Скрыть
Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев

Хотя дни твои коротки, и ты червь, однако сознавай величайшую помощь Божию. Не смотри на наступающие бедствия, но уразумевай всемогущую силу.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-16 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего. В нем Я взял тебя от концов земли и призвал тебя из отдаленных [частей] ея и сказал тебе: раб Мой ты, Я избрал тебя и не отверг тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не уклоняйся, ибо Я Бог твой; Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержала тебя десница праведного Моего. Вот будут постижены и посрамлены все, борющиеся против тебя, будут, как несуществующие, и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь; восстающие против тебя будут, как ничто, и воюющие с тобою как несуществующие. Ибо Я, Господь Бог твой, взял тебя за правую руку твою, говоря тебе: не бойся, Я помог тебе. Не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля. Я помог тебе, говорит Господь, и искупитель твой, Святый Израилев. Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя. Ты будешь молотить горы и растирать их; и превратишь холмы в пыль. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их и вихрь разобьет их, а ты будешь ликовать о Господе, радоваться о Святом Израилеве

Иаков и Израиль есть телесный и духовный, как учит апостол Павел: видите Исраиля по плоти (1Кор. 10:18), откуда мы заключаем, что есть и другой, по духу, и к Израилю по плоти говорится: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамли бысте творили (Ин. 8:39). К ним и выше говорится: зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнул от Бога моего» (Ис. 40:27).

Теперь, напротив того, Бог говорит к духовному Израилю, который принял пришествие Господа своего, которого Он называет сначала рабом, потом избранным, наконец семенем Авраамовым. Ибо прежде мы приняли дух рабства в страхе (Рим. 8), а потом быв избраны, достигаем любви Божией.

Итак после призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: избра от них Иисус дванадесяте, ихже и апостолы нарече (Лк. 6:13), которые после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия. Ибо в нем Он взял их от края земли, и от отдаленных пределов ея призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бе лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки (Деян. 13:46).

Итак тебе, — и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи неопытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею, как перевели LXX. Ибо вот противники твои, народ иудейский и все ведущие борьбу против тебя и преследователи твои обратятся в ничто, и ты будешь искать противников своих, и не найдешь их. И указывается причина, почему не найдет он противников своих: ибо будут как несуществующие. Об этих противниках говорится, что они неистовствуют против апостолов, или по еврейскому, истреблены.

Не должен же ты бояться потому, что Я взял руку твою, говорящий тебе: не бойся, Я помог тебе, не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля, или как перевели LXX: малейшие из Израиля. Поставленного мною: Я помог тебе, не бойся, червь Иаков, у Семидесяти нет. Червем же, который по-еврейски называется tholath, именуется, вследствие уничижения и поношения, сонм апостолов, подражающий Спасителю, говорящему в псалме: Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21:7). Ибо как червь проникает в землю; так речь апостольская проникла в города языческие и вступила в сердца, бывшие прежде крайне жестокими. И справедливо говорится о немногих из Израиля, потому что сравнительно со всем миром уверовали весьма немногие из народа иудейского, которым Господь говорит в Евангелии: не бойся, малое стадо (Лк. 12:32), или, по еврейскому, об умерших из Израиля, которые говорят с апостолом: по вся дни умираю (1Кор. 15:31). И в другом месте: Христови сораспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

Следующее же затем: Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя, означает то, что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они [противные силы и духовная испорченность, восстающая на разум Божий] будут унесены и разсеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатыя острея евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушит жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех ересиархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-14 Се, постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии, и погибнут вси соперницы твои: взыщеши их, и не обрящеши человеков, иже поругаются тебе: будут бо аки не бывшии и не будут ратующии тебе. Яко Аз Бог твой, держай десницу твою, глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю, Аз помогох ти, глаголет Бог твой избавляяй тя Святый Израилев

И это (составляет) изъяснение предшествующего: ты, говорит, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих (Ис. 41:8); се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе. Ибо весьма много бывало по временам таких, которые нечестиво умышляли против святых тайноводителей и пытались противополагать спасительным вещаниям вещания их собственной закоснелости; но обратились в ничто и погибли противники благочестия, так как противодействие священнодействователям божественной проповеди есть, конечно, не что иное, как борьба против догматов благочестия. Итак, не будет (их), говорит, но взыщеши их, и не обрящеши поругавшихся тебе, будут бо аки не бывшии. Это тоже, что воспевается гласом блаженного Давида: видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках его и не обретеся место его. (Пс. 36:35-36). Восстают многие из привыкших высокомудрствовать против достоинства святых тайноводителей, но они, как говорит Священное Писание, от земли искоренятся (Притч. 15:5), и высокоумствующие подвергнутся страшному и неожиданному истреблению, ибо написано: иже высок творит свой дом, ищет сокрушения (Притч. 17:16).

Итак, не будут, говорит, ратующие тебе, не будут, говорит, – конечно потому, что никто не устоит против апостолов, а также потому, что во всяком случае настанет пришествие славного мира. Не правда ли? – Нет числа тем, которые вели брань против них (апостолов), однако не найдешь их существующими: они усмиряются и подвергаются прещению божественного гнева. Потому возбуждает их к мужеству, говоря: аз Бог твой держай десницу твою, то есть предпочитающий тебя и поставляющий превыше всякого искушения: аз глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю. Что касается численности воюющих или начальствующих, то совершенно мал был Израиль (не весь народ разумею, но взятых из него к апостольству); велик, силен и крепок в помощи был спаситель их имеющий необоримую руку. А если Бог освобождает, то кто может озлобить?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе

Не давая никакой новой мысли, эти стихи усиленно подчеркивают и развивают предыдущую - о совершенной безопасности Израиля пред его врагами и даже об его полном торжестве над ними. Последнее изображено в таких ярких и густых красках, что, по справедливому замечанию одного из наших комментаторов, в полной силе эти слова невозможно отнести к каким-либо событиям, кроме торжества церкви Христовой над миром (Властов). Здесь, следовательно, мы имеем пример пророческой гиперболы (если относить все сказанное к одному плотскому Израилю), которая, однако, получает свой полный, реальный смысл, если распространить ее и на духовного Израиля, т. е. на церковь Христову.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 11–14. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 

Противники Израиля и соперники его – все народы, с которыми он вел войны и которые его притесняли, как то: Сирийцы, Ассирийцы и в особенности Идумеяне и Вавилоняне, эти ожесточеннейшие его ненавистники, как враги царства Божия и осужденные Правдой Божией, погибнут бесследно; и эту погибель увидит сам Израиль, – он их будет высматривать и не найдет. Это совершит Господь – Царь Израиля; а потому, хотя Израиль, как народ, мал, по числу, не силен на войне и его легко мог бы раздавить сильнейший завоеватель Востока, как мощный путник нечувствительно раздавливает червячка, пресмыкающегося в пыли; однако он будет невредим среди общей погибели языческих царей и царств (ст. Ис.41:2), его спасет Господь, ибо Он свят в отношении к Израилю, т.е. верен Своим обетованиям, неизменяем в Своих предопределениях в отношении к судьбам избранного народа.

Образ страждущего и уничиженного, а затем избавленного и прославленного Богом Израиля, есть прообраз Христа-Спасителя, который, в минуты предсмертных Своих страданий на кресте, обливаясь кровью от головы до ног, был в подобии червя, а не человека (ст. Ис.53:3; Пс.21:7), но затем, низложивши державу зла смертью и воскресением, вознесшись на небо, Он стал царем славы во веки.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible