Скрыть
Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Ст. 1-2 Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог вам… Глаголите в сердце Иерусалиму, возвестите ему мир

Небесный Отец наш всем облеченным в Божественный Дух Его открывает свою безконечную благость к человеческому роду и побуждает исполнять следующия слова Писания: Утешайте, утешайте люди Моя. Священницы глаголите в сердце Иерусалиму.

Письма к монахам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог вам… Глаголите в сердце Иерусалиму, возвестите ему мир

Поскольку Езекия не просил в молитве об отвращении гнева Божия от сыновей его, как просил об избавлении своем от смерти, то Исаия, по повелению Господа, обращается с проповедью к праведникам Иудейского сонма, и говорит: утешайте, утешайте люди Моя… священницы. Иерусалим исполнился силы, яко прият от руки Господни сугубы все грехи своя. Иерусалим усилился, услаждается грехом, и за это принял он от руки Господней сугубы все грехи своя, то есть подвергся тяжкому и достойному осуждению; не одним наказанием наказан, но многие понес казни.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима». Пророк не напрасно повторяет это, потому что предсказание дается ради тех, которые пришли в отчаяние; как Аврааму Бог говорил: «Авраам! Авраам!» (Быт.22:11), так и здесь: «утешайте, утешайте». Предложив иудеям прежде многие и великие слова обвинения, предвозвестив им многоразличные, имевшие быть, бедствия, устрашив их ум страшными словами, Бог, движимый милосердием, теперь вдруг говорит: «народ Мой», о котором в ином месте Он воззвал: «поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой» (Исх.32:7). Тогда он достоин был называться народом Моисея, а не Бога. Но праведный раб, любящий господина своего, ужели потерпел, чтобы этот народ был его народом? Никак. Почему же Бог сказал: «развратился народ твой»? Чтобы побудить их к молитвам. Когда же он сказал: «оставь Меня» (Исх.32:10), то этим показал, что убеждает его молиться. «Священницы (в русском переводе этого слова нет), говорите к сердцу Иерусалима». Свойство священников – заступаться и исправлять; они – гавань народов, заступники для умилостивления Бога, посредники между Богом и людьми. «Возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои». Мы говорим, что Бог не воздает по грехам каждому, сообразно изречению: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» (Пс.129:3) между всеми живущими? А ты говоришь: «от руки Господней принял вдвое за все грехи свои». Таково свойство милосердого отца – наказывать мало и это наказание представлять великим, так как любовь не терпит видеть многочисленность наказаний осужденных; иначе, Он желает дарованием благ вновь привести их к вере. «За неправды его сделано удовлетворение»: приятны эти слова тем, которые подверглись наказанию, так как они означают обыкновенно разрешение грехов.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Утешайте, утешайте, народ мой, говорит Бог ваш: говорите к сердцу Иерусалима и призывайте его; ибо кончилось время нечестия его, беззаконие его отпущено. Принял он от руки Господней вдвое за все грехи свои

По прочим переводчикам другие получают повеление утешать вместе и народ Божий и Иерусалим: по еврейскому тексту самому народу повелевается утешать, говорить к сердцу Иерусалима и призывать его. «Говорить к сердцу Иерусалима» есть особенность языка [idioma] Писаний. Ибо кто говорит печальному и бывает ласковым утешителем, о том говорится, что он говорит к сердцу. Этому может учить нас Сихем, сын Емморов, который, по растлении Дины, говорил к сердцу ея и утешал ее (Быт. 34). И везде, где бы ни нашел ты что либо подобное, оно имеет этот смысл. Причиною же утешения служит отпущение грехов, а причиною отпущения— то, что он принял от руки Господней вдвое за все грехи свои. Ибо кто знает волю Господа своего и согрешает, тот биен будет много (Лк. 12:47). И всякий, имеющий в себе обитателем Духа Святого, которого Спаситель обещал апостолам, говоря: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:16); и опять: Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин. 14:26); и снова: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15:26); и: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7), есть утешитель, которому и теперь повелевается утешать народ Божий.

Посему и апостол Павел говорил верующим: Благоугоден Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешали нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор. 1:3-5); и опять: и упование наше известно о вас: ведяще, зане якоже общници есте страстем нашим, такожде и утешению (2Кор. 1:7).

Кто же есть этот народ, который через апостолов и мужей церковных утешает не Израиля, и Иакова и Иуду, как в других местах говорит Писание, но народ Божий, об этом пророк Захария свидетельствует говоря: «радуйся и веселись дщерь Сиона, ибо Я прийду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Ему в народ, и поселятся посреди тебя, и узнают, что Господь всемогущий послал Меня к тебе» (Зах. 2:10-11). Этим свидетельством ясно показывается, что весьма многие народы должны обратиться в народ Божий. И это говорит Господь, посланный Господом, которому имя — Всемогущий. И то должно заметить, что грехи наши не разрешаются, если от руки Господней не приняли мы оные. И не одно и то же — разрешение грехов, и отпущение. Ибо кому они отпускаются, тот не имеет нужды в разрешении, слыша в Евангелии; дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои (Мф. 9:2). Кому же они разрешаются, тому потому разрешаются, что они очищены и разрешены чрез наказания. По свидетельству истории, Иерусалим принял от руки Господней сугубыми грехи свои: в первый раз — от вавилонян, во второй — от римлян. А присовокупляемое Семьюдесятью священники должно спереди отметить обелом.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола

Пророческое слово обращается к временам Христовым и наконец делает ясное предсказание о благодати, получаемой чрез Него. Впрочем, это не представляется сказанным некстати и помещенным не в надлежащем месте. Ибо некоторые, недостаточно изучившие божественное Писание, могут сказать: на каком основании рядом со словами Езекии пророк помещает пророчество о Христе? В ответ на это мы скажем следующее: напомнивши об окончательном покорении земли Иудейской и самого Иерусалима, пророческое слово как бы благовременно и с пользою необходимо должно было присоединит после этого и утешение, данное от Бога. И я предложу краткое, но точное объяснение только что сказанного нами. Было очень много нападений на Иерусалим и страна Иудейская была опустошаема очень часто, – то рукою Ассириян, то соседних варваров и некоторых других опустошавших ее. Окончательное же покорение его совершено Навуходоносором во время царствования Иехонии, когда Израиль в качестве пленника отведен был в страну тех, о ком мы сказали.

Но в царствование Кира он освободился из плена и возвратился в Иудею, вновь построил храм и жил нераздельно до пришествия Спасителя нашего. Итак после того, как сделал упоминание о последнем пленении, когда все, находящееся в сокровищницах царей Иудейских, пришедшие Вавилоняне унесли в свою землю, необходимо было после этого сделать предречение об утешении, совершившемся, очевидно, чрез Христа тем, которые проповедуют божественное Евангелие, он повелевает и говорит: утешайше, утешайше люди Моя, глаголет Господь. Ибо пришествие Христа и Его проповедь была прежде всего для Израильтян призывом ко спасению, потому что Он ясно говорит: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). Итак, говорит, о иереи, служители нового завета, глаголете в сердце Иерусалиму, говорите удобоприемлемое для слушателей слово утешения. Ибо закон был тяжел для всех, учил только теням и образам. Не внося в ум и сердце наставления о необходимом, он едва сообщал как бы внешнее некоторое знание только о буквах.

Спасительная же и евангельская проповедь возвещается при содействии Духа Святого, Который показывает глубину всякой мысли, вводит в духовные умозрения, напечатлевает слова святых и как бы освещает откровеннейшие убежища мысли. Таков был блаженный Давид, поющий и говорящий: в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе. (Пс. 118:11) Но и святым апостолам Спаситель возвестил: сохраните в сердцах ваших слово, очевидно Им сказанное и спасительное. А что евангельская проповедь возвещается святыми тайноводителями уму и сердцу (слушателей) при содействии этому и все совершающего Духа Святого, – это вера может узнать из Священного Писания.

Ибо Бог чрез одного из святых пророков сказал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я из земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:31-33). И блаженный Павел пишет к некоторым: послание наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек. Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных (2Кор. 3:2,3). – Но некоторым кажется, что в вышеприведенных словах Пророка говорится не о служителях божественной проповеди, но священниками называются святые Ангелы, которым в особенности свойственна способность говорить сердцам. Итак утешайте и, говоря, что Бог всяческих оставил гнев свой на них.

Наполнися смирение его; ибо достаточно, говорит, он унижен и грех его разрешен. Яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Не сверх ли должного Бог наказал его и не наложил ли на него наказаний, не соответствующих его винам, а несравненно высших и как бы двойных? Но вероятно ли это? Как же можно будет назвать истинным того, кто говорит: не взыщет Господь дважды за одно и тоже в скорби? Как же надобно понимать сказанное? Поистине, как чадолюбивый и весьма сострадательный отец, причинивши не большую какую-либо печаль согрешающему против него сыну думает, что он чрезмерно разгневался на него (причиной же этого служит нежная любовь и расположение к детям, свойственные отцу); так Бог говорит об утешаемом Иерусалиме, что взяты руки Господни сугубы грехи его, – об Иерусалиме, который подвергся весьма тяжкому обвинению. но наказан Богом умеренно и не соответственно его страшным и тяжким преступлениям. Ибо истинно щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив и истинен, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:8,10).

Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным. Это – время пришествия нашего Спасителя, предтечей Которого явился в пустыне Иудейской божественный Креститель, вопия и говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези его (Мф. 3:3). Предузнавши об этом, и блаженный Захария, отец самого Иоанна, пророчествовал, говоря: и ты, отроча , пророк Вышняго наречешся, предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его (Лк. 1:76). О нем и Спаситель говорил им: он бе светильник горя и светя: вы же не восхотесте возрадоватися в час светения его (Ин. 5:35).

Солнце же правды и истинный свет есть Христос. Священное Писание уподобляет блаженного Крестителя светильнику; потому что степень человеческого ума, хотя бы он исполнен был света и мудрости, в сравнении с божественным и неизреченным светом, с несказанным и безмерным его блеском по справедливости может быть сравнена с малым светильником. Итак что же значит: уготовайте путь Господень и правы творите стези Его? Это объясняет, присовокупляя: всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. Ибо пути бывают широкими, или же едва проходимыми тропинками, а иные бывают каменистыми и едва доступными, так что иногда нужно бывает подниматься на горы и холмы, а иногда спускаться с них и сходить в глубокие расселины. Представим, что все возвышенности и горы осели, а все рытвины и углубления наполнились; тогда-то все кривые пути обратились-бы в прямые и в гладкие плоскости, все неровности и ущелья – в совершенно ровный путь. Когда же это было? Это совершилось в духовном силою смысле самого нашего Спасителя. Ибо в древности всем людям, так сказать, была недоступна превосходная жизнь и непроходима стезя жизни, сообразная с Евангелием; потому что ум всех находился в подчинении мирским и земным похотям и увлекаем был плотскими постыдными страстями. Когда же Он, сделавшись человеком, или плотью, по Писанию, умертвил грех во плоти и разрушил начала и власти и миродержителей мира сего; тогда Он сделал путь к благочестию весьма удобным для нас, и не имеющим ни малейшего пригорка и возвышения и никакой рытвины; напротив превратил его в гладкую поверхность; все кривое сделалось прямым.

И не одно это, но и явится, говорит, слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Господне, яко Господь глагола. Явится, говорит, слава. Как и каким образом? Ибо Он был и есть Единородное Слово Божие, неизреченно рожденное во славе Божества, превыше всякого начальства и власти, престолов и господств и всякого имени именуемого не только в веке сем, но и в будущем. И Он Сам есть Господь славы и мы познали славу Его, тогда как в древности не знали ее. Сделавшись же по устроению Божию подобным нам человеком, Он показал Себя по силе, могуществу и славе равным Богу и Отцу, носящим всяческая глаголом силы Своея, и легко совершающим чудеса, запрещающим твари, воскрешающим мертвых и без труда совершающим и другие чудеса. Итак, явися слава Господня и виде всяка плоть спасение Бога, то есть Отца; ибо Спасителем и Искупителем нам Он послал с неба Сына.

Когда закон оказался совершенно бессильным и прообразовательные жертвы не имели возможности уничтожить грехи, – тогда мы явились совершенными во Христе и освободились от всякой скверны и удостоены усыновления в Духе. В Нем благодать, необходимая для достижения цели спасения, сошла на всякую плоть, то есть, на всех людей. Ибо в сих словах под плотью надобно разуметь человека. Но если бы некоторые оказались не участвующими в спасении; то и в таком случае слово пророка было бы неложно; ибо он говорит о цели Того, Кто почтил нас и пожелал спасти, а не о лености тех, которые были званы. Считает необходимым прибавить: яко Господь глагола, дабы кто-нибудь не подумал, что он говорит ложь, или от своего сердца, или может быть высказывает свое мнение; напротив высказывает мысль Бога и предсказал то, что непременно и всецело сбудется.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш

Утешайте, утешайте… Начальные слова данной главы (40) прямо вводят читателя в тему последней, третьей части книги пророка Исаии и дают надлежащее представление об основном ее характере и тоне - пророчески увещательном, или еще точнее, утешительно-ободряющем. Самое повторение этих слов, по известному свойству еврейского языка, указывает на усиленное подчеркивание заключающейся в них мысли. Блаженный Иероним и Вульгата термин еврейского подлинника - nahamu - перевели не действительной, а возвратной формой - не «утешайте», а «утешайтесь», (consolamini) благодаря чему субъектом, получающим и преподающим утешение, является сам же народ, а не священники или пророки, которых здесь лишь подразумевает, а в следующем стихе греческий перевод LXX даже и прямо вставляет в текст слово «священники».

Народ Мой… Бог ваш… Ударение на местоимениях обычно употребляется в Библии для усиления мысли, в данном случае, очевидно, для усиления мысли о Божественном утешении (см. Ос. 1:9 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 1–2 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои

От нашествия страшного врага, Сеннахирима, Господь избавил Сион чудодейственным образом. Это обстоятельство произвело необыкновенную радость в народе и правительстве. Но через небольшой промежуток времени царь Езекия своей славой как бы затмил славу Божию, – возгордился оказанной ему почестью царем Вавилонским. Господь определил ему за это плен его преемников и народа. Теперь радость сменилась великим горем. Многие дошли до ошибочного сознания, будто Господь намерен совсем оставить свой народ и говорили: «путь жизни нашей забыт Богом, Господь судит нас не по правде, строго, Он совсем отступил от нас» (Ис.40:27). Это голос маловерия и малодушия. Обличая малодушие и укрепляя веру народа, Господь повелевает утешать его обетованием о Спасителе, и с этой целью пророк раскрывает величие свойств Божиих – премудрости, всеведения и всемогущества. Господь называет народ «людьми своими»; а если они еще принадлежат Богу, то и не будут Им оставлены: им определено наказание и отменено не будет; но им определено также и спасение и также не будет отменено. Представляя определенное Богом, но еще будущее бедствие плена, как событие неотложное и решительно непременное, пророк изображает и спасение народа как уже событие настоящее; именно так он поступает с целью наибольшего утешения людей, смущенных гневом Божиим, но искренне верующих в обетования о Спасителе. – По настоятельному требованию воли Божией, утешать народ должны священники: они приносили жертвы, молитвенно ходатайствовали за народ, отпускали ему грехи, преподавали благословение и так утешали его. Священники должны говорить к сердцу Иерусалима, – так, чтобы их слова утешения не оставались только праздными звуками в ушах, но проходили бы в душу и трогали сердце народа, смущенного горем. Так именно говорил царь Езекия к народу и начальниками на площади у городских ворот, когда увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима (2Пар.32:2,6-7 и сл.). Устраняя скорбь изображением будущего спасения, священники должны говорить народу, – «яко наполнися смирение его», т.е. исполнилось время его смирения или рабского унижения в плену, – «разрешися грех его», т.е. неправды его мысли исправлены, пороки жизни покрыты покаянием. Народ принял «от руки Господни сугубы грехи своя»: если от руки самого Господа, то совершенно справедливо и в должной мире, а именно сугубо, т.е. двойное наказание понес народ. Определение народу двойного наказания не противоречит правосудию и милосердию Божию. По закону Ветхого Завета, человек, преступный перед всесвятым Богом, бесконечно прогневлял Его и должен был нести наказание не только сам, но подвергал тому же и потомков своих даже до третьего рода. Поэтому и пленный народ в Вавилоне должен был принять от Бога наказание сугубое (вдвойне) – за свои грехи и за неправды своих отцов. Но понеся это сугубое (двойное, двукратное) наказание, он удостоился тем большего благословения в благодатном царстве Спасителя – Христа.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible