Скрыть
а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся

Терпящии же Господа изменят крепость, то есть праведники, которые надеются на Господа, как Моисей и Халев, изменят крепость, окрылатеют аки голуби, потекут и не утрудятся, распустят крылья, как легкие голуби, полетят и не утомятся.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся

Это и совершается в Крещении, так как юнеют и обновляются те, которые достойны этого Святого Таинства. Говорится: «терпящии» (в русском переводе этого слова нет). Не видишь ли, какова и сколь велика добродетель терпения? Потому никогда не должно падать духом, никогда – страшиться, оставлять надежду, в каком бы положении ни находились дела, никогда не должно приходить в смущение, но всегда быть твердым и переносить все терпеливо. Здесь представляется также и пример веры. Если происходит обновление с орлами, то какое обновление произойдет с людьми, когда они обновятся, просвещенные Крещением? «Потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся». Не видишь ли ты, что с той и другой стороны сияет могущество Бога, как наказывающего, так и спасающего.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 27-31 Зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнет (или ускользнул) от Бога моего»? Разве ты не знаешь или не слышал! Бог вечный, Господь, создавший пределы земли, не ослабеет и не изнеможет, и, премудрость Его неисследима. Он дает утомленному силу и в неимеющих крепости умножает силу. Ослабеют юноши и утомятся, и молодые люди падут от бессилия. Надеющиеся же на Господа возобновят силу, поднимут крылья, как орлы, будут бегать и не утомятся, будут ходить и не ослабеют

Поелику таково величие всемогущего Бога, что ничто не укрывается от Него и все управляется Его волею, то почему говоришь ты, Иаков, то есть два колена, называвшихся Иудиными, и высказываешь ты, Израиль, — прочие десять колен в Самарии отведенные уже в Ассирию: путь мой сокрыт от Господа, и суд мой ускользнет от Бога моего? Смысл же такой: вы говорите, что Бог не имеет отношения к земному и не смотрит на то, что каждый из нас делает. Поэтому и мы несправедливо угнетаемся врагами и истребляемся, по Аввакуму (Авв. 1:13-14), подобно скоту и рыбам, не имеющим правителя.

Им отвечает Бог: разве ты не знаешь и разве не научили тебя слова предшествующих Писаний; или по Семидесяти, ты не знаешь, так как не слышал , что вечный Бог и Творец всего, Господь все знает, все содержит, всем управляет по Своему величию? И Он никогда не ослабевает и не утомляется, так чтобы не мог понять твоего суда и чтобы укрылись от Него пути твои. Неисследима, говорит, премудрость Его, из какого места, как полагаю, заимствованы оные слова Апостола: неиспытани судове Его и неизследовани путие Его (Рим. 11:33), или как перевели Семьдесят: не будет алкать и не утомится. Ибо где пища, там часто бывает голод, если лишаешься пищи, а где голод, там и изнеможение. А так как в Боге нет этого, то почему вы приписываете Ему человеческие страсти?

Напротив того, Он Сам дает силу алчущим и утомленным, и в тех, которые кажутся в мире как бы ничтожеством, умножает крепость и силу, или по Семидесяти, Он дает неболящим печаль, ибо есть печаль, приводящая к смерти, и есть печаль, приводящая к жизни. Поэтому имеющим сердце нераскаянное Он дает печаль, чтобы познали грехи свои. А так как многие привязаны к телесному здоровью и думают, что их юность и отрочество продолжится вечно, то присовокупляет и говорит, что цветущий возраст скоро проходит и крепкое тело становится хилым. Те же, которые не на свои силы, а на Бога полагаются и всегда уповают на Его милосердие, те возобновляют крепость и идут от силы в силу и поднимают крылья, как голуби, и слышат: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102:5); они стремятся к Господу и не изнемогают от стремления к Нему, ходят и никогда не утомляются. Мы часто говорили, что в старости орлы снова делаются молодыми при перемене перьев и что только они одни могут смотреть сверкающими глазами на сияние солнца и блеск лучей его и что посредством этого опыта они испытывают птенцов своих, хорошего ли они происхождения. Таким образом и святые снова делаются юными и, приняв бессмертное тело, не испытывают изнеможения, свойственного смертным, но восхищаются на облаках в сретение Христу и, по Семидесяти, никогда не алчут, потому что имеют пищу в лицезрении Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся

И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцем созерцания и ведения и родителем божественных восхождений и мудрейших помышлений, сочетавшись с супругою — смирением, как говорит божественный пророк Исаия: терпящии Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли (Ис. 40:31).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 29-31 Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль. Взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут: терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут

Размысли же вместе со мною о том, что Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, подает алчущим крепость, – ибо, как Бог и (Бог) вечный, Он никогда не терпит недостатка в питании, – напротив, дает алчущим правды духовную крепость. А равным образом дает и неболезненным печаль. И это разумей двояко, именно: тем, которые, по чрезмерному бесчувствию и по неведению угодного Богу, не знают, что, оскорбляя Его, подвергнутся страшным и неизбежным наказаниям, подает в помощь печаль о том, в чем они претыкаются: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10); или же: тем, которые распяли Христа и вскоре, наверно, радовались сему (ибо в подобном настроении были учители иудеев и те, которые дерзнули сказать: кровь его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), – дает печаль, устроив (так), что они подверглись несчастиям и бедствиям войны, и так как забыли о близости к Нему, то оказались лишенными всякой силы и пищи духовной.

К этому, почти что истолковывая сказанное, присоединяет слова: взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут. В то время, как язычники дошли до того, что истощились и таким образом обессилели и повергнуты были под ноги диавольские, и беспрестанно исполняли угодное нечистым духам, некоторые хотя и были мужественны и полны юношеских сил, но, разумеется, умственно и духовно терпели голод и тяготу. Что же касается тех, которые, по данному в законе руководству, имели понятие о добродетели и исполняли однажды данную заповедь, то и они, говорит, взалчут и утрудятся, то есть бессильны будут к чему бы то ни было доброму. Ибо глад словес божественных, если кого постигнет, делает его во всех отношениях бессильным, расслабленным и неспособным совершить что-либо доброе. А что народ, происшедший от Израиля, погибал от этого голода, между тем как уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа были изъяты от зла, – о сем предвозвещает Бог, еще древле говоря чрез одного из пророков: се, дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8:11, 12).

Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе (Ин.6:51), и даяй живот миру (Ин. 6:33); аще кто снеть от хлеба сего, жив будет во век (Ин. 6:51). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит (Притч. 10:3). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни.

Терпящии же Господа, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поелику Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь (Пс. 117:14). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102:5). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5:4, 5) навыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа (Пс. 30:25).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся

А надеющиеся на Господа обновятся в силе… как орлы… «В то время, как в человечестве наиболее жизненные элементы ослабеют, а избранники преткнутся (koschol ikoschelou), прилепившиеся своей верой ко Господу обновятся силами и бодро устремятся по пути Божию» (Толк. СПб. проф.). Очень выразителен здесь образ сравнения с орлом: известно, что орел в определенный срок меняет свои перья и таким образом как бы обновляется. Отсюда у многих народов древности существовало поверье, что орел, прожив 100 лет, погружается в море и оттуда выходит снова молодым. Отголосок этого поверья, по-видимому, слышится и в известной фразе псалмопевца: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102:5).

Потекут и не устанут… «Орлы сначала поднимут крылья, потом «потекут и не устанут». Последнее выражение означает уже ровное покойное движение вверх, по пути истины к источнику всякой истины и света» (Властов.). Это еще больше дополняет и усиливает выраженную мысль - о непоколебимой стойкости людей, надеющихся на Бога и подкрепляемых Им.

По общему мнению комментаторов данной главы, она по своему содержанию непосредственно примыкает к главе 35 и является как бы ее дальнейшим продолжением. В 35-й главе пророк, между прочим, восклицал: «возвеселится пустыня… скажите робким: не бойтесь; вот Бог ваш… возвратятся избавленные Господом… будет радость вечная…» И вот, основной тон 40 гл. совершенно тот же самый, поскольку он ясно выражен уже в первом стихе: «утешайте, утешайте народ свой, говорит Бог ваш».

Разделяющий эти главы, так называемый, исторический отдел (36-39), как видно из анализа его содержания, рассказывает о нашествии Сеннахирима и о событиях, с ним одновременных, и написан, следовательно, где-нибудь вскоре после указанного нашествия, т. е. после 714 т. до Р. Х. А так как 40 гл. стоит, вообще, в тесной предметной и исторической связи с предшествующими и сама носит на себе некоторый, хотя и слабый, отпечаток тех же самых событий (подавленность и растерянность народа, его сомнения в Божественном Всемогуществе и промысле, указание на тленность и скоропреходящность сильных земных владык и т. п.), то и время написания 40 гл. не без основания можно помещать точно так же как-нибудь около этих событий. Такая тесная хронологическая связь служит одним из лучших аргументов в пользу единства и подлинности книги и, в частности, принадлежности 40 гл. одному и тому же пророку Исаии.

Последнее подтверждается также общностью стиля и, в особенности, наличием характерных для пророка Исаии терминов и выражений, вроде «слава Господня», «уста Господни изрекли это», «пустыня», «всякая гора», «святый» и т. п. Новейшие исследователи текста находят новое и, по их мнению, особенно веское, доказательство единения и подлинности всей книги пророка Исаии в особенностях ее стихотворной конструкции: в симметрии строф, в правильности их чередования и в условном повторении одних и тех же слов.

Французский ученый Condamin, автор одного из самых последних трудов этого типа, устанавливает такое стихотворное деление XL гл.

С 12 ст. - I (строфа),

3-5 ст. - II (антистрофа),

6-8 - III (промежуточная строфа)

9-1 стр. 10-11 ст. - II; 12-17 - III; 18-19… 20-24 - I; 25-31 - II.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 30–31 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся

Когда Господь опустошает землю – посылает зной или бурю, то настает гибельный голод и люди не только слабые по самому возрасту своему, но и юные, от природы полные сил, даже «отборные» – лучшие из юношей будут томиться в бессилии и не будут в состоянии как-либо помочь себе, – спасти себя... А с терпением ожидающие помощи от Бога, не придут к отчаянию, а обновятся в силе, подобно орлам, которые, когда теряют перья, то впадают в болезненную слабость, а когда обрастают перьями, то снова делаются сильными и взлетают на необозримую высоту: так и обновляющиеся в силе, при помощи Божией, пойдут быстро на встречу опасностей на своем пути, будут бороться с препятствиями и не утрудятся, не почувствуют изнурительного голода. Они будут спасены от всякого зла (Ис.40:4-5,10-11).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible