Скрыть
«о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3 В то время, разболеся Езекиа до смерти… И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною и сердцем правым

Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

«о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно

Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4Цар. 19:35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его, говорит ему Исаия: Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь (4Цар. 20:1). Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия но, вспомнив слова Писания: Когда бы ты повернул назад и восстенал, тогда бы спасся (Ис. 30:15), он обратился к стене, и от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4Цар. 20:3). Ибо для того, чтобы исцелиться мне, мне довольно вспомнить о Тебе. Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить. И тому, которому, по изречению пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприняло обратное движение.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

«о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно

Почему же он не надеялся на свою добродетель? Потому что он видел лучшее, чем скорби. Говорит – «пред лицем Твоим» не для хвастовства и не для того, чтобы этим доставить себе славу человеческую, но с совершенным сердцем. Он прибавляет слезы для того, чтобы как можно яснее показать, что он не только надеется на добродетели, но также имеет надежду получить спасение в милосердии Божием. Видишь ли, он не произносит многих слов, но только показывает благочестие сердца. Так все здесь сосредоточено.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 В те дни заболел Езекия даже до смерти. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: распорядись на счет дома своего, потому что ты умрешь, а не останешься в живых. И обратил Езекия лице свое к стене, и помолился Господу, и сказал: умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими. И плакал Езекия плачем великим

Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч. 3:12). Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрет, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его. Это именно мы читаем и у пророка Ионы и в угрозах против Давида, о которых говорится, что они сбудутся, но которыя не сбылись, не потому что Бог изменяет приговор, а потому что Он призывает человеческий род к познанию Его. Ибо Он есть Господь, каяйся о злобах (2Пар. 36:24, молитва Манассии ст. 6, Иоил. 2:13, Ион. 4:2).

И обратил Езекия лице свое к стене, ибо к храму идти он не мог, и именно к стене храма, подле которого Соломон построил дворец; или вообще к стене, чтобы не казалось, что он выставляет свои слезы на показ присутствующим; или, по крайней мере, по Иеремии, который словом cir, то есть стеною называет сердце:к сердцу своему, чтобы всем умом умолять Господа.

И говорит: умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими. Слыша, что он умрет, не просит жизни и очень многих лет, а предоставляет суду Божию, что угодно будет даровать, ибо знал, что Соломон тем был угоден Богу, что не просил многих лет жизни: но имея идти ко Господу, говорит о делах своих, как ходил пред Ним в истине и с сердцем совершенным. Счастлива совесть, которая во время огорчения воспоминает добрые дела: ибо блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). И так как в другом месте пишется: кто похвалится чисто имети сердце (Притч. 20:9). то это так объясняется, что совершенством сердца теперь называется в нем то, что он истребил идолов, ниспроверг сосуды храма Ваалова, сокрушил медного змея и совершил прочее, упоминаемое Писанием (4Цар. 18:3-5, 2 Пар. гл. 29-31). Плакал же плачем великим по обетовании Господнем Давиду, которое с его [Езекии] смертию, как он видел, имело погибнуть. Ибо в то время Езекия не имел сыновей, так как по смерти его Манассия начал царствовать в Иудее, будучи двенадцати лет (2Пар. 33:1), из чего очевидно, что Манассия родился после третьего года дарованной ему [Езекии] жизни. Следовательно весь этот плач происходит вследствие того, что он терял надежду на рождение Христа от его семени. Другие утверждают, что весьма святые мужи страшатся смерти по причине неизвестности суда и незнания приговора Божия о том. какое местопребывание они будут иметь. И вместе разрешаются вопрос о судьбе и узы необходимости и причин, потому что день смерти не определен заранее для каждого, но по воле Божией и по неведомым для смертных причинам или живет или умирает кто либо, в особенности когда и решенная теперь неизбежность смерти отсрочивается, и когда мы читали, что после смерти очень многие были воскрешены.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Бысть же в то время, разболеся Езекиа до смерти: и прииде к нему Исаиа пророк сын Амосов, и рече к нему: сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умираеши бо ты, и не будеши жив. И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господь, како ходих пред тобою со истиною и сердцем истинным, и угодная пред тобою сотворих. И плакася Езекиа плачем великим

Езекия был одним из самых знаменитых по благочестию царей и посему имел великую славу; ибо он ниспроверг жертвенники, разрушил капища, сжег находившееся в капищах, вырубил рощи и не переставал служить Богу установленными в законе жертвами. Покорил соседних с Иудеей варваров и многих из них обложил данью и пошлинами: восстановлял города и, кратко сказать, достигнув в избытке высшей славы, он по справедливости сделался предметом удивления, но как, говорят дети Евреев, он скоро удалился от должного и высоко возмечтал о себе и впал в сети гордости.

По этой причине Бог из любви к нему простер на него жезл: его же бо любит, говорит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Ибо подобно чадолюбивому отцу, Он наказывает ударами людей, направляя их к лучшему и отвращая их от сокрытого в них зла. Как самые опытные и искусные врачи подвергшиеся гниению члены тела или подвергают прижиганию, или отрезают ножом и обыкновенно делают это не по ненависти к болящему, а напротив движимые состраданием к нему; так точно, думаю, и Бог всяческих пресекает вредные последствия присущих нам болезней посредством соответственных наказаний, да не с миром осудимся, по написанному (1Кор. 11:32).

Итак, царь Езекия впал в болезнь и подвергался жребию всех злых, ибо он находился в крайней опасности, по слову пророка, который говорит, что он умрет, и что ему следует распорядиться домом своим. Так сделал Бог не потому, что не знал, что он будет жить и исцелится от опасной болезни но (Божию) милосердию к нему, но потому, что призывал и побуждал его к молитве, дабы просивший получил от него милость; ибо Он сострадателен к тем, которые любят Его, и присным подает просимое и внимает словам умоляющих Его. Так и совершилось. Ибо помолися Езикия, глаголя: помяни, Господи, како ходих пред тобою с истиною, и сердцем истинным, и угодная пред Тобою сотворих. Прекрасно дерзновение праведных; ибо они как бы просят вознаграждения за то, что ими сделано, и плодов их доброй жизни. Ибо Бог всяческих радуется на тех, которые жили сообразно с законами, и легко склоняется на просьбу тех, которые ведут добрую жизнь, когда видит их в слезах и в усиленной молитве.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-8 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 20:01-20:7.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 2–3 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно

Огорченный известием о приближающейся смерти. Езекия не предался, однако, отчаянию; но, признавая, что болезнь и преждевременная смерть являются наказанием Божиим за его грехи, он обращается к Богу с молитвой, в надежде, что Господь увидит его сокрушенное сердце и пощадит его, как пощадил некогда его праотца – Давида, которому возвестил грозный суд Божий Нафан пророк, и как некогда пощадил Он пророка Иону. В молитве своей Езекия особенно указывает на свои богоугодные дела, дабы тем выразить свою преданность Богу при всех неблагоприятных обстоятельствах своего царствования.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible