Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 40:6
Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой
Всяка плоть сено, хотя цветет и славится временным титулом царя и властелина и знатностью рода, но скоро увядает; яко трава дние его (Пс. 102:15), и как цвет травный, он засыхает и исчезает.
Василий Великий, свт. (†379)
Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой
Мне желательно тверже укоренить в тебе удивление к твари, чтобы ты, где ни находишься, и какой род растений ни встречаешь, всегда возобновлял в себе ясное воспоминание о Творце. Посему, во-первых, когда видишь на траве зелень и цвет, приведи себе на мысль человеческое естество, припоминая изображение мудрого Исаии: «всяка плоть яко сено, и всяка слава человеча яко цвет травный». Кратковременность жизни, непродолжительность радостей и веселий человеческого благоденствия нашли себе у Пророка самое приличное уподобление. Сегодня цветет телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении, а на утро он же самый жалок, или увянув от времени, или ослабев от болезни. Иной обращает на себя взоры изобилием богатства, вокруг его множество льстецов, сопровождение притворных друзей, уловляющих его благосклонность, множество сродников, которые носят на себе личину, многочисленный рой слуг, то заботящихся об его пище, то исполняющих другие его потребности, которых влачит он за собою, выходя из дому и возвращаясь домой, и тем возбуждает зависть встречающихся. Присовокупи к богатству какую-либо гражданскую власть или почести от царей, или управление народом, или начальство над войском, провозвестника, который громко взывает перед ним, жезлоносцев, которые здесь и там вселяют в подначальных сильный ужас, побои, описание имущества, взятие под стражу, темницы, что все увеличивает в подчиненных нестерпимый страх. И что же после сего? Одна ночь, или горячка, или боль в боку, или воспаление легких, похитив сего человека из среды людей, сводят с позорища, и место его действия вдруг делается опустевшим, и эта слава оказывается ничем, как сновидение. Посему-то составилось у Пророка уподобление человеческой славы самому слабому цветку.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой
А другие переводчики говорят: «все милосердие его»; по-еврейски: ucughisdov, что переводится: «милосердие». Теперь смотри, как Он увещевает нас, чтобы мы желали воскресения; чрез презрение того, что близко нам, Он склоняет нас к желанию высших вещей. Справедливо сказано: «возвещай», так как определение, которое нужно было высказать, было противно мнению каждого и представляло слова мудрости, принять которые весьма многие могли с трудом, судя о них по своему смутному разумению. Потому пророк и говорит: «возвещай», – не сомневайся проповедовать повеленное: оно придает храбрости для плавающих по волнам, чтобы они пустились в более глубокое море. Не бойся, говорить, хотя бы и противились слышанным словам. Не оставляй твоего постоянства, «возвещай», взывай, так как в тех словах, которые ты будешь говорить, заключается великая сила. Хотя бы их никто не принимал, однако ты веруй в силу повеления: ничто не может уничтожить этого определения, потому что оно есть повеление Божие. Не говори: все противятся, все противостоят; твои слова утверждены на истине, а потому взывай свободно: «всякая плоть – трава». Каким же это образом? Ужели это вина Творца? Да не будет. Он не так образовал человека, но тотчас даровал бессмертие. Но ты, который ввел грех, ты сделал человека бесславным. Не думай, что дело рук Божиих – тела из сена; Бог прежде говорит: «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Почему же ты говоришь о сене? Разве тела царей, прекрасных женщин и славных витязей сделаны также из сена? Конечно, говорит; если ты сомневаешься в этом, то обрати внимание на общий для всех конец. Обращал ли ты со вниманием глаза на гробницы? Разве чернь ниже, а богачи превосходнее? Никак; вообще все – пепел, все – прах, потому что все обратятся в прах и пепел. И здесь пророк не только говорит: «плоть», но: «всякая плоть». Так же говорит и другой пророк: «суетен всякий человек!» (Пс.38:12). Смотри же, почему он не говорит: всяк человек, но: «всякая плоть», т.е. тела, которые ходят по плоти. Пророк воспользовался худшим выражением, потому что иудеи делали неправые дела, подобно тому, как и Бог говорит: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт.6:3). Но мы и сено; вы, говорится, «вы не по плоти живете» (Римл.8:9). Смотри же теперь, говорит, на милосердие Божие: тебе, осужденному и низведенному до жалкого состояния, Он вновь дарует силу избавиться от осуждения; ты был сеном, но если желаешь, не будешь сеном; говорится: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» (1Кор.3:12). Видишь ли, все зависит от здания? Если ты исследуешь природу тел, то она не лучше природы трав; подобным же образом она иссыхает и падает, и во время старости в ней не находится ничего юношеского. Если же ты обратишь внимание на знатность души, то ты найдешь, что человек ничем не меньше ангелов: «Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его» (Пс.8:6).
«И всяка слава человеча, яко цвет травный» (русск. перевод: «и вся красота ее – как цвет полевой»). Человеческое тело не имеет каких-либо преимуществ пред прочими телами, но, принимая умножение славы, оно кажется величественнее остальных: облеченный славою показывает некоторый блеск, остальные же являются низшими. Говоря, что не только отпадет сено, но также иссохнет и цвет сена, пророк показывает презрение к славе сильных. Не видишь ли ты князей, свободных от служебных занятий? Можешь ли ты что-либо противопоставить им? Они окружены золотом и жемчугом, сидят верхом на гордых конях, восседают на колесницах, запряженных белыми конями, окружены толпою слуг, впереди и сзади себя имеют телохранителей. Но если явится что-либо внушающее страх, то весьма многими из них овладевает трепет, и часто к вечеру все это распадается. Нет ничего ценнее бедняка, даже нагого. Потому и говорится: «всяка слава человеча яко цвет травный»: хотя бы говорилось о благах, почестях или о красоте, тем не менее все имеет придти в одно и то же жалкое состояние. Но если бывает так с телом теперь, то тем более будет так с ним в будущем. Что ты говоришь? Вот теперь иссохло сено и отпал цвет. Сам Давид говорит: «Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его» (Пс.48:17–18). Но почему ты не сказал, что и живой также оставил ее, т.е. славу? Мне кажется, так сказано для неверующих и мирских душ. Так как для них кажется невероятным, что они в другой жизни получат во сто крат более за то, что они здесь оставили, то Давид утверждает несомненное, именно: когда они умрут, вместе с ними не пойдет их величие.
Почему же ты так часто желал заключать уста тех, которые помышляли только о мирском? Чтобы кто-либо не мог говорить, что у большинства слава оставалась до смерти, и таким образом опровергать слова пророка. Потому он и утверждает, что всякая слава отойдет в конце жизни.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 6-8 Голос говорящаго: возглашай. И сказал я: что мне возглашать? Всякая плоть — трава, и всякая слава ея, как цвет поля. Засохла трава, опал цвет; ибо дух Божий повеял на него: поистине народ есть трава. Засохла трава, опал цвет; Слово же Господа нашего пребудет вечно
То, что отмечается астерисками: ибо дух Божий повеял на него: поистине народ есть трава, засохла трава, опал цвет, прибавлено из еврейского текста и издания Феодотиона. Из этого очевидно, что это или Семьюдесятью опущено, или мало по малу, по вине писцев, исчезло из текста, так как и предыдущий и последующий стих оканчивается словом цвет. Выше мы читали, как пророк говорит: и слышал глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем сим; и рекох: се аз есмь: посли мя. И рече: иди, и рци людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите (Ис. 6:8-9), и проч.
Так как при этом возвещении он претерпел жестокости, то теперь, когда голос Господа говорит: возглашай, он, опасаясь подобного, спрашивает, что он должен возглашать, и, начиная с общего: всякая плоть — трава, и всякая слава ея, как цвет травы, переходит к частному, чтобы тем не менее сказать о народе: поистине народ есть трава. И в самом деле, если кто либо обратит внимание на бренность плоти и на то, что мы ежеминутно растем и стареем, а не остаемся в одном и том же состоянии, и что даже то, что мы говорим, диктуем и пишем, улетает вместе с частицею нашей жизни: то не поколеблется сказать, что плоть — трава, а слава ея, как цвет травы, или как луга полевые. Кто прежде сего был младенцем, вдруг становится отроком; бывший отроком вдруг делается юношею, и чрез неизвестный период времени подвигается к старости, и, прежде нежели удивится, что он уже не юноша, чувствует себя стариком. Прекрасная женщина, увлекавшая за собою толпы молодых людей, наделяется взборожденным морщинами лицем, и возбуждавшая прежде к себе любовь, внушает потом к себе отвращение. Об этом и славный у греков оратор (Исократ Orat, ad Demonic) пишет: «телесная красота или увядает от времени, или пропадает от болезни». Итак иссохла плоть, и опала красота того, который носит на себе образ земного и служит порокам и роскоши, и бывает травою и цветом преходящим; ибо дух ярости и приговора Божия повеял на оную (от общего рассуждения возвратимся к порядку Писания). Кто же имеет и охраняет в себе образ небесного, тот есть та плоть, которая видит спасение Божие, которая ежедневно обновляется в познание по образу Создателя (Кол. 3:10), и, получая нетленное и беcсмертное тело, изменяет славу, а не природу. Слово же Господа нашего и те, которые соединены с Словом, пребывают вечно.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст.6-8 Глас вопиющаго: возопий: и рекох: что возопию? всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки
Ясно показывает, что спасение Божие могут увидеть только те, которые истинно любят Его и стремятся только к тому, чтоб и мыслить и делать приятное и угодное Ему. Ибо, думаю, тем, которые хотят поступать свято и вести чистую и превосходную жизнь и украситься жизнью во Христе как бы некоторым венцом, надлежит ни во что вменять развлечение настоящей жизни, пренебрегать славою у людей и всем скоропреходящим и все человеческое считать поистине подобным сену и траве и иметь в уме и сердце глагол Божий, то есть Слово, происшедшее от Бога и Отца; ибо Оно обитает в сердцах наших чрез веру и, обогатившись божественным Его Духом, мы имеем Его в себе; Оно достойно стяжания, доставляет жизнь вечную, потому что Оно пребывает во век и, будучи живым словом Божиим, спасает и животворит. Если же кто хочет понимать под глаголом Божиим заповедь Его; то и это может принести не малую пользу; ибо и это сохраняет тех, которые соблюдают его, для вечной жизни, по Слову Самого Спасителя: аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки (Ин. 8:51)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Кир
Кир (Ис.44,28 и др.) – победитель трех могущественнейших народов древности: мидян, лидиян и вавилонян, основатель мидоперсидской монархии и освободитель евреев из Вавилонского плена.
Первоначально он назывался именем Аградар, имя же Кир сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в Священном Писании как предмет пророчества, произнесенного пророком Исаией, еще за полтора века до его рождения (Ис.44,28): Который (то есть Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан! – так гласит означенное удивительное пророчество. Прежде чем Иудея сделалась персидской областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, пророк Исаия был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского. Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (Ис.45,1-3).
Священное Писание не упоминает о ранних летах жизни Кира, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродота и других светских классических историков. Отец Кира был Камбиз, потомок древних персидских царей, но когда Кир родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении Кира, около 599 года до Рождества Xристова, Астиаг, заботясь о безопасности своего престола, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие, к счастью, не осуществилось, и Кир оставался при персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Аскара вследствие его несправедливого и жестокого правления. При вторичном столкновении Астиага с Киром первый был взят в плен и мидийская монархия постепенно уступила свое место персидской. Впрочем, Кир не захватил еще правления и владычества над Персией, так как его дядя, Циаскар (упоминаемый под именем Дария в книге пророка Даниила), был первым монархом мидоперсидской монархии.
В видении пророка Даниила (Дан.8) упоминается об овне и козле, и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям мидийскому и персидскому. Действительно завоевания Кира простирались на запад до Эгейского моря, на север – по ту сторону Армении и на юг – до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения, то в пророчестве содержится только краткое указание на Кира, а о нем более не упоминается в Священном Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, Кир обратил свое внимание на Вавилон – этот золотой город, славу царств, красоту халдейского величия, составлявший, по-видимому, давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы Кира (Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно, взятие им Вавилона в 538 или 539 году до Рождества Xристова.
Впрочем, нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования Кира, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историей народа иудейского. Довольно сказать о Кире, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное. Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени, а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха.
По взятии Вавилона он приказал возвратить иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (IЕзд.1-IV). Откуда Кир мог узнать такое откровение, что Божественное существо называется Господом, Богом небесным? И как он узнал, что Господь повелел ему возобновить храм в Иерусалиме? И почему, презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое-либо особенное вразумление и духовное озарение свыше.
Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслью на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги пророка Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: Который (то есть Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму – ты будешь основан! Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ иудейский в страну его и построил храм Господу! (Ис.44:28; IЕзд.1:1-4). Это было предсказано Исаией за 140 лет до разрушения храма, потому, когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме (IЕзд.1,3).
По слову царя, более 42000 иудеев, покровительствуемые указом Кира, получивши от него в дар сосуды Дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (IЕзд.1:1,8; IЕзд.III). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и пророком Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарии (Дан.6,29).
Кир, однако же, не дожил до окончания постройки Иерусалимского храма. В одном из сражений с массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных берегах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына приказала отрубить ему голову и, бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: «Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!»
Впрочем, сказания о смерти Кира различны: так, например, Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.
Георгий Константинович Властов (†1899)
6. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой.
7. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава.
8. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
Голос Господень говорит Исаии „возвещай!“ Пророк спрашивает: что ему говорить? Ответ на вопрос этот начинается с стиха Ис.40:9: „Взойди на высокую гору“.... Все же мысли, изложенные в ст. Ис.40:6-8, суть мысли пророка (Так комментаторы Спб. Дух. Акад. стр. 675–676. Другие (как Speak. Comm.) только Ис.40:8 стих приписывают Исаии, а Ис.40:6-7 Ангелу или вестнику), внушаемые ему благодатию Духа Святого, но излагаемые от его лица (ср. ст. Ис.40:8), и даже принадлежат, как думают некоторые (напр. Шмидер), тому, кто назвал себя „Гласом вопиющего в пустыне“, тому, кто должен был быть предвестником появления Мессии.
Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве (См. псалом 89-й приписываемый Моисею (ст. Пс.89:6) и ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 177–179), „которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь“ (Мф.6:30; Лк.12:28). Но такова же жизнь и целых народов (Ср. Ис.24:1, Ис.25:2-3; ср. слово Господа на Ассура гл. Ис.10 и мн. др): и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец. Таково значение, даваемое стихам Ис.40:6-8 почти всеми комментаторами. Но мы не хотим обойти молчанием другого взгляда (Кей), который видит действие благодати Божией, умерщвляющей грех, чтобы „смертное поглощено было жизнью“ (Кор.5 ср. 1Кор.15:44-46), и умерщвляющей плоть, дабы „слово Божие пребывало во век,“-как говорит пророк в ст. Ис.40:8.
Следующие стихи прямо указывают уже на церковь Христову. Ей подобает не пророчествовать о Мессии, а благовествовать.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-8 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно
Вставочное рассуждение, принадлежащее или самому пророку (Спб. профес., Властов), или какому-то таинственному небесному голосу (Еп. Петр, The Pulpit Commentary, Dillmann, Speak. Commentary etc.). «Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве (Пс. 89:6), «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» (Мф. 6:30). Но такова же жизнь и целых народов (Ис. 24:1; 25:2-3); и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец». (Властов)
Под «плотию» - евр. basar, греч. σὰρξ - на языке Священного Писания разумеется, естественное, преимущественно, даже материальное и греховное состояние человечества (Ис. 66:23; Зах. 2:13; Рим. 3:20; 8:8; Гал. 2:16; Быт. 6:3; Ис. 66:23; Зах. 2:13; Рим. 3:20; 8:8; Гал. 2:16).
Под «красотой» же этой плоти следует понимать ее естественные, необлагодатствованные достоинства - здоровье, славу, красоту, умственное развитие или ту «мудрость», которую и Апостол Павел называет «плотской» (1Кор. 1:29). Впрочем, Апостол Петр, который склонен относить все пророчество, главным образом, к иудеям, под «плотию» разумеет весь «плотяной» народ иудейский и под «красотой» - его внешний обрядовый закон и различные видимые преимущества, на которые так сильно, хотя и совершенно напрасно, рассчитывали иудеи (происхождение от Авраама, обрезание, омовение и пр., что на языке Священного Писания также называется «плотию» - Рим. 4:1; 3:20; 2 Кop. 5:16; Гал. 3:3; Евр. 7:16). Таково было неустойчивое в своих способностях и силах, глубоко беспомощное и безнадежное состояние избранного народа и всего мира перед явлением славы Господней, т. е. перед пришествием в мир Спасителя.
А слово Бога нашего пребудет вечно... В противоположность суетности, неустойчивости и изменчивости человеческих решений и дел, Божественное определение вечно и неизменно, ибо «у Бога не останется бессильным никакое слово». (Лк. 1:37). Лучшее толкование данного места дает Апостол Петр, который, не упоминая прямо о пророке Исаии, приводит в легком перифразе почти весь комментируемый нами отдел (6-8 ст. 40 гл.), причем под «глаголом Господним, пребывающим во веки», он определенно разумеет «глагол, благовествованный в вас», т. е. Евангелие царствия Божия (1Пет. 1:23-25), имеющее спасительную силу и вечное, непреходящее значение.
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст. 6–8 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно
Господь, обращаясь к своему вестнику, повелевает ему – «возвещай!» Вестник воли Божией, всецело преданный Богу, не свое что-либо возглашает, а желает знать и возгласить только откровение Божие и по откровению восклицает: «всякая плоть трава!», – всякий человек – как царь, так и его подданный, – и всякое царство – Иудейское или Вавилонское, все слабо и кратковременно. Слава человеческая как цвет на траве: и слава мудрых общественных деяний и государственных сооружений, и слава геройских побед и великих завоеваний – тщетны и мимолетны: умирают знаменитые деятели-герои и немедленно тускнет блеск славы их доблестных подвигов, подобно тому, как отпадает и пропадает цвет, когда засыхает его стебель. «Глагол же Божий пребывает во веки»: словом Божиим создан и сам мир, в его начале, словом Божиим он содержится в продолжении своего бытия (Пс.32:6-11;118:89-91;Иоан.1:1-3). А потому если и мир исчезнет, то Слово Божие пребудет. Поэтому пребудет и тот глагол Божий, которым определено сделать спасение для всякой плоти – во славу Божию (Ис.40:5). Погибнут все царства земли; а на их развалинах возникнет царство Божие и царство то не разрушится (Дан.2:44).