложили свое упование на Самого Бога, Владыку, возбуждает страх, что и они погибнут.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 9б-13 Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав: так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре? Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?

Не желая совсем без успеха возвратиться в Ассирию и опасаясь вступить в битву с Фараоном, Сеннахирим пытается еще раз склонить Езекию к сдаче Иерусалима и, вместе с иудейским войском, встретить Фараку; поэтому вторично отправляет к Езекии своих послов, но говорит через них то же, что и в первый раз. С особенной настойчивостью Сеннахирим указывает на то, что его предки – цари ассирийские взяли многие укрепленные города, покорили их царей и жителей, и боги этих народов не спасли своих почитателей.

(Гозан – город и область с тем же именем на р. Хабаре (по араб­ским писателям Заузан) между горами Армении, Азербайджаном, Диарбекиром и Мосулом, где проходит р. Хабур (которую арабский писатель Якут называет Хабур Хазании) и впадает в Тигр выше Мосула. – Харран, на берегу левого притока Евфрата, древнейший город Месопотамии (Быт.11:31;12:5;27:43), впоследствии известен по низложению Красса. – Расем, евр. Рецеф, вероятно то же, что упо­минаемый Птоломеем город Рисафа, теперь Руцафа в долине Евфра­та, на правом его берегу, между Евфратом и Пальмирой, – Феемаф или Феемад соответствует евр. Телассар – ассирийская область, также, вероятно, в Месопотамии. – Епфаруем, евр. Сепарваим – иначе, вероятно, Сипар, называвшийся «городом Солнца» – в Месопотамии на р. Евфрате. Жители этого города переселенцами были отведены в область Сама­рии. – Анагуган соответствует названиям двух городов, евр. Гена и Ивва. Гена, что у арабов Ана, в Месопатамии, у брода на Евфрат. Ивва – ассирийский город, жители которого сделались также переселен­цами в Самарию (Гезенгус). (ср.Ис.36:18-19)

А потому, уверяет Сеннахирим, и Езекия не должен обольщаться мыслью, что его спасет Бог, и Иерусалим не будет взят. Сеннахирим указывал на действительные успехи своих победоносных предков, – о чем должен был знать и действительно знал Езекия (Ис.37:18-19). А потому слова Сеннахирима глубоко потрясли душу Езекии.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible