Скрыть
И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 30, 32 Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже от себе растет, а во второе лето, еже от себе растет… яко от Иерусалима взыдут останки

После предсказания об истреблении Ассириян пророк возвещает Езекии и другую радость, что Господь умножит земные плоды: в течение двух лет не нужно будет возделывать и засевать землю, но будут все питаться тем, что земля произрастит сама собой.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год - самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их. И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху

«И вот, тебе, Езекия, знамение». Слово направляется к Езекии. «Ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное», т.е.: вы не пойдете в рабство, но будете есть то, что посеяли; этим Он объявляет, что вы не будете побеждены неприятелями. Слова: «и на другой год», как мне кажется, обозначают, что будет изобилие хлеба, т.е. что земля произведет плодов настолько, что их достаточно будет и для второго года. «А на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их. И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху». Это предсказывается для того, чтобы они (иудеи) не были лишены надежды.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 30-32 Тебе же будет такое знамение: ешь в этот год то, что само родится, а во второй год питайся овощами; в третий же год сейте и жните, и садите виноградники и ешьте плод их. И уцелевшее в доме Иудином и оставшееся пустит корень снизу и принесет плод сверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток и спасение от горы Сиона. Ревность Господа воинств соделает это

Все это пророк чрез послов говорит Езекии: что сказал Сеннахирим, что ответил ему Господь; теперь обращается с речью к нему самому, чтобы он не мог сомневаться в том, что сказанное исполнится. И в особенности потому верил народ речам пророков, что они говорили не только об имеющем последовать чрез много столетий, но также о том, что должно было исполниться вскоре и после небольшого промежутка времени: что чрез два года и царь ассирийский погибнет, и город Иерусалим опять будет в безопасности. Знамением предвозвещаемого Мною будущего послужит, говорит, то, что в этот год будешь есть то, что само родится, или по Семидесяти: что ты прежде посеял.

Во второй же год, по Симмаху, питайся овощами, или по ним же, выросшим от прежних посевов и от семени, падавшего на землю. А в третий год, уже по обращении ассириян в бегство и по снятии осады, сейте и жните, и садите виноградники и ешьте плод их: потому что остаток этого малого города, который теперь окружен неприятельским войском и в спасение которого не верят, будет иметь такое обилие во всем и плодородие, что, подобно глубоко укоренившемуся дереву, наполнится множеством плодов. Ибо из Иерусалима и от горы Сиона выйдет остаток, и наполнит землю иудейскую, не за ее заслуги, но вследствие милосердия или скорее ревности Бога, которою Он возревновал против нечестивых о народе Своем.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 30-32 Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже еси всеял, а во второе лето, еже от себе растет: а в третие насеявше пожнете и насадите винограды и снесте плоды их: и будут оставшии во Иудеи, прорастят корения долу, и сотворят в верх плод, яко от Иерусалима будут оставшиися и спасшиися от горы Сиони: ревность Господа Саваофа сотворит сия

Сказавши, что Ассириянин возвратится в свою землю и удалится из страны Иудейской, определяет время, в которое это будет, и говорит: яждь сего лета, еже еси всеял и следующие за сим слова, еще не всем ясно, кому именно дано это знамение, Сеннахириму ли, или Езекии и окружающим его. Но мы объясним смысл написанного, и потом – к кому надобно относить его к тем или этим. Если мы скажем, что знамение дано Езекии, то мы понимаем его так. Иерусалим находился в осаде; и когда очень многочисленное ассирийское войско имело намерение сжечь и взять его; тогда был весьма большой сбор съестных запасов и большой избыток плодов и ими могли поддерживать свое существование те, которые спасались во Иерусалиме.

Итак ты, Езекия, и с тобою весь твой народ, яждь сего лета, еже еси всеял, а во второе лето остаток, а в третие насеявше пожнете: и насадите винограды. Ибо находясь в продолжение целых двух лет в земле Самаритянской, Ассириянин опустошил ее всю. А как только наступил третий год, он убежал после того, как воины, находившиеся с Рапсаком около Иерусалима и осаждающие его, потерпели весьма великое истребление. Итак, в третий, говорит, год будет свобода и у земледельцев и виноградарей будет достаток, если только они решатся насадить виноград, очевидно потому, что мир доставит им и самую безопасность.

А что те, которые уцелели от войны и остались, будут находиться в радостной безопасности, на это намекает говоря, как бы о деревьях, что они пустят корни внизу и вверху произведут семя. И что они будут жить в безопасности и неприкосновенности и вне всякого страха, это дает понять, говоря, что они глубоко пустили корень. И что у них наконец распространится благополучие, на это указывает выражение: сотворят в верх плод. Присовокупляет, что ревность Господа Саваофа сотворит сия. поелику Ассириянин похулил (Бога) и уподобляя Его лжеименным богам дерзнул сказать, что Бог не избавит Иерусалима от руки моей; то, говорит, все это сбудется, потому что возбуждена ревность Всемогущего (о своей славе). Если же изречение: яждь сего лета, еже еси всеял, а во второе лето останок направлено против Сеннахирима; то мы говорим, что привыкшие воевать против стран или городов, когда замедлится осада и война затянется у них на долгое время, принимаются за земледелие, дабы иметь пропитание. И это изречение, понимаемое таким образом, будет относиться и к нему.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год - самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 30 И вот, тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их

В удостоверение истины слова-откровения и для утешения и успокоения Езекии, пророк дает ему знамение, – указывает на особенное действие Промысла Божия: опустошенная Иудея останется в том же виде до третьего года, так что – один год жители будут есть то, что вырастет от прежде посеянного зерна, – другой то, что само собой вырастет без посева, а на третий, когда ассирийцы окончательно водворятся в своей земле, начнутся снова мирные земледельческие занятия – обработка полей и возделывание виноградников; и таким образом не пройдет и трех полных лет, как страх войны исчезнет и народ Божий окончательно успокоится (ср.Ис.7:16 и дал.Ис.8:4). Такие обстоятельства, наперед предсказанные пророком, знаменательны будут в том смысле, что подтвердят истинность его слов и покажут, что настоящие события – наступление войны и прекращение её совершились по воле Бога Вседержителя.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible