Скрыть
и явится слава Господня, и узрит всякая плоть ; ибо уста Господни изрекли это.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

Слава Господня являлась всегда, но слава Божия наиболее явилась тогда, когда Бог принял природу человека и установил ангельское житие на земле, когда Он перенес в воспринятом теле столь много мучений. «И узрит всякая плоть спасение Божие», а не какого-либо человека, так как все, которые взирали на Него, видели спасение Его. Хотя не все уверовали, однако все видели, – иные верою, иные слухом, а впоследствии все увидят. Так как пророк говорил о великом, то прибавляет и то, что давало веру его словам, так, чтобы уверовали все, говоря: «ибо уста Господни изрекли это». Когда сам Господь будет держать речь, никто не будет неверующим, потому что слово Его есть творец природы и строитель новых вещей. А потому не спрашивай у Него о каком-либо праве. Как я прежде утверждал (по поводу того), что некоторые между языческими философами говорили нечто таковое, так скажу и теперь: когда говорит Бог, не исследуй более. Рабы, слыша слова своих господ, не спрашивают более, не осмеливаются давать вопросы или отвечать, а только исполняют их приказания. Точно также и ты, слыша, что говорил Бог, не испытывай более.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-5 Глас вопиющаго в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте в пустыне стези Бога нашего. Всякая долина возвысится, и всякая гора и холм понизится: и кривое будет прямым, а неровное путями гладкими. И откроется слава Господня, и увидит вся плоть в совокупности, что уста Господни изрекли

Помнящие этот глас книжники и фарисеи и начальники иудейские, когда услышали, что Иоанн в пустыне проповедует крещение покаяния и учит народ, послали спросить его, Христос ли он, или Илия, или Пророк. И когда он ответил, что он никто из них, то посланные опять спрашивают: Кто еси; да ответ дамы пославшим ны: что глаголеши, о тебе самом (Ин. 1:22)? И он ответил: Аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень: яко же рече Исаия пророк (Ин. 1:23).

Здесь должно обратить внимание на то, что прямые пути Господа и стези Бога нашего: наполнение долов и понижение гор и холмов, и выпрямление кривизн, и выравнивание неровностей и крутизна и слава Господа и спасение Бога нашего, проповедуются не в Иерусалиме, но в пустыне Церкви и в пустынном множестве язычников, о каковой пустыне выше мы читали: «радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет как лилия» (Ис. 35:1). Ибо она была лишена богопознания и держалась идолами приниженною по исповеданию, высокою по гордости, непроходимою и неприступною по дикости. Но после того как явилась слава Господня и всякая плоть увидела спасение Божие, все вдруг изменилось, и был приготовлен путь Господу, так что явилась в пустыне слава Божия, когда Господь крестился в Иордане, и небеса отверзлись, и Дух Святый в виде голубя сошел и пребыл на Нем, и слышан был глас Отца, с небес глаголющаго: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволил (Мф. 3:17): Того послушайте (Мф. 17:5). И всякая плоть увидела спасение Божие. Она потому называлась плотию, что прежде не имела Духа Святаго. О ней и Господь говорит: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Но та плоть, о которой Он же чрез Иоиля говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут (Иоил. 2:22), увидит спасение Божие.

Это не только в то время вопиял Иоанн, который, будучи предтечею и предшественником Слова Божия, справедливо называется гласом (Мф. 3:3), но и теперь в пустыне язычников возглашают учители церквей для того, чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах ваших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола

Пророческое слово обращается к временам Христовым и наконец делает ясное предсказание о благодати, получаемой чрез Него. Впрочем, это не представляется сказанным некстати и помещенным не в надлежащем месте. Ибо некоторые, недостаточно изучившие божественное Писание, могут сказать: на каком основании рядом со словами Езекии пророк помещает пророчество о Христе? В ответ на это мы скажем следующее: напомнивши об окончательном покорении земли Иудейской и самого Иерусалима, пророческое слово как бы благовременно и с пользою необходимо должно было присоединит после этого и утешение, данное от Бога. И я предложу краткое, но точное объяснение только что сказанного нами. Было очень много нападений на Иерусалим и страна Иудейская была опустошаема очень часто, – то рукою Ассириян, то соседних варваров и некоторых других опустошавших ее. Окончательное же покорение его совершено Навуходоносором во время царствования Иехонии, когда Израиль в качестве пленника отведен был в страну тех, о ком мы сказали.

Но в царствование Кира он освободился из плена и возвратился в Иудею, вновь построил храм и жил нераздельно до пришествия Спасителя нашего. Итак после того, как сделал упоминание о последнем пленении, когда все, находящееся в сокровищницах царей Иудейских, пришедшие Вавилоняне унесли в свою землю, необходимо было после этого сделать предречение об утешении, совершившемся, очевидно, чрез Христа тем, которые проповедуют божественное Евангелие, он повелевает и говорит: утешайше, утешайше люди Моя, глаголет Господь. Ибо пришествие Христа и Его проповедь была прежде всего для Израильтян призывом ко спасению, потому что Он ясно говорит: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24). Итак, говорит, о иереи, служители нового завета, глаголете в сердце Иерусалиму, говорите удобоприемлемое для слушателей слово утешения. Ибо закон был тяжел для всех, учил только теням и образам. Не внося в ум и сердце наставления о необходимом, он едва сообщал как бы внешнее некоторое знание только о буквах.

Спасительная же и евангельская проповедь возвещается при содействии Духа Святого, Который показывает глубину всякой мысли, вводит в духовные умозрения, напечатлевает слова святых и как бы освещает откровеннейшие убежища мысли. Таков был блаженный Давид, поющий и говорящий: в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе. (Пс. 118:11) Но и святым апостолам Спаситель возвестил: сохраните в сердцах ваших слово, очевидно Им сказанное и спасительное. А что евангельская проповедь возвещается святыми тайноводителями уму и сердцу (слушателей) при содействии этому и все совершающего Духа Святого, – это вера может узнать из Священного Писания.

Ибо Бог чрез одного из святых пророков сказал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я из земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:31-33). И блаженный Павел пишет к некоторым: послание наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек. Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных (2Кор. 3:2,3). – Но некоторым кажется, что в вышеприведенных словах Пророка говорится не о служителях божественной проповеди, но священниками называются святые Ангелы, которым в особенности свойственна способность говорить сердцам. Итак утешайте и, говоря, что Бог всяческих оставил гнев свой на них.

Наполнися смирение его; ибо достаточно, говорит, он унижен и грех его разрешен. Яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Не сверх ли должного Бог наказал его и не наложил ли на него наказаний, не соответствующих его винам, а несравненно высших и как бы двойных? Но вероятно ли это? Как же можно будет назвать истинным того, кто говорит: не взыщет Господь дважды за одно и тоже в скорби? Как же надобно понимать сказанное? Поистине, как чадолюбивый и весьма сострадательный отец, причинивши не большую какую-либо печаль согрешающему против него сыну думает, что он чрезмерно разгневался на него (причиной же этого служит нежная любовь и расположение к детям, свойственные отцу); так Бог говорит об утешаемом Иерусалиме, что взяты руки Господни сугубы грехи его, – об Иерусалиме, который подвергся весьма тяжкому обвинению. но наказан Богом умеренно и не соответственно его страшным и тяжким преступлениям. Ибо истинно щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив и истинен, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:8,10).

Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным. Это – время пришествия нашего Спасителя, предтечей Которого явился в пустыне Иудейской божественный Креститель, вопия и говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези его (Мф. 3:3). Предузнавши об этом, и блаженный Захария, отец самого Иоанна, пророчествовал, говоря: и ты, отроча , пророк Вышняго наречешся, предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его (Лк. 1:76). О нем и Спаситель говорил им: он бе светильник горя и светя: вы же не восхотесте возрадоватися в час светения его (Ин. 5:35).

Солнце же правды и истинный свет есть Христос. Священное Писание уподобляет блаженного Крестителя светильнику; потому что степень человеческого ума, хотя бы он исполнен был света и мудрости, в сравнении с божественным и неизреченным светом, с несказанным и безмерным его блеском по справедливости может быть сравнена с малым светильником. Итак что же значит: уготовайте путь Господень и правы творите стези Его? Это объясняет, присовокупляя: всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. Ибо пути бывают широкими, или же едва проходимыми тропинками, а иные бывают каменистыми и едва доступными, так что иногда нужно бывает подниматься на горы и холмы, а иногда спускаться с них и сходить в глубокие расселины. Представим, что все возвышенности и горы осели, а все рытвины и углубления наполнились; тогда-то все кривые пути обратились-бы в прямые и в гладкие плоскости, все неровности и ущелья – в совершенно ровный путь. Когда же это было? Это совершилось в духовном силою смысле самого нашего Спасителя. Ибо в древности всем людям, так сказать, была недоступна превосходная жизнь и непроходима стезя жизни, сообразная с Евангелием; потому что ум всех находился в подчинении мирским и земным похотям и увлекаем был плотскими постыдными страстями. Когда же Он, сделавшись человеком, или плотью, по Писанию, умертвил грех во плоти и разрушил начала и власти и миродержителей мира сего; тогда Он сделал путь к благочестию весьма удобным для нас, и не имеющим ни малейшего пригорка и возвышения и никакой рытвины; напротив превратил его в гладкую поверхность; все кривое сделалось прямым.

И не одно это, но и явится, говорит, слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Господне, яко Господь глагола. Явится, говорит, слава. Как и каким образом? Ибо Он был и есть Единородное Слово Божие, неизреченно рожденное во славе Божества, превыше всякого начальства и власти, престолов и господств и всякого имени именуемого не только в веке сем, но и в будущем. И Он Сам есть Господь славы и мы познали славу Его, тогда как в древности не знали ее. Сделавшись же по устроению Божию подобным нам человеком, Он показал Себя по силе, могуществу и славе равным Богу и Отцу, носящим всяческая глаголом силы Своея, и легко совершающим чудеса, запрещающим твари, воскрешающим мертвых и без труда совершающим и другие чудеса. Итак, явися слава Господня и виде всяка плоть спасение Бога, то есть Отца; ибо Спасителем и Искупителем нам Он послал с неба Сына.

Когда закон оказался совершенно бессильным и прообразовательные жертвы не имели возможности уничтожить грехи, – тогда мы явились совершенными во Христе и освободились от всякой скверны и удостоены усыновления в Духе. В Нем благодать, необходимая для достижения цели спасения, сошла на всякую плоть, то есть, на всех людей. Ибо в сих словах под плотью надобно разуметь человека. Но если бы некоторые оказались не участвующими в спасении; то и в таком случае слово пророка было бы неложно; ибо он говорит о цели Того, Кто почтил нас и пожелал спасти, а не о лености тех, которые были званы. Считает необходимым прибавить: яко Господь глагола, дабы кто-нибудь не подумал, что он говорит ложь, или от своего сердца, или может быть высказывает свое мнение; напротив высказывает мысль Бога и предсказал то, что непременно и всецело сбудется.

Толкование на пророка Исаию

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 3-5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

Путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, — словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом.

Аскетическая проповедь

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

И явится слава Господня… Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», - справедливо замечает святой Иоанн Златоуст, давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, - продолжает Иоанн Златоуст, - когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания (Исх. 13:21; 40:35; 3Цар. 8:10-11), так и у самого пророка Исаии (Ис. 60:1 и 66:18).

И узрит всякая плоть… Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука (Лк. 3:6).

Ибо уста Господни изрекли это. Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного - прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги (Ис. 1:20; 21:17; 58:14 и др).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 3–5 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это

Боговдохновенный пророк ясно созерцает наступление царства Христова и время всеобщего спасения. Перед взором пророка пустыня: по пути через эту пустыню имеет шествовать сам Господь – Царь Израиля. А потому в пустыне слышится «глас вопиющего» – громкий голос вестника-глашатая: он является перед Господом подобно тому, как обыкновенно в древности являлись «звонкоголосые вестники» перед царями и возвещали народу о времени прибытия царя в известный город, по какому-либо важному делу или об особенно торжественном шествии после славной победы и спасении народа. И как обыкновенно народ приготовлял путь своему царю, так он должен теперь, по гласу вестника Божия, приготовить и путь Господу, чтобы Господь беспрепятственно и незамедлительно пришел, как Спаситель своего народа. Приготовляя путь Господу, народ должен сделать его правым, т.е. прямым: обыкновенный беспрепятственный путь должен быть прям по своему направлению к цели, как ближайший, пролегать на ровной поверхности и должен быть чистым от щебня и порослей терновника; а для этого – дебри, т.е. низины должны наполниться, т.е. должны быть засыпаны, горы и холмы должны смириться, т.е. понизиться, быть срытыми; все стропотное, т.е. не прямое, извилистое, покатое, изрытое должно быть выправлено; все острое – засыпанное острыми осколками твердых камней, поросшее колючим терновником и прочее должно быть сглажено и расчищено. Такое исправление пути есть образ нравственного усовершенствования жизни людей, имеющих войти в царство Божие. Подобно тому, и люди в своей жизни, должны исправиться: все низкое, что питает и усиливает телесные страсти, что унижает человека и приближает его к животному, должно быть заменено благородством и чистосердием; все высокое – гордость и тщеславие, самонадеянность и насилие, должно быть заменено кротостью и смирением; все хитрое и злое должно быть заменено любовью, прямодушием и честностью. – Тогда и явится слава Господня. Некогда слава Божия являлась над горой Синай в виде облака, в котором присутствовал Господь, избавивший народ свой из Египта; являлась она над Скинией собрания, как видимый престол Божий; она наполняла храм Соломонов при его освящении, когда сюда призывались на поклонение все народы; она наполняла храм и в величественном видении пророка Исаии, когда являлся Господь, как царь воинств небесных. Так являлась слава Божия, когда Господь открывал Себя Царем – Спасителем своего народа; подобно тому, и впоследствии явится слава Господня, видимо откроется присутствие Господа Спасителя и Царя мира. – «И узрит всяка плоть спасение Божие.» Не один избранный народ Божий увидит спасение от Бога, как он видел это по выходе из Египта, или в пустыне Аравийской, или в благополучном царствовании Соломона, или при нападении врагов-союзников в дни Ахаза, или при нападении Сеннахирима, нет, – всякая плоть – все грешное человечество, и каждый отдельный человек, утративший силы духа и высокие душевные качества, подчинивший духовные стремления плотским потребностям и как бы ставший плотью (подобно современникам Ноя перед потопом), и всякий такой увидит свое спасение. Оно будет Божие или от Бога, потому что никто из людей не был свят перед Богом (Ис.53:6), никто не мог быть и ходатаем перед Ним за других: «ни ходатай, даже ни ангел, но Сам Господь спасет их, потому что любит их и спасет их»... (Ис.63:9). Это великое утешительное обетование пророк решительно утверждает, как бы клятвой удостоверяет «ибо уста Господни изрекли это».

– Вестником наступления царства Божия и явления Христа-Спасителя, по исполнении времен, явился Иоанн Креститель: он стал перед народом в пустыне Иорданской и здесь проповедовал покаяние, с его истинными плодами, для достойной встречи грядущего за ним Царя-Спасителя. – Это воспоминая, Церковь Православная исповедует об Иоанне в торжественной песни на день его праздника: «Глас Слова, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыне восклицает всем людям: «покайтеся и предочиститесь! ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от тления» (св. Козьма Маюмский).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible