Скрыть
И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 37-38 И отыде возвращься Сеннахирим… и вселися во Ниневии. И внегда покланятися ему в дому Насараху (Нисроха), бога своего, Адрамелех и Сарасар (Шарецер) сынове его убиста его мечьми, сами же убежаста в землю Карду. Когда Сеннахирим возвратился в Ниневию, поклонялся богу своему и славил его за спасение от гибели; тогда правда Божия попустила сыновьям его восприять лукавый помысел, и они убили его перед идолом, сами же бежали в Армению. И воцарися Асордан сын его вместо его. Вместо Адрамелеха и Сарасара (Шарецера), которые убили отца своего и, как сказано, бежали в землю Карду, то есть в землю Араратскую.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-38 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него

Смотри, каково неверие: и после того, как он сознал многоразлично силу Божию, он почитал идолов, испрашивая от них спасения, – и потому в то время испытал силу Божию. «И воцарился Асардан, сын его, вместо него». Когда он думал, что достиг дома, с ним случились большие бедствия, чем те, которые произошли от ангела: он пал, убитый своими сыновьями, и никакой пользы не принесли ему идолы, так как они были бессильны. Нельзя сказать, что это произошло оттого, что он не молился идолам, – он был убит во время молитвы перед идолами. Почему же ты, глупый диавол, не помог ему, когда он предан был такому бедствию? Он собрал воинов против варварских народов, и ты никак не помог ему, но допустил смерть многих воинов в чужой стране. Однако он не жаловался на тебя, и не уклонился от тебя, и не хулил тебя, но, пришедши, молился тебе, и почему же ты потерпел убийство его пред тобою? Ясно, что ты совершенно бессилен.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 36-38 И вышел ангел Божий, и поразил в лагере ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]: и встали поутру, и вот все тела мертвых. И отправился и ушел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Киневии. И было, когда он покланялся в храме Несраху богу своему, Адрамелех и Сарасор, сыновья его, убили его мечем, и убежали в землю Араратскую, и воцарился Асараддон, сын его, вместо него

Сто восемьдесят пять тысяч храбрейших человек убиваются в одну ночь ангелом, и, не нанося ран убиваемым, распространяется жестокая смерть, отделяя души от тел по воле Божией. Об этом в Паралипоменон читается: «и послал Господь ангела, который поразил всякаго мужа сильнаго, и воителя, и начальника войска царя ассирийскаго: и возвратился он с безчестием в землю свою» (2Пар. 32:21). Он был сохранен для того, чтобы познать могущество Божие и смирить богохульные уста, и сделаться свидетелем величия Того, Кого немного ранее он презирал.

Прибавленное же: и встали поутру мы можем относить или к израильтянам или к остальным войскам его, хотя в книге Царей написано, что когда сам царь встал на рассвете, то увидел все тела мертвых (4Цар. 19:35). Так же Фараон сохраняется при десяти казнях египетских, чтобы погибнуть последним, что испытал (или имел испытать) и этот [Сеннахирим]. Ибо когда он возвратился в Ниневию, главный город царства своего, и покланялся в храме Несраху богу своему, как будто бы он одержал победу над врагами, и вошел в капище идола своего торжествуя и выражая благодарность; то презритель истинного Бога умерщвляется в капище ложного божества, и погибает не от меча, что было общим со многими, а от отцеубийства сыновей. Когда они убежали в страну Араратскую, под которою разумеется Армения, то на место отца вступил Асараддон, о котором Писание свидетельствует, что он послал жителей в Самарию, чтобы земля не оставалась невозделанною. Араратскою же называется ровная страна в Армении, орошаемая Араксом, чрезвычайно плодородная, при подошве горы Тавра, которая простирается до нее. Следовательно и ковчег, в котором спасся Ной с детьми своими, был отнесен, по превращении потопа, не вообще к горам Армении, называющейся Араратом, но к весьма высоким горам Тавра, которые возвышаются над равнинами Араратскими (Быт. 8:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 36-38 И изыде Ангел Господень и изби от полка Ассирийска сто осмьдесят пять тысящ. И воставше заутра, обретоша вся телеса мертва. И отиде возвращься Сеннахирим царь Ассирийский и вселися в Ниневии. И внегда покланятися ему в дому Насараху (Ασαρακ) отечества началнику своему, Адрамелех и Сарасар сынове его убиста его мечьми, сами же убежаста во Армению. И воцарися Асордан (Αχορδὰν) сын его вместо его

К обещаниям с пользою присовокупляет исполнение ожидаемого, чтоб Бог всяческих не показался говорящим ложь; ибо было истреблено войско ассирийское, не руками Иудеев побежденное, не потому, что кто-нибудь направил лук против них, поднял копье для битвы, обнажил меч, не потому, что кто либо начал битву на могучих конях, но потому, что ангел поразил их несказанною силою и обратил их в бесчисленное множество трупов. Итак, Сеннахирим был поражен ужасом при виде сего чуда, хотя он был весьма храбрый военачальник, и едва перебрался на родную землю и, совершенно лишившись войска, которое привел с собою, в жалком виде возвратился в отечество.

И вселися, говорит, в Ниневии. Так наконец обетования Божии приведены были в исполнение. Ибо пал Сеннахирим в дому, покланяясь своему некоему отечества начальнику, очевидно одному из отцов или дедов по плоти. Ибо те, которые раз впали в заблуждение, обыкновенно воздают поклонение не только нечистым духам, но и некоторым, по своему выбору, умершим; потому что однажды сбившись с прямого пути, они необдуманно устремляются ко всему, для них приятному. А убийцами его, говорится, были сыновья его. Ибо когда произнесен над кем-либо божественный приговор, то подпавший ему повсюду подвергается опасности и как бы постоянно идет сам навстречу своим собственным врагам. Для них не может быть ручательством безопасности ни кровное родство, ни любовь и расположение, свойственные детям по отношению к родителям; напротив они низвергаемы бывают в глубину погибели теми самыми, от кого им во время опасности естественно было ожидать спасения.

И относящееся к внешней стороне исторического повествования рассказано нами, думаю, не без украшения, но полагаю, что следует сказать что-нибудь о внутреннем ее смысле для утешения духовных. Ибо святой город, то есть, Сион или Иерусалим, был прообразом церкви Христовой – самого истинного Сиона. Ее иногда, или, лучше, всегда, осаждают враги истины, то есть изобретатели нечестивых ересей, и нападают не одни они, но поддерживаемые некоторым образом мирскими властями, потому что это внушает им мысленный Сеннахирим, то есть сатана, который как бы направляет (против нее) подвластных ему и привыкших исполнять его злоумышления. Когда же они приходят, – начинают спор с предстоятелями истины и много оскорбляют славу Божию; они могут совсем не услышать никакого ответа.

Ибо терпящие нападению могут молчать; потому именно и блаженный Павел учит, говоря: не словопретися, ни накую же потребу (2Тим. 2:14), и опять: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый (Тит. 3:10, 11); потому что для тех, которые однажды всецело предались заблуждению и обману и подчинились лжи, может быть излишне слово тех, которые обыкновенно приносят пользу слушающим. Ибо написано: во уши слушающих глаголи (Притч. 23:9, Сир. 25:12). Итак, когда враги истины обещают почести и покой, подобно преступному Рапсаку, или угрожают опасностями и войной; тогда надобно прибегать к Богу и полагаться только на высшую помощь. Ибо высшей и всемощной десницы достаточно будет как для спасения тех, которые привыкли поступать правильно, так и для погибели тех, которые воспротивились ей. Ибо она обратит их в бегство некоторою неизреченною силою и таким образом освободит от войны Сион святой и непорочный, то есть Церковь: ибо врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 36–37 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии

Неоднократно и разным образом Господь истреблял врагов своего народа, иногда и при посредстве ангелов, как это было в Египте. Так и теперь совершает казнь Божию ангел Господень, может быть верховный вождь небесных Сил, ревностный защитник народа Божия, Архистратиг Михаил (Дан.10:13,21;12:1).
(Есть «иконы св. Архистратига Михаила с житием его», где, между прочим, изображается и поражение Архистратигом ассирийского войска. (Икона «Собор Архистратига Божия Михаила», 1734 г. – в Тульском Епархиальном Древлехранилище).
Совершив эту казнь над дерзким врагом Божиим, может быть, действием какой-либо стихийной силы, – ударами молнии или силой жгучего и удушающего ветра (ср.Ис.30:30-33;31:8;33:11-12), – Бог истребил эти сто восемьдесят пять тысяч воинов – большую часть ассирийского войска, которого было под начальством самого царя и Рапсака, конечно, на много больше, так как Сеннахирим хвалился, что ногами своих боевых коней он осушил источники и реки (Ис.37:25). А оставшиеся, вставши утром, увидели мертвые тела погибших и, конечно, пришли в ужас от страшного поражения. Теперь, имея только немногочисленный остаток войска и притом пораженный страхом, Сеннахирим вынужден был поспешно удалиться от святого города Давидова и поселился в своей столице – Ниневии.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible