Скрыть
а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Горе беззаконному, лукавая бо приключатся ему по делом руку его

Утверждаю, что сие сказано о Божием суде, которым воздается каждому по достоинству. Если же горе беззаконному, потому что лукавая приключатся ему по делом его, то ужели, кто не исполнил неправды на деле, но совершил ее в тайне сердца, того не постигнет наказание, и не должно быть применено к нему сие горе? Или, сказав о совершенном в зле, Пророк тебе предоставляет заключить по сходству и о прочем. Ибо совершенное злонравие – грешить и мыслью, и делом; половина же зла, когда грех ограничивается одним мысленным устремлением. Посему согрешающий мыслью не останется вовсе не наказанным, но в какой мере не полно зло, в такой уменьшится его наказание. Итак, горе беззаконному, лукавая бо приключатся ему по беззакониям и по делом руку его, потому что руки суть орудия мысли. Посему к чему направлено первоначальное, к тому же направлено будет и приводимое в действие.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

А беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за [дела] рук его

Видишь ли, что от нас всегда зависит мера и начало наказания? Потому пророк опять плачет, сетует и сокрушается, что иудеи злоумышляли сами против себя и хуже всякого врага вредили своему спасению, а что может быть бедственнее этого?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-11 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его

По еврейскому и прочим тройникам это имеет такой смысл: горе им, поелику они получили по своим преступлениям; поэтому вы, слушающие или читающие, книгу пророка, восхвалите правосудие Божие, потому что Он хорошо сделал, что нечестивые вкусили труды рук своих. И горе нечестивому народу за зло; ибо он получил то, чего заслуживал: предавший Князя своего Римской власти сам подвергается рабству Римскому.

По Семидесяти же толковникам, сказавшим: горе душе их, потому что замыслили умысл лукавый против себя самих, говоря: свяжем Праведного, так как Он бесполезен нам, и таким образом будут вкушать плоды дел своих, ясно говорится о страдании Христовом, что вступили в лукавый замысл не столько против Праведного, сколько против себя самих и своей души, и теперь вкушают плоды дел своих. Ибо что человек посеял, то и пожнет, и каждый будет нести свое бремя (Гал. 6:5-8).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сего ради ныне смирися слава их, и студ лица их противу ста им: грех же свой яко Содомский возвестиша и явиша

Указывает на время унижения Иудеев и говорит: ныне смирися слава их, пополняя, что (это случилось) в особенности за то время, в которое язык их беззаконно нечествовал против Христа; тогда постигли их всякого рода унижение и они впали в бесчестие. И каким образом их язык, вместе с непокорностью, произносил нечестивые слова, сам пророк объясняет нам, оставляя в стороне все другое и вспоминая одно только последнее их нечестие. Ибо они и всегда враждовали против Христа и, уязвляемые стрелами зависти, всячески злоумышляли против Него. А когда привели Его к Пилату, тогда в особенности обнаружили они и проявили свой грех, как грех Содомский. Ибо как жители Содома, страдавшие дикою необузданностью желаний и побеждаемые противоестественными удовольствиями, нападали на блаженного Лота, требуя вошедших к нему мужей для совершения над ними постыдного дела, так как в них попрана была всякая стыдливость и ими овладело неодолимое бесстыдство; подобным же образом, думаю, и Иудеи обнаружили свое беззаконие, вопия и говоря Пилату о Христе: возми, возми, распни Его (Ин. 19:15). За такие их слова (Бог) обвинял их через одного из пророков, говоря: я оставил дом мой, бросил наследство Мое и отдал возлюбленную душу Мою в руки врагов её. И стало для Меня наследство Мое как лев в лесу; он издал голос свой против Меня; посему я возненавидел его (Иер. 12:7-8).

Ст. 9 – 11 Горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть: убо плоды дел своих снедят. Горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом руку его

Теперь пророк оплакивает народ иудейский и указывает причины сетований оных. Ибо, говорит, они сказали в себе: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть. Ибо они не приняли чрез веру Спасителя всех Христа, но постоянно бесчестили Его и думали, что ни какой пользы не будет от жизни Того, Кто пришел, чтоб чрез Него сделалось новым все, что в нас, и чтоб привести от подзаконной жизни в духовную потомков Израиля. Посему предположивши, что не будет от Него никакой пользы, они предали Его смерти, хотя Он ожил опять как Бог, опустошивший ад и разрушивший державу смерти. Ибо Он – жизнь и источник жизни. Но они умыслили против себя самих, восхотев связать праведного. И они поедают плоды дел своих. Ибо что человек посеял, то и пожнет. И те, которые ведут добрую жизнь и имеют душу, исполненную любовью к Богу, получат от этого благие плоды: противники же и непокорные и восстающие против славы божественной будут вкушать плоды дел своих, то есть, огонь, суд и наказание и все, что бывает следствием гнева божественного. Такие бедствия непременно постигнут тех, которые решились противиться Богу. Поистине горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом рук его. И как они привели Иисуса к Пилату и предали Его необузданному гневу воинов, так и сами они, говорит, преданы будут войскам римским. И мы увидим, что об этом очевидно говорит он устами Иезекииля; так как сказано нечестивому и богоубийственному Иерусалиму: как ты сделал, так будет и тебе. Воздаяние Твое возвратится на твою голову.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его

В Ветхом Завете повсюду почти проводится идея о соответствии судьбы человека с его поведением (ср. Притч. 1:31; Втор. гл. 28 и др. места).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.11   а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

     Человек приниженный и бедный, но честный и богобоязненный, получит утешение от Бога в то время, когда высокопоставленные, богатые и властные, но гордые притеснители будут жертвой гнева Его, пойдут в плен в жалком виде рабов – обнаженных, избитых и осрамленных (Ис.3:16-17,23 )

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible